Любой водитель со стажем больше года уверен в своих силах на 100%, и в голове у него прочно сидит мысль, что с ним-то уж точно ничего никогда не случится. Это другие попадают в аварии, вылетают с трассы, а он знает что делает. И признаюсь вам – я тоже так думал и на первых порах носился очертя голову по городским улицам, по трассам, лавируя в потоке машин и чувствуя себя королем дороги. Друзья боялись со мной ездить, а мне это только льстило: я один так вожу! И хорошо, что не пришлось учиться на своих ошибках…
В какой-то момент я просто осознал, что если влечу в другую машину на скорости 150–170 км/ч, то помимо себя угроблю и ближнего своего. Эта ясная мысль была настолько очевидна, что я удивился, как она не посетила меня раньше, и стал водить гораздо аккуратнее, не позволяя себе «играть в шашки» и не создавая аварийных ситуаций. Но куда девать жажду скорости, которая требовала выплеска? Где можно погонять легально? Картинг? Но он показался мне немного детским, да простят меня фанаты этого вида спорта. И я обратил свой взор на ралли.
Ралли. Начало
Конечно, как человек, имеющий опыт вождения автомобиля преимущественно в черте города, я не стал ломиться на с ходу попавшуюся раллийную гонку. Прежде всего, не хотел вылететь на первом же повороте, во-вторых, не желал стать посмешищем для других. Поэтому решил пойти по длинному пути и обратился в ралли-школу команды ASport rally team. И не прогадал. Первым делом меня отправили на занятия по повышению водительского мастерства. Приехав на Тушинский аэродром, я нашел своего инструктора Дениса Фоменко (видимо, люди с такой фамилией автоматически попадают в автоспорт), сел в новенький «Форд Фокус» и весь обратился в слух. Казалось, я многое знаю, уж как настроить правильно водительское креслo – однозначно. Но не тут-то было. Обычно при вождении я неосознанно наклонялся вперед, но оказывается, делать этого нельзя, особенно в автоспорте. Лопатки должны все время касаться спинки кресла – так вы будете намного лучше чувствовать своего железного коня. Попробуйте как-нибудь, сидя за рулем, вытянуть обе руки вперед – ваши запястья должны четко лечь на рулевое колесо – так измеряется расстояние, при котором вы будете чувствовать себя наиболее комфортно, управляя автомобилем, особенно при частых резких поворотах.
И еще одна важная деталь. Как думаете, зачем нужна площадка слева от педалей, которая есть практически в каждом автомобиле? Я, например, пользовался ею как удобной подставкой под левую ногу и не придавал никакого другого значения.
Денис же просветил меня, что при резком торможении водители упираются руками в рулевое колесо и не могут эффективно управлять автомобилем, а данная подставка, кроме того, что просто удобна, служит упором для ноги, позволяя рукам свободно совершать необходимые действия.
После нескольких кругов по небольшой ледяной трассе, во время которых машина в основном скользила боком, а не ехала прямо, мы поменялись местами, и настал мой черед показать себя. Должен признать, что главным препятствием, отделяющим обычного водителя от спортсмена, является психологический барьер, который преодолевается только путем тренировок и наставлениями инструктора. Когда, поворачивая колеса, вы понимаете, что машина не входит в вираж, а продолжает скользить прямо, то рефлекторно начинаете вращать руль сильнее или просто пытаетесь «оттормозиться».
Худшего расклада и быть не может: автомобиль еще сильнее потащит вперед, и в итоге вы окажетесь в сугробе. Такая ситуация называется сносом передний оси, и бороться с ней нужно ровно противоположным способом, который возможен только при наличии опыта и крепких нервов.
Затем необходимо повернуть руль в обратную сторону, таким образом уменьшив угол входа в поворот и давая колесам «зацепиться». Сразу перебороть себя трудно, нога сама норовит перепрыгнуть на педаль тормоза, но, когда все получается как надо, страх улетучивается и чувствуешь себя так, будто только что выиграл кубок чемпионата мира! Это все равно что обуздать дикого коня: ты управляешь его мощью, ты его хозяин!
