Его первая коллекция под собственным брендом MD ошеломила модников столичной тусовки своей нетривиальностью, графичностью кроя и красотой. Абсолютно европейский look, лаконичность формы и гармония деталей — его платья стали “must have” в тот самый момент, когда появились на личной странице в Facebook. О нем заговорили и стали записываться в очередь на отшив. Персона самого дизайнера Джемала Махмудова еще не так известна, чтобы глянец наперебой размещал его фото в светской хронике, но он с уверенностью может сказать, что когда-то не зря рисковал.
Джемал, был ли в твоей жизни момент, который стал решающим и определил дальнейшую судьбу?
Так случилось, что я принял решение уйти из известной компании по производству одежды, где работал дизайнером, и какое-то время занимался только индивидуальным пошивом и преподавал в Текстильной академии имени Косыгина курс моделирования (ныне МГУДТ им. А. Н. Косыгина. — Ред.). Понимая, что это большая ответственность, я и не думал, что когда-нибудь буду заниматься собственным бизнесом. Но однажды, вложив последние деньги в ткань и фурнитуру, я решил рискнуть и сделать свою коллекцию. Ни на что особо не надеясь. В тот момент я был увлечен графикой — она и стала лейтмотивом коллекции. Мы отсняли несколько луков и разместили их на моей странице в соцсети. На мое удивление, посыпались заказы, даже оптовые: все хотели купить эти платья. Знакомая предложила разместить коллекцию в ее шоу-руме. Были очень хорошие продажи. До сих пор все уговаривают меня повторить ту коллекцию платьев. Это был неожиданный успех, который добавил уверенности в том, что я на верном пути, и послужил началом развития моего собственного бизнеса.
В создании коллекций ты предпочитаешь «идти на поводу» у потребителя или остаешься верным своему видению?
В моде все уже давно придумано великими дизайнерами. Сейчас идет только переработка тех форм, силуэтов, которые уже созданы, — меняются лишь ткани, фактуры и цвета. Вот, например, у Армани всегда очень лаконичный, минималистичный крой. Одни и те же формы повторяются из коллекции в коллекцию — новизна лишь в тканях и аксессуарах. Молодой дизайнер в начале своего пути не может позволить простой крой в сочетании с дорогими тканями: в этом случае цена не будет доступной. Я просматриваю коллекции разных известных марок, которые привозят в магазины, — это одни и те же модели, один и тот же крой, одни и те же цвета: отличаются они только качеством отшива. Я не хочу вставать в общий ряд — я хочу выделяться кроем, цветом. Но тогда появляется ограничение, что не все это поймут и захотят купить. Возникает дилемма: действительно «идти на поводу» у покупателя, делая универсальные, ходовые модели, не напрягаясь продаваться, отшивая классические платья-футляры, с расклешенными юбками или «в пол», что многие и делают, — или оставаться верным себе и воспитывать вкус покупателя, находить своего клиента. Второе всегда сложнее и точно коммерчески невыгодно.
Почему российскому дизайнеру сложно найти «своего» клиента?
Думаю — из-за недостатка информации на телевидении, в журналах. Звучат одни и те же имена, хотя талантливых дизайнеров масса. Еще не сформировалось представление о том, что российская одежда может быть более красивой, удобной, качественной, доступной и интереснее, чем масс-маркет. В покупательском менталитете не оформилось мнение, что носить одежду российских дизайнеров — это круто (к тому же ты рублем поддерживаешь отечественного производителя). Пожалуй, первым узнаваемым широкой покупательской аудиторией российским брендом стала дизайнерская одежда Султанны Французовой. Это был действительно прорыв — но были вложены огромные деньги в коллекции и раскрутку.
Я полагаю, что пока редакторы глянца как трендсеттеры не будут пропагандировать российских дизайнеров, нося их одежду, отдавая им бесплатно журнальные развороты под новые коллекции, покупатель в сторону соотечественников, сколь бы талантливы они ни были, не повернется. Также у большинства людей до сих пор существует устойчивое представление, что дизайнерская одежда создается исключительно для подиума, она очень дорогая и предназначена только для знаменитостей и богатых.
Согласен! В этом плане «узнаванию» дизайнеров помогает система дизайн-маркетов, действующая по всей России, когда торговые центры на своей территории организуют «площадку выходного дня», на которой могут выставляться только дизайнерские бренды, получая таким образом возможность «выхода в народ».
