Еще пять минут назад в московском театре-клубе «Мастерская» играли на всем, что издает звуки: от концертино до канализационных шлангов, и зал, битком набитый детьми и взрослыми, скандировал: «Бенька, Бенька!»
Теперь она, героиня вечера, автор новых музыкальных программ «Музыка – все!» и «Кабаре в квадрате», Светлана Бень-Залесская в гримерке на табурете сидит уставшая, и ей надо давать интервью… А что делать?! Кофры да чемоданы с чудным реквизитом, где соседствует кухонная утварь с какими-то куклами и картами, гардеробом в стиле «прощай молодость», в это время спешно собирает вся честная компания Беньки – кабаре-бэнд «Серебряная свадьба». А именно: Франческа-Мария Василевска (скрипка, клавиши, ксилофон), Джордж Пунш (банджо, гитара), Франсуа де Бош (ударные, пила и стиральная доска), Вильям Габбс (швабробас и контрабас), Серж Люмьер (труба и вокал) и Эжен Люмьер (тромбон, клавишные, металлофон), а также Александр Богданов-папа Бо – директор группы.
До поезда «Москва–Минск» полтора часа. Забег на длинную дистанцию – трехмесячная подготовка к новой программе и премьерный показ в Москве – закончились…
Светлана, уже завтра вы выйдете из вагона, обнимите своих дочерей, родных и близких. И что будете делать потом?
Да, сначала надо их схватить, обнять и никого не выпускать. А потом сразу начнем двигаться дальше: продолжать работу над программой «Кабаре в квадрате», посвященной творчеству немецких, французских кабаретистов. Мы будем доделывать-переделывать, добавлять номера в детскую программу, работать над афишей, над записью диска программы, будем шить костюмы и… спать. Очень много спать, потому что последние месяцы мы спали мало.
Совершенно бешеную популярность получила ваша песня «Про Сашу и Чёрную речку» на Youtube. В России вас знают в основном по интернет-каналам, в одном из которых вас цитируют: «Мы делаем взрослых детьми». Поясните смысл высказывания?
Не узнаю, не говорила. Эта фраза слишком нагло звучит, самонадеянно. Скорее, мы предлагаем вспомнить что-то из детства. И у кого-то на наших концертах действительно всплывают воспоминания из прошлого – запахи, звуки, ощущения.
Некоторые песни могут помочь войти в общее состояние бесшабашного веселья, радости, прыжков, как в детском садике, когда все и всё вместе делают, когда с тобой играют, когда вводят в игру. Это очень хорошее чувство. Оно кому-то, может быть, приятно.
Но, полагаю, есть в зале и те, кто думают: «Ох, какие болваны!» – и ни в какое детство не погружаются. Поэтому я никогда не осмелилась бы заявить, что мы делаем детьми всех.
Но мы хотели бы добиться того, чтобы люди, слушая нас, вспоминали что-то важное, хорошее, радостное.
Часто то, что вы делаете на сцене, – это музыкально-театральная клоунада, граничащая с хулиганством. Юмор и остроту ваших посланий вполне можно определить в категорию 18+. Что за жанр, какой стиль у группы «Серебряная свадьба»?
Наш стиль родился органично. Мы просто исполняли, что хотелось, не загоняя себя ни в какие рамки, не ставя никаких задач. И все стали говорить нам одно и то же: «Да вы же кабаре делаете, ребята». Так мы уже восьмой год определяем свой жанр.
«Клавка-Клавка, женщина-пиявка, женщина-булавка, женщина-звезда, все говорят, что ты за все заплатишь, Клавка, но женщины-пиявки не платят никогда». Или: «Вы на меня внимания не обращали, и от непонимания я вся пошла прыщами». В ваших песнях намешано многое, но, безусловно, доминирует такая «приправа», как самоирония. Каков главный посыл в вашем творчестве?
Мы поем обо всем. Но по большей части о том, что нельзя себя жалеть. Это некрасиво. Человеку должно быть просто некогда себя жалеть, он обязан все время трудиться, копошиться и что-то в этом мире создавать. Знаете, есть такие стихи у Артура Гиваргизова: «Не позволяй душе лениться, а телу позволяй лениться. Не заставляй его трудиться – душа обязана трудиться». Я поддерживаю эти строчки полностью. Можно и не делать ничего, в конце концов, но где-то внутри себя трудиться все время надо.
А есть в репертуаре программная песня, послушав которую, составишь максимально полное представление о Беньке и ее кабаре-бэнде?
Все, что мы делаем, интересно в сумме своей, в своей цельности. Это, как спектакль, где нельзя показать только лишь удушение Дездемоны, потому что состоит из множества событий, которые следуют до этого и следуют после. Иначе никто ничего не поймет. Один дядька задушил тетку. Что произошло? Почему? Как? Где? Вот точно так же и одну песню не вынешь из канвы, из всего контекста.
