Видна жизнь. Причем, не приукрашенная, подлинная. В такси не садятся, изображая кого-то, в такси садятся, чтобы ехать. Там мы без маски или хорошо видны из-под нее.
Мой герой Александр Соколов за рулем 7 дней в неделю. По улицам нашего уютного города он накручивает в день от 300 до 600 километров и перевозит в среднем 13 пассажиров. Время в пути по одному маршруту, с учетом московских пробок, от получаса до двух часов. Несложно подсчитать, что за год он увидит в своей машине от четырех до пять тысяч человек и составит о них мнение. Мы же не всегда молчим… А иногда молчим очень выразительно. И получается включенное социологическое наблюдение. Тем более что Александр именно этим и занимается. Он задает вопросы…
Мы отправились в путь по Москве, потому что Александру привычнее разговаривать за рулем. И оказалось, что для съемки выбрали его день рождения, о котором он с утра и не вспомнил.
А вы вообще празднуете день рождения?
Вы знаете, я забыл, когда последний раз праздники отмечал. Вот Новый год я заметил: увидел людей, которые идут по улице, петарды жгут, фейерверки запускают. Когда они ко мне в машину садились, я ощущал веселье. А сам по себе праздник, то есть чувство праздника, я уже забыл, когда последний раз испытывал.
Ну, вот видите! Значит, мы вам просто сделали подарок! Будем считать, что это подарок на день рождения. Журнал выйдет 1-ого мая, вот и будет праздник. Александр, кто ваши попутчики?
С недавнего времени я детское такси. Взрослых редко вожу, только когда к Яндексу подключаюсь. А так, в основном детей: в школу, со школы, на секции, либо с мамами в поликлиники, больницы. Некоторые путают такси и детское такси. Я всегда объясняю, что обычное такси не возит (в Москве точно) детское кресло, потому что оно мешает (в багажнике вещи, еще что-то). А у нас детское кресло закреплено на заднем сидении, и еще одно запасное лежит в багажнике.
По каким критериям подбирают водителей в детское такси?
Стиль вождения должен быть другой. Нельзя ехать с бешеной скоростью. Представительский класс получается: потихоньку, плавно покачиваясь на кочках, перекатываясь через полицейских. В начале поездки ребенок капризничает, сопит, пузыри пускает. Мама с папой переживают. Я говорю: пять минут и он уснет, и вы следом за ним. И вот ребенок засопел, минут через десять и его родители. В салоне музыка тихо играет. Все спят. Мы к месту подъезжаем, я говорю: мы на месте, а они отвечают: «Ой, как здорово! Мы отдохнули, и ребенок в машине себя нормально вел». Я думаю панельку себе в подголовник поставить, чтобы дети мультики смотрели.
А что, взрослые пассажиры надоели?
Я детей вожу с Нового года. Когда возишь человека делового, он садится молча и молча выходит. Единственные его реплики обычно: тише, аккуратней или радиостанцию поменяйте. С ним все четко и понятно. Бывают пассажиры недовольные, что их родили на свет, недовольные погодой, тещей, грязной машиной. А когда ты ему объясняешь, что помыл машину час назад, он этого понять не может. Деловой человек не будет возмущаться грязной машиной, он улицы видит. Я на все это смотрел, смотрел и решил, что пора что-то менять. Займусь благородным делом – буду возить детей. С детьми не соскучишься. Эти маленькие создания пытаются все время что-то озвучивать.
Ворчливых пассажиров в Москве много?
Практически каждый второй. Я недавно подвозил семью: мама, папа и двое детей. Предложил им второе кресло, они отказались. Отец меня спрашивает: зачем? Я отвечаю: безопасность. Мама мне говорит: если поставить второе кресло, мне будет неудобно. Я отвечаю: мне кажется, жизнь ребенка дороже стоит. На что мне было сказано: а вы езжайте аккуратней. Я говорю: я со всеми пассажирами аккуратно езжу, я в ответе за чужую жизнь, тут дело в дураках, которые могут извне помешать. До них не дошло. Негативное ощущение осталось после этой поездки.