Каким ты видишь образ идеальной клиентки бренда MD?
Иконами стиля для меня стали звезды кино 50‑х и 60‑х: Софи Лорен, Одри Хепберн, Мэрилин Монро. Меня вдохновила встреча с актрисой Марией Берсеневой, которая согласилась стать лицом новой коллекции бренда MD и воплотила собой образ настоящей женственности. Я вижу свою клиентку, находящейся на пике женственности, с округлыми формами, утонченной, интеллектуальной, манящей. Мне приятно, что сегодня мои платья выбирают Екатерина Одинцова, Ольга Кабо, Лариса Вербицкая и другие известные поклонницы марки MD.
Почему ты решил одевать женщину?
В детстве я очень любил одевать кукол. Я получаю удовольствие от того, что могу помочь женщине преобразиться. К тому же женщина сама уже является украшением — нужно только добавить некоторые штрихи к ее образу с помощью одежды. Женский гардероб мне кажется более простым — мужчину одевать очень сложно. Мужской пиджак и брюки — одни из самых сложных в крое вещей. Я готов начать думать о мужской коллекции, потому что в первую очередь самому хочется одеваться стильно, а то получается «сапожник без сапог». (Смеется.) Кстати, мужчину очень хорошо умеют одевать женщины.
Ты разделяешь мнение, что необходимо уметь одеваться?
Нужно уметь себя преподносить с помощью одежды, выбирать и сочетать вещи. Вкус необходимо воспитывать. Хорошо одетого человека приятно видеть, на него интуитивно положительно реагируют, не обращая внимания на какие-то недостатки. Можно с помощью одежды выстроить свой абсолютно положительный образ и наоборот.
Как выстроенный с помощью одежды образ помогает добиваться успеха?
Я не могу сказать, почему это работает, но проверено на практике: когда наши клиентки идут на важные деловые переговоры, одетые в мои платья, они проводят их успешно. Когда они отправляются на собеседование к работодателю, надевая платье марки MD, их непременно принимают. В общем, работает магия женского силуэта, который мы всегда подчеркиваем в коллекциях. Женщина в наших платьях становится чрезвычайно манящей.
За счет чего тебе удается держать демократичные цены на одежду?
Мы купили собственное производство и поэтому теперь можем регулировать весь процесс ценообразования. Мы по-прежнему используем в коллекциях дорогие ткани, но за счет своих производственных мощностей держим доступную цену на нашу одежду.
Расскажи, пожалуйста, о наиболее ярких, запоминающихся событиях в твоей жизни.
Я работал дизайнером в разных компаниях: в Доме моды Валентина Юдашкина, InCity, «Cпортмастер», Kamelot, в галерее «Нежный возраст», в бутике Armani занимался мерчендайзингом и витринистикой. Важным моментом в моей жизни стало знакомство с итальянским стилистом бренда Armani, который был приглашен для обучения персонала бутика мерчендайзингу, особенностям работы с маркой. Я настолько проникся философией Armani, что поменял свое отношение к дизайну одежды, стал любить минимализм и простоту, начал искать вдохновение в ретро-стиле.
Другим ярким событием стала победа в конкурсе молодых дизайнеров «Русский силуэт» в 2010 году. Четыре года я не проходил в основной конкурс: организаторы говорили, что я «не в формате», однако когда я отправил свои работы в пятый раз, меня вдруг пригласили — и я выиграл. Наградой стала поездка на стажировку в модный дом Mariella Burani в Милан. Там я с головой окунулся во все процессы организации работы модного дома, на практике узнал особенности выстраивания бизнеса — от создания коллекции до ее представления и продажи.
Также ярким позитивным моментом был успех моей первой коллекции, которую я создавал, просчитывая все до мелочей, реализуя на практике свои теоретические знания, полученные в Академии имени Косыгина. Я математически просчитал каждую модель: какой она должна быть, чтобы успешно продаваться. В моих платьях была достигнута идеальная визуальная коррекция фигуры за счет графических линий.
А какой период в твоей творческой жизни был наиболее сложным?
