Разговор с ней напоминает «американские горки»: никогда не знаешь, в какой момент она остановится, или сорвется в пропасть эмоций, или сама задаст вопрос и будет ждать честного и обстоятельного ответа. Так и в ее песнях: невозможно предсказать, чем окажется ее следующий хит – рок-балладой, классическим шансоном или модным джаз-фанком. Может, в этом и заключается секрет ее успеха?..
Каждый найдет в ее творчестве что-то для себя: романтичную лирику в «Шопене», бешеный драйв народного гулянья в «Желаю» или отвязный декаданс в «Курю». Множество ярлыков, навешенных на артистку прессой и общественным мнением – от «воинствующей христианки» до пресловутой «мичети», – верны лишь отчасти и ровно в тот момент, в который они появляются. Завтра она уже совсем другая, готовая к новым поворотам судьбы. Скучно с Еленой Ваенгой точно не будет.
Лена, я заметил, что вы даете не очень много интервью и в основном региональным изданиям. Почему? Это принципиальная позиция?
Она вынужденная. Я вам объясню причину. Долгие для меня годы я не давала интервью никому. За меня их сочиняли. Имя Ваенга стало популярным случайно, поверьте — в 33 года люди становятся известными только случайно. Я занималась не популяризацией себя, а собственным творчеством. Мы просто отдавали наши песни на радио, чтобы люди их услышали. Мне было не до прессы. А вот прессе «было до меня».
Телевидение тоже вас полюбило не сразу?
Это произошло уже потом. Концерт в Рождество на Первом канале принес мне популярность, которую я почувствовала. Но в тот момент мне было уже 34 года, за плечами — несколько аншлаговых концертов в Петербурге. Если бы я стремилась к славе, наверное, вела бы себя более аккуратно и сдержанно. Тогда у меня был бы человек, который в определенное время говорил бы мне: «Тсс!.. Улыбаемся — журналисты!» А тут на меня — «гав!», и я в ответ — «гав!». В шоу-бизнесе даже «гав!» нужно правильно говорить.
Но без грамотного промоушена очень сложно достичь таких финансовых показателей в шоу-бизнесе, чтобы о вас писал Forbes…
И раньше, и сейчас не ставилась задача заработать деньги. Люди в это могут верить или нет. Главное – чтобы себе верила я. Предварю ваш вопрос по поводу Владивостока: да, я могу поехать и спеть бесплатный концерт для 25 тысяч человек. Не вижу в этом проблемы и не воспринимаю свой поступок как что-то выдающееся. Потому что для меня петь четыре часа — удовольствие. И если я не получу за это денег — вообще не проблема!
А почему именно Владивосток?
Там были очень высокие цены на билеты. Я считаю, что нечистые на руку организаторы обворовали народ. Да, мои билеты недешевые. Но не 10 тысяч в 10‑й ряд! Я была возмущена – на мне решили здорово навариться. Но не это страшно: обокрали моего зрителя, которому не дали возможности услышать концерт. И тогда я сказала: «Ах, так?!. Тогда я спою для всех бесплатно. И никто не сможет на этом заработать». Да, я вредная! Администрация города оплатила нам перелет, гостиницу и звуковое оборудование на концерте. Всё.
Не могу не спросить о ситуации, когда вы отправили некоего владивостокского блогера по известному русскому адресу. Недавно суд усмотрел в ваших действиях нарушение закона…
Только имя его не произносим, хорошо? Давайте не будем устраивать ему пиар. Он ведь именно этого добивается, поверьте. Это и понятно: когда твое имя упоминается в СМИ рядом с фамилией Ваенга, внимание гарантировано… А как же! Укусить львицу! В лесу заметят.
Почему вы отреагировали именно так, как отреагировали? Можно было не заметить или ответить мягче, легче?..