«Кабаре в квадрате» – самое свежее представление в вашем исполнении в духе французских и немецких традиций. Почему нам, братьям-славянам, это может быть интересно? Почему вам захотелось это исполнять?
Выясняется, что братьям-славянам это интересно. А Франция и Германия – потому что это две корневые культуры, из которых кабаре родилось. Но вообще, кабаре было много в разных странах – в Чехии, Польше… И Америка немало привнесла в этот жанр. Да в каждой стране оно было и есть. И в России в том числе.
Музыка, тексты, шоу – что главное в представлениях кабаре-бэнда «Серебряная свадьба»?
Кабаре – это маленький кабачок, некое место, где собирается группа практически все время одних и тех же людей плюс какие-то случайные, примкнувшие друзья, знакомые, товарищи друзей. Это некая инициативная группа, которая устраивает вечера дружеского общения, сопровождаемые песнями, музыкой, танцами, импровизированными шутками, выступлениями. «Вот я пришел, новые стихи написал, сейчас прочту», «Ну-ка давай, дружище, выходи на сцену, исполняй», «А сейчас все хором нашу любимую!», «Ну, а теперь все просто пьют и валятся на пол». Вот это и есть кабаре. Коммерческое кабаре – это когда пестрый набор номеров становится не столь импровизационным, а доведенным до высокого профессионализма. Из него взяты самые яркие, самые эффектные, привлекающие зрителя постановки. Такое кабаре ближе к варьете, к мюзик-холлу, где чередуются стриптиз, фокусы с распиливанием женщины, танец человека-змеи… Тысяча вариантов этого жанра есть! А мы – именно кабаре-бэнд: не распиливаем женщин, не танцуем канкан, не раздеваемся и не жонглируем, мы умеем играть, петь и рассказывать разные истории.
Похоже, ваши гастрольные темпы набирают обороты, растет популярность. Вы готовы к этому?
Все на свете имеет минусы и плюсы. Я готова вот к чему, и уже несколько дней говорю всем одно и то же: хочу огромную машину, чтобы в нее можно было сложить все декорации, наш реквизит бесконечный, посадить всех нас – и больше ничего не надо. Нет, еще нужен репетиционный зал и огромный дом, комнат на тридцать. И если популярность приносит такого рода дивиденды, то я согласна на популярность.
Поскольку мы свели разговор в область мечтаний, куда бы вы хотели отправиться с гастролями, чтобы себя показать и на публику посмотреть?
Мы хотим в Петропавловск-Камчатский, Хабаровск. В Новосибирск, Екатеринбург, Владивосток, Ханты-Мансийск. Хотим объездить всю Россию как минимум. Но вообще, в наших планах – земной шар. Очень хочется увидеть подтверждение того, что все люди прекрасны и в чем-то родственны, что все одинаково могут быть открытыми, дружелюбными, светлыми, радостными, взбалмошными, глупыми и смешными.
Интересно, какой вам покажется публика, которая подтянется с 7 по 9 июня в Калужскую область на фестиваль «Дикая мята» – ведь ваш кабаре-бэнд – один из участников… Кстати, c коллегами – артистами этого open air встречаться собираетесь?
Вы задали очень грустный вопрос. Так редко на фестивалях артисты могут рассмотреть, услышать друг друга: то ты на отстройке звука, то у тебя уже выступление, то после концерта складываешь реквизит в чемоданы и собираешь инструменты. И при этом пытаешься собраться сам – прийти в себя. А в это время где-то уже звучит музыка, и твой любимый артист, встречи с которым ты так ждал на этом фестивале, уже начал свою работу. И – что скорее всего – вот-вот ее закончит. Да, зачастую такая трагическая судьба у дружбы музыкантов между собой. Поэтому я лично никаких планов не строю. Хотя, как знать?! У нас в белорусском фольклоре есть чудесное растение, которое можно сравнить с дикой мятой – папараць кветка – папоротник, который цветет в ночь на Ивана Купала. Это почти мифическое растение. Значит, возможно все, в том числе чудеса! И, кстати, как же нам близко название «Дикая мята» с упором на первое слово! В нем так много веселой, неистовой, первобытной энергии и силы!
Беседовала Юлия Смолякова
Фотографии: Кристина Галка
Метка Дикая мята, Интервью, музыка, Светлана Бень-Залесская, Серебряная свадьба, Юлия Смолякова
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
У Алисы “Все ОК”!
Побеседовали с молодой звездой кино Алисой Руденко о её закулисной жизни и творческом пути, чтобы узнать больше о том, как она справляется с вызовами профессии.
-
Дэя — Made In Russia
Певица Дэя обещает поклонникам новые хиты и оригинальные сюрпризы в ближайшее время. Мы поговорили с артисткой о секретах ее успеха и творческих планах.
-
Я рос на музыке нулевых!
Санкт-Петербургский исполнитель электронной музыки Валентин Артемьев (ArtVal) об обратной стороне города и Смертельном рейве.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.