Со сносом задней оси – «заносом» – справиться, как мне кажется, немного легче. Опять же для работы с тормозом непосредственно в самом повороте надо иметь определенные навыки, ведь ошибка приведет к полной потере контроля над автомобилем, и вас закрутит. Самое важное – вовремя среагировать на занос и плавно, но быстро повернуть руль в сторону заноса, тем самым выравнивая автомобиль. Резкие движения приведут к так называемому хлысту, и машину занесет в другую сторону, но уже с гораздо большей силой. Поэтому нужно оттачивать плавность движений и учиться предсказывать поведение своего боевого коня. Независимо от привода автомобиля, выйти из заноса можно без работы с педалью газа.
Главное – все делать вовремя.
Поездив пару часов по льду, я стал чувствовать себя намного увереннее, и меня перестало разворачивать на поворотах и бросать из заноса в занос. Однако во время езды я постоянно думал о своем следующем действии, мозг работал на пределе, давая указания конечностям и превозмогая желание нажать на тормоз в непривычных ситуациях. У раллийного гонщика эти навыки отточены до уровня инстинктов, что требует немалого времени тренировок, которого у меня, к сожалению, не было…
Кто ты, штурман?
Следующим моим шагом стала встреча с персональным тренером, готовящим гонщиков к выступлениям на различных раллийных соревнованиях от команды ASport rally team. Причем сам он порой занимает место второго пилота (в народе – штурмана) и помогает своим подопечным пройти очередной этап. Зовут его Андрей Галькевич, и в ралли-школе он преподает аж с 2001 года; был и инструктором, и даже руководителем школы, а с 2010 года ушел в тренерскую работу.
Андрей рассказал, что в ралли работает экипаж: первый и второй пилоты, но помимо них есть еще целая группа специалистов (механик, тренер, координатор и т.д.). В ралли важна команда, слаженная работа всех «шестеренок механизма», и в первую очередь идеальное взаимопонимание пилота и штурмана – одинокий волк тут ничего не добьется. А я всегда полагал, что штурман сам составляет стенограмму, с которой потом считывает дорогу, однако оказалось, что это не так. На деле до начала гонки экипажам дают два раза проехать по трассе, и пилот диктует штурману стенограмму под запись. Во второй раз штурман озвучивает записанное, а пилот корректирует. По сути, не важно, как будут записываться повороты и прямые, главное, чтобы члены экипажа четко понимали друг друга. Хорошие штурманы на вес золота, все расписаны на год вперед, не зря говорят: хорошего штурмана хоть в космос посылай.
Не менее важная «деталь» – это «холодная» голова. Если пилот поддастся эмоциям, будет стараться ехать быстрее разумного, то в итоге экипаж найдет себя в кустах или кювете. Эмоции здесь нужно оставлять на потом, а во время гонки работает только холодный расчет. И конечно, полное доверие внутри экипажа. Без него о хороших результатах можно забыть.
Что? Куда? Почем?
Вообще участие в профессиональном ралли – удовольствие не из дешевых. Одни затраты на вступительные взносы могут сильно ударить по бюджету, а еще ведь нужно содержать и обслуживать раллийный автомобиль. А он ведет себя, как капризная молодая жена: 10 колес на этап, специальное топливо по 6 евро за литр, техническое обслуживание, включающее переборку мотора и коробки трансмиссии каждые 1000 скоростных километров!
И это при условии, что вы ничего не повредили во время гонки, а такое случается редко, тем более на начальном этапе. Со спонсорством в ралли, как и во многих других видах спорта в России, все, мягко говоря, не очень хорошо, и участвовать придется – увы! – на свои кровные. Анонсов гонок также не дают, поэтому у нас на трассах мало зрителей, хотя приехать посмотреть может любой желающий, и при этом совершенно бесплатно. Так и живем. А потом удивляемся, когда смотрим какой-нибудь чемпионат мира по ралли: почему же там нет русских пилотов? Просто тех, у кого есть возможность и средства на регулярные тренировки и участие в соревнованиях, не так много, и они не всегда могут тягаться с мировыми звездами, хотя впечатляющие результаты у них есть.