Я два месяца не была дома — он у меня есть. И еще маленький ребенок. Я нахожусь на Дальнем Востоке. Разница во времени — ощутимая. Потом — Комсомольск-на-Амуре. Страшно хочется спать, но надо на сцену. После концерта, даже не успев поесть, вылетаем на Сахалин. Нелетная погода. Дожидаемся рейса. Когда добираемся уже до Владивостока, в коллективе все даже не разговаривают друг с другом: степень усталости и взвинченности – крайняя! В гостиничном номере сломана кровать. Даже поспать нормально невозможно! Я честно пишу это в своем Instagram. И тут появляется человек, который мне заявляет: «Хамло! Вали из этого города!» За что меня так назвали? И вот на «хамло»… Я, к сожалению, не королевских кровей. Я не права в том, что в социальной сети, где могут прочесть дети, написала матерное слово. Но с учетом того, кому и за что я это написала, можно было б еще раз пятьсот это сделать. Да, завели дело и я буду ждать вердикта. Закон для всех один. Если спросить по-человечески, сожалею ли я, то — ни на секунду. Если такая ситуация произойдет еще раз, я, памятуя об этих событиях, не поленюсь, найду этого человека, приеду и лично объясню, в чем он не прав, и, возможно, даже покажу дорогу, которой ему стоит пойти.
Раньше вы защищали в судах себя от произвола СМИ…
Я защищала право на свою частную жизнь. Если я приглашаю — пожалуйста. Если нет — не нужно преследовать меня с фотоаппаратом и стараться снять в коляске моего новорожденного ребенка. Это незаконно!
Не опасаетесь, что сейчас те, на кого вы подавали иски, начнут злорадные пляски с бубном оттого, что наконец-то и вам придется предстать перед судом?
Я бы с любопытством посмотрела на эти пляски. Они уже заплатили мне раз в 250 больше, чем должна буду сделать я, если мой проступок будет признан противоправным. Закон я уважаю.
Вы прошли в шоу-бизнесе долгий путь от выступлений в маленьких залах до момента, когда «Елена Ваенга» — один из самых частых запросов в Google. И все же: оглядываясь назад, хотели бы вы что-то изменить?
У каждого человека есть такие желания… Сейчас я понимаю, что с некоторыми людьми не стоило бы даже разговаривать. Потому что они приходили ко мне не с добром.
То есть больше всего вас расстраивают именно люди?
Я прошу прощения — а у вас разве по-другому? Что может расстроить больше, чем человеческие поступки? Или если, не дай бог, заболели близкие. Или война, и люди погибают… Что бывает страшнее?
А как же политика, экономика?..
Война — это тоже политика и экономика. И радуют и огорчают нас прежде всего люди. Самому деградировавшему человеку, если он душевно нормальный, будет плохо, когда заболеет его мама. Потому что все мы варимся в этой экосистеме, называемой обществом. Я часто говорю: какой человек вы сам, такие вас и окружают.
Возвращаясь к вашему сильному характеру и независимости: вы говорили, что у вас в шоу-бизнесе нет друзей…
Неправильная фраза. Эту формулировку можно понять так, что все — враги. Это неправда. Друзей у меня — двое или трое. Когда говорят, что друзей пятьдесят, — это лицемерие. С некоторыми артистами я приятельствую. Хотя ну как можно назвать меня приятельницей Александра Яковлевича Розенбаума? А у нас отличные отношения. Прекрасные — с Лолитой, Зарой. Но мы не подружки: мы не перезваниваемся ночами, не рассказываем секреты и не ходим друг к другу в гости. Дружба — это же почти родственные связи. «Дружить надо уметь», как говорит мсье Гуляев. Это очень тяжелый труд. А я даже не живу в Москве! Почти весь цвет шоу-бизнеса находится тут. Как же мы сможем дружить?
Вас не пугает возможная перспектива однажды перестать быть популярной артисткой и заняться сельским хозяйством?