Категория пьяных людей – это вообще отдельная тема. Говорят, когда русский человек выпил, он становится щедрым. Ничего подобного. Как в поговорке: что у трезвого на уме, то у пьяного на языке. Приблизительно так и получается. Приходится выслушивать не то, как широка страна моя родная, а как люди все плохи. И в первую очередь такси, потом правительство и т.д. А когда задаешь им вопрос: чем оно плохо (такси, правительство)? Что ты делаешь, чтобы стало лучше? Мне отвечают: а почему я должен для этого что-то делать? Я никому ничего не должен. Все. Дальше можно не продолжать тему, потому что человек предстает в негативной форме. У него все неправильно, все неправы, даже он сам неправ, но это все равно правильно…
Что изменилось за те пять лет, что вы работаете таксистом?
Состояние и настроение пассажиров поменялось. Раньше такси ассоциировалось с тем, что ты отдыхаешь: от дверей дома до дверей ресторана – одно состояние, ты едешь в предвкушении, и такси доставляет тебя с земли на небеса. Когда человек попал в ресторан, посидел, отдохнул, у него такое же благостное состояние, предвкушение, что он не будет сейчас на метро передвигаться, вернется обратно так же на такси, сохранив свое хорошее настроение. И чаевые люди давали более охотно. А сейчас люди используют такси утилитарно: чем свою машину гробить на московских ухабистых дорогах, лучше закажу такси. И надо такси найти более дешевое, и ворчать на пробки и дороговизну жизни всю дорогу. Когда такого везешь, он едет не в приподнятом настроении, а в состоянии потребительского недовольства. После таких поездок реально в душ хочется сходить, смыть с себя всю эту грязь, потому что она настолько липкая, неприятная и долго держится. Кроме того, это состояние остается в машине. И когда следующий пассажир садится – он чувствует, что перед ним был кто-то негативный.
А что, сейчас даже деловые стали прижимистыми?
Лет пять назад еще была широта души русской, они показывали, что помимо того, что деловые, еще и имущие. А сейчас люди пытаются только своим видом демонстрировать, что они крутые. Молча садится в машину: «моя твоя не понимай, ты с другой планеты». Как будто я – каста обслуги. Мы все сделаны из одного теста, и все в одно и то же место уйдем, между нами нет никакой разницы. Но некоторые забывают об этом. Если брать в процентном соотношении, то деловых людей, которые пытаются показать свой пафос, процентов 70. А 30% ничего не изображают, ты просто понимаешь, что у них статус высокий, и они этим не кичатся, не пытаются его тебе навязать, с ними легко ехать. Напрягает, когда у тебя сзади сидит человек, который сверлит тебя глазами через спинку сидения. Может быть он чем-то недоволен, или у него настроение плохое, или он пару миллионов не досчитался, и чего он от тебя хочет – непонятно. Люди стали более жестокими, более агрессивно настроенными на чужое падение. Но если другой ошибся, можно усмехнуться, пошутить по этому поводу, но не обострять ситуацию. А сейчас люди раздувают из мухи слона, и человек еще больше впадает в панику, что он сделал что-то не так.
Александр, а вы москвич?
Нет, я из города Тамбова. Я не москвич по рождению, но москвич по душе. Я в первый раз приехал в Москву еще при нашем доблестном совке, мне было 8 лет. Мавзолей, Красная площадь, а после моей поездки был внеклассный урок. Учительница всех усадила и сказала: «Александр, выходи к доске и рассказывай, что ты видел в Москве?» Для меня это было первое впечатление от большого города, и на вопрос «Что ты видел?» я ответил: ВСЁ! А в 9 лет совершил свое первое путешествие по Москве в одиночку: моя старшая сестра училась в Подмосковье на резчика по дереву, родители мне очень доверяли в плане самостоятельности и отпустили одного из Тамбова в Москву, написав как нужно ехать, где выходить, как двигаться по метро. Но я немного расширил свою поездку, проехав по кольцу, выходя на каждой станции и гуляя. В итоге к сестре в Абрамцево приехал гораздо позже, чем планировалось. С тех пор я влюбился в Москву и понял, что это мой город, и я буду здесь жить.
