Я занимаюсь дизайном интерьеров уже 12 лет и отношусь к категории людей, у которых есть «ключи» от квартир многих очень обеспеченных людей. Так называемый, luxury сегмент – это непростые клиенты, чаще всего они не любят афишировать свои состояния и очень редко разрешают фотографировать свои пространства. Моя задача — не просто создать идеальный дизайн интерьера и воплотить его, но еще и ничего никому не рассказать. Такой тайный «дизайн-агент» у богатых и очень богатых людей. Поэтому, переходить на личности я не стану, но расскажу о том, как менялось «лицо» и вкусы российской luxury-тусовки.
СТАДИЯ УЖАСАЮЩАЯ: МАЛИНОВЫЕ ГРЕЗЫ
С приходом к власти советских граждан и вплоть до самой перестройки о дизайне интерьера в нашей стране люди даже не слышали. Дизайнеров интерьера тогда в России вообще не существовало. Строили как могли и на основе своих представлений о прекрасном. Купить новый плед, повесить на стену ковер, принести домой штампованную репродукцию картины «Мишки в лесу» в позолоченной раме — вот он, скромный советский антураж. Немногим счастливцам были доступны польские стенки или чешские горки, которые считались практически верхом роскоши. Позже у людей появилась возможность легко и быстро заработать деньги, и вместе с этим пришло понимание, что выделяться можно не только джипами и малиновыми оттенками в одежде.
Для первых дизайнеров интерьера это было непростое время. Основными клиентами стали «новые русские». Они, как голодные дети, хватали эту дозволенную роскошь горстями — дорогой мебелью, безобразно вычурными конструкциями, декором, который кислотой выжигал глаза. Бороться с этим было сложно, убеждать — почти нереально. Долгий «голод» диктовал свои правила — наконец-то на рынке появилось что-то кроме белых люстр с красными цветочками, шведских стенок и коричневой квадратной мебели.
И заказы в то время шли соответствующие: побольше броского и яркого, золота, зеркал, текстур, все это намешать, чтобы богатство сшибало с ног.
Что покупали? Российский рынок в то время не мог похвастаться особым разнообразием: балом правили вездесущие итальянцы. Они были рядом и хорошо ориентированы на запросы клиентов: практически любая компания в лоб работала на разных условиях, делали на заказ и все что потребуется. При этом по доступным ценам.
Плюс итальянцы — немного цыгане. Нашу любовь к беспредельному пафосу они поймали очень хорошо, попали в волну первых больших денег и давали возможность получить этот сумасшедший блеск, фамильные гербы, немыслимые виньетки. Все тяжелое, сложное, барочное, с золотом, стразы, леопардовые принты – это великолепно попало в потребности наших заказчиков на тот момент.
Дизайнерам интерьера оставалось только ждать, когда пройдет эта ослепительная жажда выделяться в любую сторону, не всегда в самую лучшую.
СТАДИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ: ХОЧУ, КАК В ЕВРОПЕ
Люди начали путешествовать. Это добавило немного кислорода в запросы заказчиков. И если «малиновые пиджаки» деньгами сорили и стремились это всем показать, то вторая волна вела себя умнее.
Обеспеченные люди покупали недвижимость за границей, и видели, что там, у них, не принято кичиться богатством. Напротив, люди с деньгами обладают вкусом, а богатством, как правило, владеют исторически и не в первом поколении, явление это уже привычно и демонстрировать свое состояние нет такой потребности, и есть другие способы. У нас начали пересматривать свои требования как к интерьерам так и к дизайнерам. На этой волне обрел популярность классический стиль в интерьере — выдержанный и элегантный.
Но это было начало следующей волны.
СТАДИЯ ТРАДИЦИОННАЯ: ДЕНЬГИ С ИСТОРИЕЙ
Если вчера нам было нужно показывать, что денег много, то сейчас демонстрировать рынку то, что ты «сидишь на кране», не очень безопасно. Все стали делать вид, что деньги – наследство, полученное от предков.
Изменились запросы и в дизайне. Сейчас сложнее уговорить клиента сфотографировать свой интерьер и показать в портфолио, сославшись на хозяина этого великолепия. Мне, как дизайнеру, это усложняет задачу. Люди не хотят афишировать свои большие деньги, а я не могу показать результаты своего труда, иногда многолетнего. Но сама тенденция любопытна и показательна. Большинство таких миллионеров стали ими относительно недавно, на волне шальных 90-х. После страз и перьев с золотом, путешествий по миру, обращения к классике, запросы изменились. Большинство не хотят вспоминать своего бедного или не всегда простого прошлого. И интерьер призван решить эту задачу. Вы приходите в гости к человеку и у вас складывается ощущение, что он граф в десятом поколении, голубая кровь. Вы аккуратно так берете в руки чашку из тонкого фарфора и думаете: «О, это, наверное, фамильный сервиз». Вот такого эффекта требуею сейчас в премиум-сегменте, с такими запросами приходят к специалистам. Хороший дизайнер обладает инструментами и опытом, чтобы этот эффект создать и добавить винтажного шика так изящно, что никто и не догадается об истинном положении дел.
