Зима диктует свои условия, и мы вынуждены им следовать. Напугав европейскую часть России еще в октябре, она заставила автовладельцев подойти к неизбежному минусу на улице во всеоружии – к этому моменту в зимнюю резину переобули большинство легковушек. По крайней мере, традиционных для конца осени – начала зимы «дней жестянщика» удалось избежать.
Вкатываемся в сезон
Нынешняя зима нагрянула сразу. Первый серьезный снег не растаял, как того ждали. Более того, в начале декабря он сыпал так, что многие водители попросту оставляли свои машины во дворах и передвигались общественным транспортом. Хотя, казалось бы, серьезных морозов не было, автомобили прекрасно заводились. Так в чем же дело? Столичные коммунальщики, так же, как областные и региональные, слабо справляются со своими обязанностями, что делает весьма затруднительным зимнюю эксплуатацию традиционных городских автомобилей – привычных нам седанов, хэтчбеков и прочей моноприводной техники с клиренсом меньше двухсот миллиметров. Снег с проезжей части худо-бедно вывозят, но не всегда и не везде дорожное полотно – и тротуары – обрабатывают реагентами. В результате на дорогах скользко, а городские бордюры зимой становятся неуловимо похожими на великие горные хребты – большинству автомобилей они неприступны, и покоряются лишь подготовленным.
Зимние пейзажи
Количество «зимних» автомобилей в России постоянно растет. На начало прошлого года рынок кроссоверов и внедорожников увеличился на 7 % и составил 28 % от всех проданных в стране новых автомобилей. В середине лета доля увеличилась до 35 %. 2014‑й год только вступил в права, статистики еще нет, но тенденция позволяет с уверенностью полагать, что рынок полноприводных авто еще немного подрос по сравнению с началом 2013‑го. Сегодня кроссоверы интересны все большему количеству людей, вне зависимости от половой принадлежности и социального статуса. На рынке полно предложений на любой вкус и кошелек: есть и компактные моноприводные машинки с высоким клиренсом, и многотонные бегемоты исполинских размеров, которые не каждый эвакуатор утащит в случае чего. Горожан к покупке кроссоверов невольно подталкивает сам город: мест для парковки все меньше, а машин все больше. Каждое полупарковочное место на счету. Высокие бордюры и непролазные сугробы – вот главная мотивация людей, которые выбирают авто повыше. Типичная зимняя картина у столичного офиса выглядит примерно так: ряд автомобилей, стоящих по правилам, полностью закрыт теми, кто приехал попозже с номерами телефонов под лобовым стеклом. А вокруг – на бордюрах, тротуарах и прочих условно-пригодных для парковки местах, – свесив одно или два колеса, выставив угол бампера, потому что не смог залезть на бордюр, стоят опоздавшие. Выгоднее всех в этом хаосе выглядят как раз кроссоверы – в большинстве случаев им удается забраться на высокий постамент четырьмя колесами.
Кроссовер многоликий
Выбор кроссовера, равно как и любого другого автомобиля, зависит от задач, которые ставит перед ним покупатель. Если пару лет назад наличие кроссовера или внедорожника почти гарантировало еще и наличие дачи или загородного дома у владельца, то теперь ни о чем не говорит. Кроссовером сегодня может быть и переднеприводный хэтчбэк с высоким клиренсом, например, Renault Sandero Stepway, и полноразмерный Ford Explorer – когда-то внедорожник, который в результате эволюции утерял и раму, и раздатку с понижайкой, и блокировки дифференциалов. Правда, неплохо справляется с бездорожьем с помощью грамотно настроенных электронных систем. Дело в том, что кроссовер – и в автомобилестроении, и, например, в музыке – это смесь жанров. Под этим названием можно комбинировать любые ингредиенты. Но в головах российских автомобилистов кроссовер – это «почти джип». А это – заблуждение. Львиная доля проданных сегодня кроссоверов – это переднеприводные автомобили с высоким клиренсом. Именно их маркетологи позиционируют как автомобили для города, и горожане с удовольствием им доверяют. Сегодня в линейке каждого мирового автопроизводителя есть хотя бы один кроссовер. И его базовая комплектация – с априори высоким клиренсом – чаще всего имеет привод на одну ось. С размерами тоже можно запутаться: семь-десять лет назад автоконцерны равнялись на первопроходцев. Все тогда выпускавшиеся кроссоверы были приблизительно одного размера с родоначальниками Honda CR-V и Toyota RAV4. Времена изменились: сегодня есть и компактный Suzuki SX4 и гигантский Nissan Patrol.