Слушайте, труд меня вообще не пугает. Разве что тот, которым я не умею заниматься. Не хочу быть дилетантом. Вот маляром могу стать неплохим. С земледелием, думаю, получится. У меня рука легкая. А вот художником не стану — не умею рисовать. Зачем портить полотна? Никогда не буду писателем — у меня нет того уровня таланта. А выпускать семьсот пятнадцатый роман только для того, чтобы заработать деньги, как некоторые бумагомаратели, — такой быть я не хочу.
Вы как-то сказали, что журналисты, которые честные, — они бедные. А если применить это высказывание к артистам: те, которые честные, они — бедные?
Это мое мнение про журналистов и сейчас не изменилось. А про артистов… Простите, но я не думаю, что Инна Михайловна Чурикова — не состоятельный человек. Вернее, я надеюсь, что это не так. Потому что есть вещи, которые совершенно заслуженны. Да я бы сама миллионы бросила к ее ногам! Всё, что захочет: дворцы, вертолеты. Это же врач на сцене! Который просто берет твою душу, встряхивает и возвращает исцеленной. Ты выходишь со спектакля чистый. Такие люди должны иметь все! Да, к сожалению, в нашей стране это не всегда так…
«Хорошо там, где нас нет»?
Я недавно вернулась с Бродвея. Потом «агрессировала» на наши мюзиклы. Никогда больше на них не пойду. У нас нет артистов, которые одновременно блестяще поют, танцуют и играют. Может, пара человек в стране. При всем при этом русский балет — номер один, русская школа классической музыки, опера — без вопросов, при словах «русский драматический театр» вообще нужно вставать. А про мюзиклы — не хочу говорить…
Не соглашусь с вами в этом вопросе! Мне кажется, в последние годы уровень наших мюзиклов значительно вырос.
Вы так говорите, потому что не были на Бродвее. Только без обид! Это не снобизм: просто если бы вы своими глазами увидели американский «Призрак оперы», вы бы поняли, что я имею в виду. Там одни декорации на несколько миллионов долларов! У нас элементарно нет таких бюджетов. А это жанр, который подразумевает выдающиеся декорации, костюмы, а артист должен одновременно талантливо петь, танцевать и играть. Назовите мне фамилию артиста в России, кто бы делал это на таком уровне!
Могу назвать нескольких артистов, например Наталья Быстрова…
Соглашусь, должны быть такие люди. Пусть и немного. Но вот декораций аналогичного уровня нет. А значит, выпадает одна из составляющих и не выходит мюзикл. Если вы печете торт и у вас замечательные коржи, а крем плохой, то в итоге у вас получится плохой торт. Если в коктейле паленая водка — вам будет плохо. А если вы знаете, что есть Бродвей, то меньшее вас не устроит. Тем более когда можно пойти в Мариинку, где декорации — потрясающие, костюмы — на уровне, голоса — каждому можно кричать «брависсимо!». Даже если на меня обидятся актеры и постановщики мюзиклов… Я сходила на «Чикаго». Главную роль Рокси Харт пела обладательница «Грэмми» Брэнди Норвуд. Я после этого вообще хотела «уволиться» из шоу-бизнеса. Мне казалось, что после увиденного я не достойна выходить на сцену. Правду говорю!
Обратил внимание на одну вещь: вы часто в интервью говорите что-то наподобие «а вот сейчас — правда». Вы вообще когда-нибудь лжете?
Самой себе – просто напропалую. «Я сам обманываться рад» — еще великий Пушкин написал. И это касается не только отношений с мужчинами. Человек хочет, чтобы ему было хорошо. А отношения с людьми далеко не всегда приносят положительные эмоции.
Вы склонны считать людей лучше, чем они есть на самом деле?