Сейчас очень тяжелый эмоциональный период в моей жизни в связи с трагедией в нашей семье. У меня идет переосмысление жизненных ориентиров. Я ко многому изменил свое отношение. Думаю, что это отразится и на моей следующей коллекции — она будет очень лаконичной. Хотя моей «фишкой» всегда был сложный конструкторский крой.
Как бы кощунственно это ни звучало, но трудные жизненные обстоятельства дают толчок для нашего развития. Новый виток в творчестве происходит как результат очищения себя через боль и страдания. Преодоление и поиск выхода из ситуации способствуют внутреннему духовному росту и перерождению, дают импульс к дальнейшему развитию и успеху в творчестве. Это необходимые условия для роста творческой личности. В какой момент у тебя возникает желание творить?
Это не зависит ни от места, ни от времени. Я постоянно рисую; это может быть вдохновение от увиденного интересного элемента кроя или какой-то изящной детали. Я все время в работе, и мой главный принцип и стимул — если сейчас это не сделаю, то не сделаю никогда.
Считаешь ли необходимым для дизайнера участие в неделях моды и что это дает?
Неделя моды — это площадка, где можно показать себя, пригласить байеров, прессу, клиентов. Ты организуешь свою презентацию, делаешь рекламу бренда, используя все возможности этой площадки. Если ты не участвуешь в неделях моды — тебя не знает пресса, твои коллекции не показывают по Fashion TV. А это дает определенный статус и повышает узнаваемость бренда.
Насколько важным для тебя стало приглашение в качестве гостя на Сибирскую неделю моды? Относишься ли ты к этому как к факту твоего признания в регионе?
Я был счастлив, что меня пригласили показать свою новую коллекцию, что в Сибири знают мою марку, есть постоянные покупатели, которые приезжают в Москву, чтобы купить у нас в бутике какие-то модели, которые не представлены в регионе.
Как ты нашел свою стезю в дизайне, как определил свое направление?
Я еще в поиске и постоянно меняюсь. Но я всегда отталкиваюсь от классики и пытаюсь разрабатывать новое в рамках этого пространства, доверяя своим ощущениям. Многие дизайнеры предпочитают делать только то, что будет продаваться, ущемляя свою творческую составляющую в угоду прибыли. Я стараюсь сохранять свою философию бренда в каждой коллекции и сочетать то, что нравится мне, с тем, что будет продаваться. Для меня хороший показатель состоятельности бренда — это когда тебя покупают байеры из регионов от Владивостока до Москвы и, в конечном итоге, тебя выбирает покупатель. А наши продажи растут из года в год. У нас покупают одежду для своих ведущих два телевизионных канала — «ТВ Центр» и «360° Подмосковье». Мне было приятно узнать, что мое пальто оценил Жан-Шарль де Кастельбажак, увидев его на одной из моих клиенток в Париже. Я счастлив, что меня хотят закупать байеры двух шоу-румов в Милане и магазин в Нью-Йорке. Я очень рад, что мы настолько продвинулись в своем развитии за четыре года существования бренда MD, и считаю себя баловнем судьбы.
Чем бы ты занялся помимо одежды, если имел бы больше свободного времени?
Мечтаю вернуться к занятиям музыкой — помимо дизайнерского, у меня есть еще музыкальное образование. Я сочинял музыку, играл на фортепиано, пел. Очень надеюсь реализовать себя и в музыкальном творчестве.
Твое имя — Джемал — арабского происхождения и означает «красота, совершенство». Думаю, что это как раз то, чем ты занимаешься в жизни: творишь и совершенствуешь этот мир. Я желаю тебе быть счастливым на выбранном тобой непростом пути и творить свою моду!
Огромное спасибо!..
Беседовала Евгения Стрига
Фотографии: из архива Джемала Махмудова
Метка Джемал Махмудов, дизайнеры, Евгения Стрига, Интервью, мода
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Психология цвета в одежде
Принты. Удачные сочетания. Тенденции 2021 года: рассказывает Лена Лежнева – предприниматель, основатель бренда праздничных платьев Lelu Kids, представленного в нескольких десятках городов России.
-
BARDINI – мода для успешных и уверенных мужчин
Михаил Бессчастнов — основатель компании BARDINI. Рассказал о своем бренде, о секретах изготовления изделий и их преимуществах.
-
G-Shock в контрастах уличной культуры
Эта модель часов поступит в Россию ограниченным тиражом до конца июня.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.