Алла Духова вот уже 27 лет делает искусство танца доступным для всех и каждого. Свой тезис «танцуют все» ей удалось осуществить на практике: школы-студии «Тодес» есть почти в каждом районе Москвы и преподают в них обязательно артисты балета. Школа гарантирует, что прошедшие курс научатся владеть своим телом и не потеряются на любой танцевальной площадке. Кроме того, кто-то сможет стать и профессионалом – коллектив растит себе новое поколение талантливых танцовщиков.
«Тодес» начинал с выступлений на подтанцовках у звезд российской эстрады. Сегодня с этим покончено: коллектив твердо держит курс от эстрады в сторону актуального пространства contemporary dance. В этом году Алла Духова открыла собственный Театр танца «Тодес». На новой сценической площадке возле метро «Алексеевская» хореограф планирует создать эксклюзивный авторский танц-театр, аналогов которого в Москве нет. Алла Духова рассказала в интервью Eclectic о том, как собственная площадка развязывает руки, объяснила, почему танцевать нужно всем, и дала прогноз, когда contemporary dance станет классикой.
Алла Владимировна, поздравляем вас с открытием Театра танца «Тодес». Расскажите, что значит для вас собственная площадка? Связываете ли вы открытие своего театра с новым этапом творчества?
Большее спасибо! Безусловно, для нас это очень важный шаг. Прежде всего, мы, наконец, покажем свои программы московскому зрителю, многие из которых столица не видела: сольные выступления случались здесь реже, чем день рождения, – один раз в 3-4 года. Теперь мы меньше будем отвлекаться на гастроли: стационарная площадка «привяжет» нас к столице, позволит работать с масштабными декорациями и реквизитом, у нас появится больше возможностей в оформлении спектаклей, будут другие костюмы. Ведь что можно взять с собой на гастроли, когда приходится каждый день переезжать из города в город? То, что без труда помещается в чемодан и притом не мнется.
Собственная площадка во многом освободит вам руки и, я надеюсь, действительно станет новым этапом творчества. Планируете ли вы создать постоянный репертуар?
Конечно – собственно говоря, над этим мы сейчас и работаем. Пока на наших афишах две постановки: «Attention» и детский мюзикл «Волшебная планета TODES»; в данный момент мы репетируем еще один спектакль, на основе одной из наших концертных программ – «Танцуем любовь». Премьеру планируем в сентябре. Надеюсь, через какое-то время у нас появится приличный репертуар, который будет радовать зрителей.
Вы с самого начала увлеклись contemporary dance. На ваш взгляд, классический и современный балет находятся «по разные стороны баррикад»?
Полагаю, без классики не может существовать ни одно направление contemporary dance. Это основа основ. Наш стиль отличается от академического балета – но это не значит, что наши солисты не могут станцевать па-де-де.
Я считаю, что сначала надо освоить классический танец, а потом можно двигаться дальше в направлении авангарда, пробовать новые техники и так далее. Без владения некой базой невозможен поиск своих авторских интерпретаций. А вообще, на мой взгляд, абсолютно неважно, в каком стиле ты танцуешь – классическом или современном: на языке тела можно передать без слов любые оттенки эмоций, и всем будет понятно, «о чем» ты танцуешь и что ты хочешь сказать. Это как для актера: что бы он ни играл – комедию, драму, трагедию, – ему прежде всего важно быть выразительным и точным. Суть любой хореографии остается неизменной – нести мысль и красоту. Та же Пина Бауш была универсальной танцовщицей, могла станцевать абсолютно все. С другой стороны, современный балет больше отвечает духу времени: он разнообразен, он постоянно изменяется, впитывает новые тенденции… Думаю, когда-нибудь contemporary dance в своих лучших образцах войдет в историю, станет классикой. По сути,«олдскул» брейк-данса – для многих уже классика. Или Майкл Джексон – человек, без сомнений, опередивший время: и в музыке, и в хореографии он создал целое направление. И все, что он делал, будет актуальным еще долго.
Пина Бауш как-то сказала: «Меня интересует не то, как люди двигаются, а что движет ими». На ваш взгляд, что для современной хореографии важнее – трюки, поражающие воображение, или авторская концепция, месседж?
Современный балет настолько многообразен, что сказать «вот это contemporary, а вот это нет» невозможно. Каждый хореограф выражает свое видение, свою точку зрения, взгляды, свой авторский почерк. Для кого-то важны трюки, аттракцион, для кого-то нарочитая концептуальность.
Мы изначально ставили себе задачу делать нечто большее, чем «два притопа, три прихлопа». Да и название обязывает: как известно, тодес – это сложный элемент в парном фигурном катании. С другой стороны, можно научиться делать все, чему мы учим, – но если человек не понимает, для чего он выходит на сцену и что он сообщает зрителю, это будут всего-навсего механические движения под музыку.
