Всеобщий любимец, мужественный человек с печальными глазами Михаил Кожухов побывал во многих уголках мира и показал их с самых разных, но всегда интересных ракурсов в своих телевизионных репортажах. Мир этот прекрасен и удивителен, его счастливые обитатели улыбаются, смотрят на небо в звездах размером с яблоко и радуются жизни в условиях, когда не «человек для государства», а «государство для человека». Но нет в этом прекрасном телевизионном мире места России. Или — поскребем по сусекам оптимизма? — пока нет…
Недавно Михаил Кожухов создал свою туристическую компанию «Клуб путешествий Михаила Кожухова»: авторские, «вручную» собранные маршруты под предводительством самого Михаила или другого интересного, известного персонажа. Нет сомнений — эти путешествия по всему миру будут незабываемыми. По всему миру, но не по России…
Почему так, Михаил?
Нам всем нравится наша страна, и на каком-то генетическом уровне вид заснеженного леса или холмистой равнины вызывает у нас восторг и трепет. Но это одна история, а совсем другая — экономика. Если мы сейчас все вместе дружно выйдем на улицу и начнем скандировать «Давайте путешествовать по России!», то ничего не произойдет. Потому что российского человека не надо агитировать за свою страну — он с радостью будет по ней путешествовать. Сразу! Сразу — как только для этого появится возможность.
При всем том, что я твердо стою на либеральных позициях (как в политике, так и в экономике), внутренний туризм — такая область, где без участия государства ничего не произойдет. Дороги, транспорт, цены, жилье, сервис, инфраструктура — это всем известный набор болевых точек нашего туризма. В Турции и Египте отдохнуть гораздо дешевле и надежнее, чем где-либо в России, и этим все сказано.
Но есть ведь и что-то положительное…
Блестящих, великолепных попыток наладить туризм на местах немало. Расцвет на Катуни — сегодня на этой зеленой алтайской реке трудно не найти чего-то, что есть в любой другой точке мира: там тебе и конные прогулки, и экзотические сувениры, и маральи фермы, и сплав разных уровней сложности, и между деревьями натянуты веревки, по которым что угодно. А в Якутске построили ледяной музей, который ничем не уступает знаменитому ледяному отелю в Швеции. В Калужской области — потрясающий «Этномир», четыреста хозяйств объявили себя объектами агротуризма.
То есть люди стараются, думают, делают… Но если мы просто будем ждать, «пока эти грибы вырастут», если государство не будет активно им помогать, то, скорее всего, этот всплеск закончится ничем.
Я посмотрел сайт вашего клуба путешествий: у вас предложения по всему миру, а по России — только Алтай?
Ну почему же… «Алтай крупным планом» — да, очень хороший маршрут, я им горжусь, он насыщен встречами с интересными людьми, впечатлениями, он правильно, «нежно» собран, но он не единственный. Сейчас, например, формируем поездку на Байкал на празднование бурятского Нового года.
Сегодня вообще началось возрождение национальных традиций, и за этим очень интересно наблюдать, тем более что большинство людей плохо представляют себе, кто такие буряты, долганы или аварцы. Мы, кстати, собираемся повторить невероятно интересный маршрут на День оленевода в Салехарде. Поучаствуем в этом уникальном празднике, которого ждет весь Север, съездим в стойбище — не туристическое, рядом с городом, а настоящее, далеко в тундре, — в гости к людям, которые пасут огромное стадо оленей, поживем два-три дня в настоящем чуме, «по-взрослому». Воспоминаний останется — на всю жизнь!
Вот этого и хочется: чтобы каждое путешествие оставляло в памяти такие зарубочки, о которых можно с гордостью рассказывать внукам. Но, повторяю, в России организовать это совсем не просто. Потрясающих мест много, а инфраструктуры мало.
Давайте на время забудем о проблемах. Ваше лицо, имя, ваши репортажи в первую очередь ассоциируются с туризмом международным: Испания, Китай, Бразилия… А если в этот ряд поставить Россию — откуда вы хотели бы сделать репортажи, о чем? Какой-то список, хотя бы для себя лично, у вас есть?
