10 сентября галерея ARTSTORY представляет новый художественный проект «Борис Маркевич: Я – график», посвященный творчеству выдающегося мастера книжной иллюстрации и акварели.
Борис Маркевич – один из тех, кто совершил настоящую революцию в графическом искусстве и в книжной иллюстрации. В экспозицию войдут около 300 работ Бориса Маркевича (1924-2002), созданных на протяжении всей его жизни. Самые ранние из представленных акварелей относятся к 1950-м годам, позднейшая графика – к концу 1990-х. Кроме широкого хронологического охвата, выставку отличает жанровая и тематическая универсальность: акварели, обложки к книгам, шрифтовые композиции, эскизы почтовых марок, книжные иллюстрации – к произведениям Зощенко, Шукшина, Распутина, Пушкина, Булгакова и т.д. Среди них знаменитые иллюстрации к «Мастеру и Маргарите», а также десятки рисунков к рассказам Михаила Зощенко. Включены в экспозицию и рисунки «для себя» – набросанные вроде бы между делом, однако позволяющие глубже понять сущность творческого метода Бориса Маркевича.
Он окончил графический факультет Московского художественного института имени В.И.Сурикова. Первые его шаги в искусстве совпали с началом знаменитой оттепели – эпохи раскрепощения искусства, поиска новых форм и выразительных средств. Борис Маркевич смело ломал устоявшиеся стереотипы в подходе к оформлению книги. Он отверг господствовавший в то время принцип повествовательного иллюстрирования и предложил свой подход в виде живого, подвижного и энергичного рисунка пером или кистью. В прошлое ушли иллюстрации, похожие на станковые картины, уменьшенные до размера книжной страницы. До «поколения Маркевича» иллюстрации к литературному произведению и книжный дизайн выполняли разные авторы. Он же увидел книгу, как целостный объект, в котором все элементы – от шрифта до иллюстраций – делались одной и той же рукой. В области шрифтового дизайна Маркевич сломал правильные горизонтали строк, резко изменил пропорции знаков, предложив острую, колючую пластику новых буквенных начертаний. К каждой книге художник искал свой пластический ключ. За свою жизнь Борис Маркевич проиллюстрировал и оформил книги многих авторов мировой, русской и советской литературы, таких как Хемингуэй, О´Генри, Диккенс, Тургенев, Шукшин, а также десятки детских книг.
С 1960 года художник начинает писать акварели, которые сразу привлекли внимание специалистов – прежде всего новаторским подходом к хорошо известной технике. Акварели Маркевича отличает непривычная глубина, густота и «живописность». Обе ипостаси мастера – иллюстрирование и авторская акварель – существовали параллельно, не перетекая одна в другую, хотя часто пересекаясь. Его акварельные пейзажи, натюрморты и интерьеры воспринимаются как колористические сюиты, объединенные философско-созерцательно-медитативным настроением, где фирменным знаком стала математическая выверенность всех элементов цветотональной композиции.
В 1976 году Борис Маркевич с женой – художником Алевтиной Власовой приобрели дом в деревне Глазуново Тверской области, где прожили и проработали целых тридцать лет. Работы того периода напрочь лишены какой бы то ни было «красивости». Они отличаются сдержанным, монохромным, подчас откровенно мрачным колоритом и ярко выраженной скульптурностью, «вещественностью», олицетворяющими сакральную силу земли, почвы. Искусствоведы считают, что Маркевич первым соединил эстетику сурового стиля и технику акварели (до него мастера сурового стиля работали преимущественно в станковой живописи). Невзрачность и бытовая приземленность сюжетов, скудность изображенных интерьеров, прозаичность жанровых сцен открыли зрителю иную – метафизическую ипостась русского космоса, его мощное эпическое начало. Пейзажи Маркевича позднего периода, выполненные уже в новой для художника технике а-ля прима, сочетают в себе экспрессивное начало и одновременно тонкую лиричность, и проникновенность.
Сегодня среди специалистов и коллекционеров особенно популярна серия, где автор в широко прописанную плоской кистью основу включает самые простые, обыденные предметы и детали, выполненные в технике «тонального пуантилизма». Акварельная живопись стала настоящей страстью и лейтмотивом всей жизни художника. Он сразу отказался от художественных фантазий, сознательно приковав себя к натурным впечатлениям.
К ретроспективе известного московского художника-графика, заслуженного художника РФ, члена-корреспондента Российской Академии Художеств Бориса Маркевича галерея ARTSTORY издаёт сборник с его иллюстрациями «8 рассказов» Михаила Зощенко. У этой книги есть своя судьба и своя история, о которой рассказал сын художника – Егор Маркевич.
…В 1970 году ленинградское издательство «Художник РСФСР» предложило Маркевичу сделать сборник рассказов Михаила Зощенко, причём не в издательском варианте, а в том, который предложит художник. Подбор рассказов, количество иллюстраций, формат, шрифт, возможности полиграфии — всё отдавалось на усмотрение художника.
К сентябрю 1971 года, ровно в срок, работа была закончена и легла на стол главного редактора издательства, оригиналы были подписаны в печать. А в самый последний момент была дана команда – сейчас неизвестно, был ли это «самый верх» или ленинградские власти в очередной раз проявили бдительность. Как бы то ни было, оригиналы были изъяты из производства, набор рассыпан, руководство издательства наказано «за самодеятельность». Спустя 44 года книга выходит в свет в авторском варианте Бориса Маркевича.
Выставка продлится с 10 сентября по 9 октября 2015 г.
Адрес: Москва, Старопименовский пер., д. 14 (м. «Тверская», «Маяковская»).
Часы работы: ежедневно, кроме понедельника, с 12.00 до 20.00. Вход свободный.
Поделиться:
Еще на эту тему
-
Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи
Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...
-
Пять вечеров в Театре Пушкина
28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....
-
«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики
Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.