А чем Москва вам ответила?
Она как мама, наверное. И по головке гладила, и подзатыльники давала. И даже ремнем по мягкому месту охаживала периодически. Воспитывала меня.
Если брать историческую сторону города, которая в Великую Отечественную была сердцем страны, то Москва впитала энергетику войны, желание победить и стремиться к чему-то. Эта Москва мне очень нравится. А если брать Москву, как энергетическую сущность, я бы сказал, что она вампир. Если ты слаб нутром, то она тебя высосет, как губку, как мочалку, и выкинет на обочину где-нибудь в районе Бирюлево-Западное. Но если ты сильный, то она дает пару раз оступиться, споткнуться и потом подняться. Ну а те, кто под счастливой звездой родились – для них Москва как лотерейный билет – шанс найти себя. И вероятность выигрыша больше, чем в лотерее.
Александр, за что можно любить Москву?
По большому счету я Москву хорошо очень знаю. Два раза обошел МКАД пешком. Обычно траектория движения жителей очень простая: работа, дом, редкие места для выхода. А так чтобы человек бродил по городу, такое редко встречается. Мы не живем в городе, мы находимся в пункте Москва. А когда ее любить?
Как, на ваш взгляд, может что-то измениться в лучшую сторону?
Москва – большой город. Много денег, много умов, много людей, которые могли бы изменить в городе очень многое. Я не пессимист, но глупо говорить о том, что у нас будет хорошо и в стране, и в Москве, и в людях непосредственно, если отсутствуют душа, духовность и вера. Без веры человек – это просто оболочка. Мы очень много жертв принесли в Великую Отечественную войну, но все же выиграли – благодаря вере. Не важно, в Сталина верили, в Бога верили, в Родину, в матерей своих, мы верили во что-то. Я думаю, что если бы мы верили в Кришну, мы бы войну не выиграли. В православии Бог призывает к действию, к любви и созиданию. Если, допустим, наши мэры уважали бы себя, своих близких, любили их, любили своих родителей, то это автоматически призывало бы их и к уважению других людей. Но этого пока не происходит. Но кто знает…
Вот мы и встали в типичную пробку на Тверской. Скорость ноль. А что для вас скорость?
Скорость – это жизнь. Для меня это ощущение отрыва от реальности и действительности. Не потому, что я так нуждаюсь в отрыве от этой действительности. Это как после рабочего дня: вы приходите домой, прилегли на диванчик и первое, что хотите сделать, – потянуть суставы, ножки вытянуть. И когда вы это делаете, несмотря на то, что будет чуть-чуть больно, то испытываете наслаждение. Хорошооо!.. Вот приблизительно то же самое ощущение дает мне скорость. Когда я мчусь – я расслабляюсь. Только получается это редко.
Нино Самсонадзе
Фотографии: Леонид Максимов
Метка Александр Соколов, Леонид Максимов, Нино Самсонадзе
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Yoha и индонезийский вайб
Модель и лайф-коуч Егор Федоров (Yoha) об индонезийском вайбе. Бали знаменит как всемирная «столица» по осознанности, йоге и медитации. В последнее время остров также стал известен как айти-комьюнити лайф-стайл коучей и блогеров.
-
Молитвы Мирославы Коллавини избавляют от несчастий
Чтобы притягивать к себе хорошее, светлое, счастливое, нужно самому стать центром созидания, а не разрушения.
-
Они пришли из будущего
Технологии из фантастических фильмов, которые уже есть в наших домах
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.