Программ о России у меня, действительно, было немного, но они были: Тува, Бурятия, фильм о Белеве — городке, где сотни лет делают уникальную яблочную пастилу. Дело в том, что за телевидением тоже стоит экономика, а у нас значительную часть года чернобелая картинка, невыигрышная для экрана. Конечно, я мечтаю сделать программу о жизни чукчей, показать охоту на морского зверя, моржа или кита, — но представьте, сколько такая программа будет стоить в производстве, сколько времени и денег потребуется, чтобы попасть в бухту Провидения?..
Да еще дождаться погоды, выйти в море, найти кита, не утопить аппаратуру, остаться в живых… Просто «Моби Дик» какой-то!
Снять такого «Моби Дика» никаких денег не хватит — во всяком случае, тех, которые за подобные программы платят. А вообще, меня можно считать антикваром человеческого рода — мне нравится рассказывать об умениях и традициях, которым не годы, а столетия.
В Бурятии, например, снимал двух симпатичных людей, возрождающих умение, которым раньше, наверное, в любой деревне владели. Это липовые туески для бань, связанные ивовым прутом. Так вот, выяснилось, что уже никто не помнит, как этот прут крепить, — как его так завязать, чтобы он и туесок держал, и кончики не торчали, и чтобы узла не было. Говорят: «Мы всю Ленинскую библиотеку перерыли — нет такой литературы, и в живых уже никого нет, кто помнил бы, как это делалось». Вот такие сюжеты я собираю. В России их множество.
А где и как вы проводите отпуск?
Только в России. Со студенчества занимаюсь спортивным сплавом и из года в год провожу отпуск на реках. Восточные и Западные Саяны, Хабаровский край, Приполярный Урал, Карелия… Эти районы я знаю очень хорошо.
Разряд имеете?
Я начал заниматься сплавом, когда спортивный туризм представлял собой серьезную систему: каждый маршрут нужно было защищать перед комиссией, а после похода делать отчеты, на основании которых выстраивалась твоя спортивная карьера. В конце 70‑х я был в составе группы, которая заняла второе место в СССР по обществу «Буревестник». А не так давно обнаружилось, что по советским меркам у меня выполнен норматив мастера спорта.
Не так давно?..
Да, в последние годы случился этакий ренессанс: я ходил с сыном и его друзьями по маршрутам высоких категорий сложности, минимум — «пятерка».
Как это происходит?
Происходит так: дома все завалено снаряжением, потому что этот вид спорта требует многих «примочек», чтобы обеспечить страховку и вообще выживаемость команды. И каждый год мы выбираем речку, ищем способы туда добраться, десантируемся и получаем удовольствие.
А самый незабываемый сплав?
Аварское Койсу — река в Дагестане, маршрут шестой категории сложности. Очень опасный. Во времена СССР его маршрутную карту можно было получить только по особому разрешению. Вообще-то, сплав для меня все-таки отдых, а Аварское Койсу — это уже профессиональный, очень жесткий спорт. Поэтому любимые для меня совсем другие места: Приполярный Урал и Сихотэ-Алинь — красота невероятная…
А на Маньпупунёре были?
Был, да. Удивительное место! Вот вам, кстати, и пример — как туда добраться обычному человеку?..
У нас будет оттуда репортаж в первом номере следующего года, ведь это — одно из «семи чудес» России.
Место замечательное, но со своим (и в то же время типичным) комплексом проблем. Вообще, путешествия по России для меня больная тема. Я прекрасно понимаю, что хорошо организованный туризм — это сотни тысяч, если не миллионы рабочих мест. А это значит, что сотни тысяч людей по всей России могут жить намного лучше, чем они живут сейчас, заниматься интересным, полезным делом, обрести смысл в жизни. К сожалению, вокруг этого ведется очень много разговоров, но конкретных практических действий явно недостаточно.