Да. Но при этом саму себя я могу оценить адекватно. Операция «саморасчлененка» у меня идет каждый день. Поедом себя ем! Я не думаю, что все кругом плохие, а я замечательная. Мне кажется, миллионы людей наделены божественным даром не видеть плохого. Другие, у которых тяжелая жизнь — сыр едят с плесенью и машины без крыши, — наоборот. А я очаровываюсь людьми и верю им. Буквально вчера опять возникла ситуация, когда пять лет дружишь с человеком, ходишь к нему в гости, на дни рождения, а как только дело касается денег, видишь, как он меняется. И думаешь: «Блин, опять напоролась!» Я стала категорически, болезненно неуживчива с теми, для кого денежный вопрос важнее человеческих отношений. Когда я сталкиваюсь с таким, у меня внутри просто море бушует. Жалко потраченного на них времени.
Время — важный для вас ресурс?
Если вы спросите, что для меня сейчас самое дорогое, я вам отвечу: ребенок, семья, родители и мое время. Я почти физически ощущаю его течение. Категорически не хочу тратить его на людей, которые мне не нравятся. Неважно, сколько мне это стоит и сколько денег я потеряю. Не трать мое время! Я лучше сериал «Ходячие мертвецы» посмотрю.
Раньше-то вы старались исправить людей?
Прямо война шла! Теперь поняла: измени себя — и поменяются люди, которые тебя окружают. Мне проще сказать: «Прости, я больше не буду с тобой общаться. Дай бог тебе здоровья!» А если ты продолжаешь в этом существовать, то не удивляйся, что тебе некомфортно. Это лет в восемнадцать мы были «Мир! Дружба! Вместе и только вперед!», а со временем происходит переоценка ценностей. Мы вообще с возрастом часто «плохеем». В молодости мы были ленивы – в сорок будем еще ленивее. Если только не происходит кардинальная ломка характера. Но это бывает, когда у человека случаются страшные события в жизни. Я тоже грешный человек: могу не замечать каких-то плохих поступков. Очень хочется, чтобы мне вовремя указывали самые близкие люди, если я вдруг с резьбы сошла. Вообще, не дай бог получать опыт за счет потери чего-то дорогого в жизни. Я не хочу, чтоб на меня упал кирпич и я в результате до чего-то «доперла». Пусть тот, кто этот кирпич держит, просто погрозит мне: «Лена! Видишь кирпич? Могу бросить!..» – чтобы у меня было время изменить свое поведение.
На концерте Интарса Бусулиса в «Крокусе», когда он только вышел на сцену, ему было тяжело с залом (потом, конечно, публика встала и аплодировала). Вы же просто появились, повели рукой, и аудитория — ваша. Вы учились этому – или, как говорится, «дано»?
Трудно ли быть Борисом Моисеевым и почему он любит сильных женщин |
Интарс — замечательный артист. Он отлично работает в небольших залах. А это был большой. Я‑то сама уже «монстр». Не училась, конечно. Это называется харизма — внутреннее свойство, к которому сам человек не имеет никакого отношения. Как цвет глаз, который дан вам родителями и Богом. Мне кажется, я могу разобрать это качество по косточкам. Когда я выхожу на сцену, считаю себя второй. Не я звезда — зритель. Ты ради него выходишь на сцену. Если он тебе не важен – бери зеркало, надевай красивое платье и пой сколько влезет. Цветы сама себе поставь и наслаждайся. Чего еще надо?.. Я выхожу на сцену в состоянии полупоклона. Люди потратили время и деньги, чтобы посмотреть на тебя, принцессу. Так вот: принцессе спинку надо гнуть перед зрителем. Да, иногда бывают злые выкрики из зала. Я могу парировать очень резко. Да, я не леди. От осины не родятся апельсины. Мой отец не герцог Бекингем. Я очень… кусливая. Но только в ответ на агрессию. Я спинку разгону и так клацну зубами — мало не покажется.
