Майкл, как вы оказались в самом знаменитом цирке?
Все очень тривиально – мне просто нужна была работа. Один из знакомых сказал: «Слушай, а почему бы тебе не отправить резюме в Cirque du Soleil?» Я зашел на сайт компании, заполнил анкету, и у меня получилось! Не было уверенности, что меня возьмут, хотя мой профессиональный путь был очень эклектичным, как и название вашего журнала. Думаю, что именно меня взяли по двум причинам. Во-первых, до работы в Cirque du Soleil я попробовал себя в разных сферах искусства: был и артистом, и арт-директором, и режиссером шоу на круизных лайнерах. Я всегда стремился ставить перед собой сложные задачи – это дает возможность двигаться вперед, учиться и познавать новое. Вторым ключевым моментом стало то, насколько психологически комфортно я себя чувствую, работая в многонациональной среде.
В чем заключается ваша работа?
Для артистического директора важно донести до актера уникальные ценности компании, быть открытым, позитивным. Я должен быть с артистами «на дружеской ноге», но в то же время контролировать дисциплину и организацию рабочего процесса. Это непросто совмещать. Я бы не сказал, что живу в красивой сказке под названием Cirque du Soleil – мне изо дня в день приходится сталкиваться с проблемами людей артистической профессии. Ведь мы не просто идем на работу – мы живем одной жизнью.
Но ведь очень сложно одновременно быть в двух ипостасях: друга, с которым любой исполнитель труппы может поделиться своими переживаниями, и строгого директора, контролирующего процесс работы. Как вам удается совмещать это?
Еще есть такая вещь, как коллективная энергия на сцене, которую зрители всегда чувствуют, и она зависит от вложенного труда каждого артиста. Моя задача – сделать так, чтобы, выходя на сцену, любой из исполнителей, музыкантов и акробатов труппы шоу KOOZA отработал свой номер «на пять с плюсом». Каждый год мы делаем тест на профпригодность актеров, оценивая их преданность делу, командную работу, отдачу во время шоу. Помимо артистов, я работаю со стейдж-менеджерами, видеооператорами, костюмерами. Это больше 62 человек.
Что оказалось самым сложным для вас, когда вы приступили к своим обязанностям?
Когда в 2005 году я пришел в Cirque du Soleil, моим первым проектом был Dralion. Самым сложным было разобраться в акробатике, ведь надо понимать, что артисты делают верно, а что нет. В то время в труппе из 65 исполнителей 45 были представителями Китая. С ними было нелегко работать.
Расскажите, как происходит отбор артистов в Cirque du Soleil?
У нас работает 5000 человек, среди них 1300 – артисты. Остальные занимаются административными вопросами, шьют костюмы, поддерживают артистов, как и я, – в Cirque du Soleil вообще представлено более 100 профессий. Если говорить о департаменте кастинга, то он огромный, и большое количество скаутов ездит по спортивным соревнованиям в поисках талантливых людей, отбирая кандидатов. Тысячи резюме мы получаем через интернет. Я провожу видеоинтервью, которое затем пересматриваю несколько раз, делая акценты на том, как человек говорит, реагирует на те или иные ситуации, изучаю язык его тела, пока не пойму, подходит он или нет. Но большое значение имеет и то, как человек сможет влиться в жизнь коллектива. Даже если физически он готов выполнить тот или иной акробатический трюк, важна и другая сторона – психологическая.
Что вы можете сказать о русских артистах, которых немало в Cirque du Soleil?
Мне нравится работать с русскоязычными исполнителями, потому что они очень организованны, дисциплинированны и невероятно целеустремленны. В нашем шоу, например, главный тренер русский – Игорь Карпов.
Как и где рождается основная идея каждого шоу?
Штаб-квартира компании находится в Монреале. Каждый раз ставится задача придумать что-то совершенно новое. Например, есть представления, посвященные музыкальному наследию Майкла Джексона или Beatles. На создание одного шоу уходит от года до трех. Мы каждый раз изобретаем себя заново.
Расскажите о шоу KOOZA.
Оно существует с 2007 года. 7 сентября начнутся его гастроли в Москве. Это третье шоу под собственным большим куполом, которое увидят российские зрители. В мире всего около 40 городов, которые могут принять шоу формата большого шатра. Оно, как и первые два такого формата, будет проходить в Лужниках. KOOZA длится 2 часа 10 минут, и его отличительной чертой являются очень рискованные акробатические номера и клоунада на грани фола.
Я как-то была на шоу Zarkana и видела, как зрительный зал замирал от страха во время трюка «Колесо смерти».
В шоу KOOZA оно больше по размерам и выглядит еще более устрашающим. Сам я могу посмотреть только первую часть номера, но вторую уже не выдерживаю.
Артисты в этом номере работают со страховкой?
Cirque du Soleil очень щепетильно относится к вопросам безопасности артистов во время исполнения трюков. Но если говорить о «Колесе смерти», то там физически невозможно работать со страховкой в обычном понимании, поэтому лонжи и нет. И хотя многое держится на отработанной технике и мастерстве исполнителей, мы стараемся максимально обеспечивать безопасность артистов, используя сетки, маты и т.д. Колесо крутится на одной оси и поэтому подвержено даже воздействию ветра. Вся конструкция дышит, когда два человека крутят ее с такой скоростью, что зрители ощущают легкий холодок.
Любопытно, что музыка играет не только одну из ведущих ролей в каждом вашем шоу, но затем живет за его рамками самостоятельной жизнью.
Во всех 19 шоу Cirque du Soleil потрясающе красивая, специально для них написанная музыка. Певцы и музыканты исполняют все номера «вживую». Большая часть постановок поется на вымышленном языке – смеси испанского, немецкого, французского и арабского. Исключение – шоу, посвященные другим музыкантам, например, Майклу Джексону – One, где музыканты, которые лично знали Майкла Джексона, исполняют фрагменты 31 песни в нашей аранжировке.
Как все эти декорации и шатры перемещаются по миру?
Оборудование для шоу размещается в 60 огромных фурах и ездит, согласно гастрольному графику, по разным городам и странам. Это такое автономное пространство для жизни, где есть место для отдыха, душевые, тренажерный зал, кухня и даже школа для детей артистов, гастролирующих вместе с родителями.
Почему, на ваш взгляд, людям разных стран, культур и поколений нравятся программы Cirque du Soleil?
Наши шоу существуют по 15-20 лет, они универсальны – вне времени и пространства, в них воплощены необычные идеи, мы дарим людям огромное количество эмоциональных переживаний. Мог ли Ги Лалиберте, создавая в 1984 году свое шоу с группой из 20 уличных артистов, предполагать, во что все выльется через несколько лет?
Беседовала Евгения Стрига
Фотографии предоставлены Cirque du Soleil, художник по костюмам Мари-Шанталь Вейенкур
Метка Cirque du Soleil, KOOZA, Майкл Смит, Цирк
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
«Печерский. Театр» отправился в Беларусь
Российские актеры рассказали о красоте Беларуси, отзывчивости зрителя и скорых гастролях в Мозыре.
-
Шаляпин и О’Нил — неожиданные герои комедии Жаман
В спектакле тонко показана психология двух гениев, которой не были чужды страхи, сомнения и даже минуты отчаяния..
-
Режиссер Амина Жаман от Шаляпина до О’Нила
В Музее Музыки состоялась мировая премьера спектакля «Шаляпин/О’Нил».
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.