Когда вы начинали, о направлении contemporary dance еще никто не слышал – сегодня же таких коллективов становится все больше, в том числе благодаря многочисленным школам «Тодес»…
Мы действительно были первые, поэтому, когда к нам приходили из классического балета, из художественной гимнастики, из на родного танца, мы много времени тратили на то, чтобы переориентировать наших новобранцев на работу в другом направлении. В то время еще не существовало школ современной хореографии и, соответственно, научиться танцевать в нашем стиле было просто не у кого. Тогда и возникла идея создания собственной школы, чтобы самим растить новые кадры. С момента открытия нашей первой студии танцев прошло 17 лет – и сейчас у нас уже 99 филиалов по всей стране.
Школы «Тодес» – это кружок, фитнес или искусство?..
В первую очередь хочется подчеркнуть, что это не сеть, мы не работаем по бизнес-плану. Мы открываем школы, когда видим, что они нужны, – по многочисленным просьбам. На самом деле, к нам приходят с разными целями. Для кого-то это действительно просто танцевальный кружок или альтернатива фитнесу. Тем не менее мы в своих стенах вырастили два поколения нашего основного состава (разумеется, это не значит, что мы не принимаем людей извне: здесь вопрос прежде всего таланта). Кстати, в школах «Тодес» преподают непосредственно артисты нашего балета – им полезно время от времени бывать в шкуре хореографа и самостоятельно ставить номера со студийцами.
К вам в школы приходят в том числе дети, у которых нет способностей к танцу. Как вы считаете – им все равно нужно танцевать?
Танцевать нужно всем – в этом я убеждена, потому что ни один вид спорта так гармонично не развивает тело, как хореография. Мало того, многие приходят к нам зажатыми, закомплексованными, а благодаря магии танца они превращаются в других людей – чувствуют сцену, зрителя, приобретают уверенность в себе и чувство своего тела. Танец – это удивительное искусство, раскрывающее человека. И это нужно абсолютно всем: люди должны уметь управлять своим телом. Поэтому в нашу студию приходят просто чтобы научиться красиво двигаться, почувствовать себя, свою пластику. Чтобы при случае танцевать, а не перетаптываться.
Насколько важен для вас зритель?
Конечно, можно записать себя в андеграунд: мы великое искусство и зритель нам не нужен. Но это едва ли не самообман, потому что перед любым художником всегда стоит вопрос зрительского отклика. Для кого ты это делаешь? Интересно ли это кому-нибудь кроме меня? Уснут ли люди в зале, досидят ли до конца спектакля? Для нас зритель – как лакмусовая бумажка: мы каждый раз сдаем ему экзамен. Слава богу, у нас в зале никто не спит, все уходят в приподнятом настроении, потому что я вообще за позитивное искусство и считаю, что оно должно помогать людям, заряжать энергией и хорошим настроением. Ведь в нашей жизни много всего, что может ввести в депрессию. Иногда для этого достаточно включить телевизор.
Многие годами ждут счастливого мгновения – случая, который решит их судьбу. Вы о своем успехе как-то сказали: «Когда время подошло, мы были готовы»…
Вы знаете, в жизни все закономерно – даже то, что кажется случайным. Все бы, наверное, желали, чтобы все получалось само собой. Но так не бывает: никто на блюдечке тебе ничего не принесет, даже если ты наследник какого-то безумного богатства – надо уметь грамотно распорядиться этим наследием, в любом случае – вложить много труда. Как добиться успеха? Здесь нет никакой догмы, нужно просто заниматься любимым делом и много в него вкладывать, не жалея себя. Я не завидую тем людям, которые всю неделю ждут выходных. Как проходит их жизнь?.. Зато когда ты занимаешься своим делом с удовольствием, тебе эти формальные выходные вообще не нужны. Успех придет, если много работать. Иначе не бывает. Просто кому-то нужно больше времени, а кому-то меньше.
Беседовала Марина Довгер
Фотографии: Владимир Мухаметчин;
предоставлены пресс-службой «Тодес»
Метка todes, Алла Духова, танец
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Олег Долин: «Почему «Лекарь поневоле»? Это не касается пандемии, так совпало»
В эксклюзивном интервью онлайн-журналу Eclectic режиссер рассказал о подготовке к премьере по комедии Мольера в Театре Наций.
-
Создавая арт-объекты
Путь легендарного клипмейкера: Ирина Миронова рассказала о съемках и профессиональном успехе.
-
Чемпионка-индиго
Прославленная спортсменка вышла на паркет и шагает на киноэкран
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.