Вы уже не первый раз говорите, что вы не леди. Но если проследить развитие вашего сценического образа, то сейчас — вполне. Одни платья Игоря Гуляева чего стоят! Вы стремитесь к этому?
|
Пока не леди, но хочу ею стать. Работаю над собой. Я получила два высших образования — это десять лет. Отлично училась. Порой не успевала замечать, чтó я надеваю утром. Потом для меня главным была музыка. Я забыла, что я девочка. Сейчас у меня появилась потребность и, простите, финансовая возможность измениться. Может, еще и в том причина, что у меня сын родился. Я хочу, чтобы мой маленький мужчина смотрел на меня с восхищением. Ведь какой будет его мать, такая и жена. А я хочу хорошую невестку! Еще я люблю говорить спасибо своим злопыхателям, которые указывали на мои просчеты во внешнем виде. Я изменила платья и прически, стала лучше. А они остались там, где были. И, кстати, я не собираюсь останавливаться на достигнутом! Конечно, ведь в России немало талантливых дизайнеров! Я восхищаюсь многими! Например, платьями Ульяны Сергеенко, Яниса Чамалиди, украшениями Петра Аксёнова — у меня есть его работы. Это высочайший полет. Если бы вы видели работы мастеров Урала, вы бы поняли, что Картье не всегда дотягивает до этого уровня. В России масса талантов! Недавно в Instagram наткнулась на одного дагестанского певца. Он гениальный. Будет петь на моих концертах. Когда-то так же мы познакомились с Интарсом Бусулисом. Моя сцена — мой дом. Я что хочу, то там и делаю.
У меня такое ощущение, что вы взялись, пользуясь своим статусом, выискивать и раскрывать таланты. Хотите стать продюсером?
Я просто помогаю одаренным людям. Может быть, когда-нибудь я и буду на этом зарабатывать. Но пока принципиально ни копейки не беру с людей. Только музыкальная «выгода». Выступать на одной сцене с талантливыми людьми круто! Я получаю от этого удовольствие. Это же как самое вкусное пирожное!
Театр, кино — вы говорили, что эти направления вам интересны. Удается что-то сделать там?
Времени нет. У меня на сына-то его не хватает. В кино ради кино я не пойду. Мне не нужно этого, чтобы заработать деньги и популярность. Я с удовольствием появилась бы в малобюджетном, но талантливом фильме. Или в экранизации классики. Но пока не предлагали такого. А может, я пока не доросла. Великие люди порой ждали своих ролей по двадцать лет – что же про меня говорить! Есть режиссеры, к которым я и на «кушать подано!» пошла бы. Фильм «Елена» Андрея Звягинцева просто «разорвал» меня четыре года назад. Если он позовет меня хоть пленку подносить — побегу, даже про гонорар не заикнусь. Я горжусь, что живу в одно время с ним. Если поработать с этим человеком, уже будет, чем гордиться в старости.
Тем, что ты уже в истории мирового кинематографа?
Тем, что эта история в тебе! Что она прошла через твою жизнь. Что ты была частью плана гения. Все, что он делает, — чистое, доброе, вечное. Всё к ногам того, кто приносит пользу человечеству в любой сфере жизни – творчестве или бизнесе, — а не повернут на собственном богатстве!
Беседовал Александр Стрига
Фотографии: Елена Тряпицына
Метка Елена Ваенга, Интервью, музыка
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Ольга Арнтгольц: «Главное для меня – быть хорошей мамой»
15 октября на канале Россия-1 состоялась премьера мелодрамы известного театрального режиссера Сергея Виноградова «Девятый вал». Исполнительница главной женской роли Ольга...
-
Евгений Дятлов: Надо пробовать выходить за грань
Мы попытались уловить флюиды и накал страстей того, что можно будет увидеть на сцене в новом спектакле, где популярный актер исполнит одну из главных ролей.
-
Средневековая музыка сфер
На проходящем в Ярославле XI Международном музыкальном фестивале Юрия Башмета мы поговорили с бельгийским музыкантом о том, чем же хороша барочная музыка, чему он будет учить на мастер-классах русских музыкантов, и из какого дерева производят флейты.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.