Но эта волна не единственная на настоящем российском luxury-рынке.
СТАДИЯ СОВРЕМЕННАЯ: ЭВОЛЮЦИЯ ВКУСА
Возраст и портрет премиум-сегмента сейчас очень изменился. Огромное количество топ-менеджеров, которые рано начали, хорошо сформировались, успели приобрести недвижимость и сделать свои первые ошибки здесь и за границей. Они начали понимать, что они премиум. И хотят соответствовать. Среди них есть совсем молодые — 27-35 лет. И если мимо вас на 911 Porshe промчится такой «подросток» — не думайте, что машину ему купил папа. Возможно, он заработал на нее сам. И лично мне приятно это знать.
Есть категория детей олигархов и просто очень обеспеченных родителей. Им уже хорошо за 30+, за спиной отличное классическое образование где-то в Европе, Америке или Англии (может быть несколько). У таких детей развито чувство вкуса, нет финансового голода и потребности доказывать свою состоятельность. Эти люди знают, как живут их друзья и им уже в меньшей степени свойственны попытки украшать свои бентли стразами или обклеивать золотой пленкой феррари, с целью привлечь к себе хотя бы какое-то внимание. Третья подкатегория сегодняшних luxury — это 35-45 лет, бодрый премиум-сегмент, который много может себе позволить и выбирает жить хорошо и красиво.
Что характерно для всех? Наличие вкуса, и любовь к качеству. С одной стороны люди не стремятся показывать свои деньги, с другой — хотят в интерьерах все высшего качества. Если мебель, то из дорогого дерева и лучшего текстиля, если кожу, то особой выделки. Мы понимаем, что никакая новая разработка не заменит натуральные материалов — уникальные породы камня, дерево экзотических пород, редкой выделки кожу или великолепный сложный натуральнй шелк. И все это в спокойных, классических или современных интерьерах.
Со своим спокойствием и классикой идеально подходит такому менталитету американский стиль в дизайне интерьеров. Хотя он еще очень мало знаком широкому российскому рынку, тем не менее, немногие дизайнеры, c хорошим вкусом и образованием достаточно давно работающие с теми самыми VIP, используют именно американскую и английскую мебель, кастомизированную, дорогую, особенную. Много великолепия создается также на французском рынке. Необычные, очень стильные световые, отделочные решения и весьма достойная мебель.
Эта тенденция на российском рынке существует последние лет 5-10. И, надеюсь, будет продолжаться и дальше, и ничто не нарушит этой прекрасной гармонии. Мне хочется верить, что однажды, хороший вкус станет править бал и на российском рынке дизайна, и этот мир станет немного лучше и значительно прекраснее.
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ ЗАКАЗЧИКОВ
Русские не привыкли и не умеют ждать, что обусловлено исторически, так как мы не уверены, будет ли завтра возможность зарабатывать такие же деньги, что и сегодня. Это понимание нестабильности во многом диктует менталитет заказчиков: у нас важно произвести впечатление сегодня и желательно впрок. Очень влияет психология заказчиков в аспекте того, что несмотря на обладание вкусом, чаще всего желание произвести впечатление преобладает над разумом и хорошим вкусом. Отсюда — огромное желание переложить увиденное за границей на российскую реальность, в другие, по сути, стены, менталитет и климатические параметры.
Еще одна сложность — русские чаще других не доверяют профессионалам. Клиенты, зачастую сами не являясь профессионалами ни в какой области, и не считают таковыми других. Людей у нас нанимают, но слушать их квалифицированное мнение не считают нужным. Заказчики продолжают просить «отполировать», «причесать» и подогнать под какие-то собственные внутренние стандарты интерьер, иногда забывая, что это все же дом, место для жизни в первую очередь. Представление о прекрасном у наших заказчиков также весьма своеобразны. Люди, в подавляющем большинстве, состоятельны лишь в первом поколении. И их установки желательно и даже нужно корректировать грамотными специалистами.
Хороший интерьер отражает внутренний мир хозяина и его жизненные ценности. Нет смысла воссоздавать итальянское палаццо или французский шеби-шик в обычной «хрущевке» или свежекупленном элитном таунхаусе, так как любая попытка напрямую перенести или жестко стилизовать интерьер под определенный стиль подчеркнет не соответствие контексту. Правильнее чувствовать и видеть новое, пробовать другое, не теряя при этом связи с корнями и реальностью.
Чего до сих пор недостает многим российским интерьерам — это европейской открытости, смелости, эмоциональной непосредственности и импровизации. И, конечно, доверия профессионалам.
Текст: Виктория Киорсак
Фотографии: Victoria Kiorsak Interior Design
Поделиться:
Еще на эту тему
-
«Найдите то, от чего у вас горят глаза»: дизайнер Александр Осипов о деле всей своей жизни
Отличительная фишка мастера − необычное сочетание цвета и формы. Все его творения отличаются функциональностью и абсолютной продуманностью в мелочах.
-
Стирка с интеллектом
Первая стирально-сушильная машина от LG с системой автодозирования моющего средства.
-
Вспеньте начало дня
Многофункциональный гаджет от Smeg: чтобы полюбить завтраки еще сильнее!
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.