В мире много стран, которые на порядки беднее, чем Россия, население в них гораздо менее образованно, чем в России, и тем не менее с туризмом там все неплохо: умеют и принять, и обслужить, и прибылью разумно распорядиться… И туристы туда едут со всего мира — просто валом валят. Почему же у нас так не получается?
Не могу объяснить… (Разводит руками.) Но я знаю замечательный пример на эту тему: Таиланд. Там была принята программа развития туризма, рассчитанная на 35 лет, и она выполнена. Причем выполнена таким образом, что я просто насильно отправлял бы туда всех, кто работает в наших ответственных туристических структурах.
Для обмена опытом?
Меняться нам с тайцами пока нечем — нам у них нужно элементарно учиться. Самое обидное, что мы продолжаем изобретать какие-то русские велосипеды, наступать на наши русские грабли. Например, мы, наверное, единственная страна в мире, у которой нет того, что называется Tourist Board. Это такой институт, в котором 51 процент принадлежит государству, 49 процентов — частному капиталу. Как правило, он финансируется за счет либо аэропортного сбора, либо за счет отчислений от проданных койко-мест. И его единственное предназначение — пропаганда туристических возможностей страны. Какими бы потрясающими, восхитительными, незабываемыми ни были наши Соловки, плато Путорана или тот же Маньпупунёр, никогда у региональных властей не будет достаточно средств и умения, чтобы должным образом рассказать об этом миру. И именно этим занимается институт Tourist Board во всех странах мира. Почему у нас его до сих пор не создали — просто загадка…
Это самостоятельная организация?
Да, это совершенно самостоятельная организация, которая занимается только пропагандой туризма: участие в выставках, промо-акциях, приглашение журналистов и так далее. С другой стороны, чтобы пропагандировать и приглашать, надо, чтобы было куда. Чтобы была инфраструктура. Но кто мешает нашим властям пригласить представителей мировых туристических сетей и предложить им построиться в России? Предоставить им налоговые льготы — например, на пять лет. И через пять лет мы имели бы эту самую туристическую инфраструктуру, если уж сами не можем ее создать. И таких идей масса — они не являются секретом, их эффективность многократно подтверждена опытом самых разных стран.
Что говорит ваша интуиция по поводу будущего нашего туризма?
Ну, какое-то движение есть. Слава богу, принята целевая федеральная программа. Но, с другой стороны, я вижу, как в конце года судорожно начинают расходовать эти средства на какие-то бессмысленные конференции — просто для того, чтобы освоить бюджет. И в той же целевой программе — даже Медведев на это жаловался — регионы заведомо не активны, не выбирают. Потому что не умеют, потому что им помогать надо, потому что туризм — это индустрия. Там технологии, сложные вещи, о которых надо думать, заботиться, создавать, начиная с бренда региона. Нельзя просто сказать — мы красивые, у нас природа замечательная и люди хорошие, приезжайте к нам! Никто не приедет. Нужно предложить продукт, и этот продукт должен быть красиво упакован.
Его сначала нужно создать..
Нужно думать и придумывать!
В 1985—1989 годах — собственный корреспондент «Комсомольской правды» в Афганистане, награжден орденом Красной Звезды.
В 1993 году первым из советских и постсоветских тележурналистов взял интервью у А. Пиночета (результат — международный скандал).
В 1999—2000 годах — пресс-секретарь председателя правительства РФ В. В. Путина.
Беседовал Игорь Некрасов
Фотографии: из личного архива Михаила Кожухова
Метка Интервью, путешествие за рубеж, путешествие по России
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Внутрь глаза с головой
Впервые глаз не на картинке, а вживую, Арсений Кожухов увидел в 10 лет в операционной, куда его взял его дядя Святослав Федоров – легендарный офтальмолог.
-
Люди редкой профессии
Колорист Сергей Чижов: «Цвет в кино очень важен для восприятия и создания психологического настроя»
-
Предпринимательский характер
Гаджимурад Атаков, предприниматель, продюсер, маркетолог: «Я всегда считал, что бизнес надо делать самому, тем более, если к этому есть способности».
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.