Старт!
Но все же можно найти варианты, не требующие огромных затрат времени и средств. Вот, к примеру, я принял участие в так называемом Р3К – ралли третьей категории (www.rally3k.ru). Соревнования под общим названием «Каникулы» проходят четыре раза в год, раз в сезон. Вступительный взнос очень демократичный – всего 5000 рублей с экипажа плюс еще тысяча-полторы на страховку и лицензию водителя РАФ (Российская автомобильная федерация). Принять участие может любой желающий, обладающий правами категории В и личным автомобилем (желательно на ходу). Соревнования проводятся в Подмосковье и укладываются в один день. В принципе сходство с ралли тут есть: экипаж из двух человек, обязательно шлемы на голове, наклейки с номерами по бокам, пункты контроля времени и участки дополнительных соревнований (в ралли первой категории они называются «специальными участками» – их как раз надо проезжать с максимально возможной скоростью). Но в отличие от профессиональных соревнований трассу тут никто не перекрывает, вы едете по дорогам общего пользования, что, конечно же, предполагает неукоснительное соблюдение ПДД. Эти ралли называют «штурманскими», так как скорость не играет здесь главной роли – важнее правильно проехать маршрут (а это зависит только от четких и своевременных указаний второго пилота). Буду с вами откровенен – большую часть «гонки» мне было скучно, потому что ехать нужно по ПДД, а так я езжу каждый день. Но! Были моменты, когда я реально чувствовал себя участником полноценного ралли, и мне даже становилось страшновато. Например, на последнем скоростном участке дорога пролегала вдали от трасс и была покрыта снегом и льдом. Разрешенная скорость – 90 км/ч. Именно там я понял, что значит работа штурмана: ты летишь на такой скорости, когда вокруг все белым-бело, и не понимаешь, где и в какую сторону следующий поворот. А когда под колесами лед – вылететь с дороги не составляет труда.
В итоге мы благополучно добрались до финиша, хоть результат был не особо выдающимся. Опять же – у меня никогда не было практики езды по снежной трассе на таких скоростях. Вот вам и ПДД – никаких нарушений, а адреналина масса! Жаль только, что после такого трехминутного скоростного участка предстояла дорога до финиша – 50 км за 50 минут. Можно было проехать и быстрее, конечно, но отметиться необходимо точно в свою минуту. В итоге по результатам соревнований мы были пятнадцатыми из двадцати участников. Не так плохо для новичков…
Финиш
Конечно, моя мечта принять участие в профессиональном ралли пока так и остается мечтой, но я не спешу отчаиваться! Помимо Р3К, есть еще автодромы «Лидер» (www.am-lider.ru), «Мячково» (www.adm-raceway.ru) и новая, недавно построенная трасса Moscow Raceway (www.moscowraceway.ru), где за умеренную плату можно прокатиться по настоящей гоночной трассе на своем или прокатном авто. Хочется верить, что в недалеком будущем спонсоры заинтересуются развитием российского автоспорта, и пилотам не придется платить за возможность представлять свою страну на мировой арене. А пока все ложится на наши плечи и только наше непреодолимое желание проявить себя в роли гонщика и страсть к скорости поддерживает автоспорт. Крепитесь!
Валентин Рогатин
Фотографии предоставлены
организаторами ASport rally team
www.rally-school.ru
Метка автомобиль
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Алёна Анисимкова: «Я не раздаю советы, я даю инструменты»
Чему учат в онлайн-школе нумерологии? Что дают полученные знания ученикам?
-
Игры с реальностью
Шорт-лист лучших квестов Москвы
-
Sex Sells. Секс продает
Сексуальная тематика – лучший способ выделить свое рекламное послание, считают маркетологи. Можно вспомнить немало ярких примеров, подтверждающих этот тезис.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.