Расставляем акценты
«Так Patrol – это внедорожник, причем здесь кроссоверы?» – воскликнет искушенный автолюбитель. И будет прав лишь наполовину. Развитие технологий довольно быстро съедает проверенные механизмы, и то, что еще поколение назад гордо именовалось внедорожником, сегодня называется кроссовером. Разница в том, что понятие «настоящий внедорожник» подразумевает наличие рамы, к которой крепятся кузов и подвески. В трансмиссии у него должны быть раздаточная коробка и дифференциалы: межосевой и межколесные. В кроссоверах кузов – несущий, «раздатка» заменена электромагнитной муфтой, а роль дифференциалов выполняют многочисленные интеллектуальные системы, в зависимости от условий движения, подтормаживающие то или иное колесо. Как это реализовано, например, на последнем поколении того же Ford Explorer. Nissan Patrol, в свою очередь, не потерял ни понижающую передачу, ни задний дифференциал. Но залезть, а главное – вылезти из тяжелого бездорожья исполин, в отличие от своего предшественника, не сможет. Слишком тяжел.
Электроника vs механика
Время «честных» внедорожников уходит. Сегодня редко встретишь современную модель, которая бы принимала участие в серьезном ралли-рейде. Главные препятствия для настоящего бездорожья – это обилие электронных систем, которые не починить с помощью кувалды и такой-то матери, увязнув где-нибудь в тверских болотах. Отсутствие рамы также не добавляет очков в дисциплине «проходимость». Если и встретишь в грязи Land Rover – скорее всего это будет Defender, а не Discovery. И, конечно, главный бич современных внедорожников – избыточный вес. Одним из последних «классических» внедорожников, в чью конструкцию электроника внедрена по минимуму – это Mitsubishi Pajero Sport. Но даже он – очень редкий гость на специализированных трассах, хотя его менее комфортный и менее мощный предтеча с тем же названием до сих пор активно используется. Современника спортсмены не берут из-за массы – там, где без проблем проходит предшественник, Pajero Sport нынешнего поколения вязнет и закапывается.
Инструкции
Без разницы, внедорожник у вас или кроссовер, одним из преимуществ подобного авто перед другими является клиренс. При желании и умении, конечно, можно и на обычном седане взгромоздиться на высокий бордюр, но в условиях города это практически невыполнимо: мало места для маневра. Даже моноприводные кроссоверы – за счет высокого клиренса – способны ходом взять препятствие. Однако, если такая «силовая» парковка невозможна опять же из-за стесненных условий, стоит попробовать другой способ. Во‑первых, зимой на бордюр удобнее заезжать задним ходом – маневренность в ограниченном пространстве выше. К препятствию нужно по возможности подъезжать под углом, который стремится к 90 градусам – так оба задних колеса сразу окажутся на преодолеваемой возвышенности. Кроме того, если речь идет о переднеприводном автомобиле, то на скользкий бордюр машину проще затолкать, чем пытаться затащить, теряя шипы на ведущей оси. Нередко автомобиль тремя колёсами стоит на запланированном месте для парковки, а четвертое так и не смогло вскарабкаться на препятствие. Такое положение автомобиля сужает проезжую часть, и как следствие – на его лакированном боку появляются царапины и потертости. Чтобы занять достойное положение на облюбованном клочке парковочного пространства, не запрыгнувшее колесо нужно поставить в положение, наиболее близкое к прямому углу относительно бордюра – пятно контакта с поверхностью будет выше, а шанс автомобиля занять горизонтальное относительно поверхности положение – больше. А если не получается – попросите прохожего вам подсобить. Ведь одно колесо не четыре – достаточно легкого толчка!
Владислав Ионов
Фотографии предоставлены компаниями-производителями
Поделиться:
Еще на эту тему
-
Toyota Fortuner — в России в октябре
Новый рамный внедорожник Toyota Fortuner прибудет в Россию в октябре
-
Готовим машину к зиме
Самые важные приборы и системы, которые должен проверить каждый водитель перед наступлением зимы
-
7 метров над уровнем нормы
В сентябре Тойота дарит своим поклонникам шанс восполнить недостаток ярких эмоций и пережить незабываемые ощущения за рулем Toyota RAV4.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.