В Государственном Историческом музее до 11 апреля проходит выставка «Александр Герасимов. К 135-летию художника». Живописец стал известен как создатель соцреалистического канона. Одной из главных тем его картин стал образ «вождя, счастливого счастьем народа». Мы поговорили с куратором выставки Леонидом Шишкиным и записали его рассказ о творчестве знаменитого художника.
В первой десятке
Александр Герасимов, учившийся у русского импрессиониста Константина Коровина, в дореволюционные годы был типичным последователем Союза русских художников, где состояли Серов, Коровин, Туржанский, Виноградов, Петровичев и другие. Эти люди относились к московской группе, создававшей плотную яркую живопись, которая до сих пор нравится многим ценителям искусства. Александр Герасимов не лучший в этом ряду, но его имя точно находится в первой десятке русских импрессионистов начала ХХ века.
Влияние Гиляровского
На мировоззрение художника очень сильно повлиял Владимир Гиляровский, который в 1909 году на выставке купил эскиз Герасимова. Более того, Александр Михайлович жил у известного писателя на даче в «Гиляевке». А кто такой Гиляровский? Это такой национал-патриот, который воевал «с авангардным хулиганством» за Русь-матушку, березки и тому подобные вещи. Когда Герасимов в 1915 году окончил училище, и у него кончилась отсрочка от армии, Гиляровский его пристроил по блату в земгусары, которые поставляли в армию продовольствие, медикаменты и одежду. Так живописец все три года прослужил начальником поезда из четырех вагонов, который курсировал исключительно в тылу.
Александр Михайлович Герасимов Родился 19 (31) июля 1881 года в Козлове (ныне Мичуринск, Тамбовская область). Учился в Московском училище живописи. В 1915 году был призван в армию. После демобилизации, в 1918—1925 годах, жил и работал в родном городе. В 1925 году переехал в Москву, вступил в АХРР. В 1939—1954 годах являлся председателем оргкомитета СХ СССР. 1947—1957 годы — первый президент АХ СССР. Александр Михайлович был любимым художником Сталина. Изображения вождя работы Герасимова считались каноническими. С началом правления Н. С. Хрущёва Александр Герасимов был постепенно освобождён от всех постов. Умер 23 июля 1963 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. |
Жизнь с нуля
Когда победили большевики, главным художественным направлением стал русский авангард – его художники оформляли наглядной агитацией города к революционным праздникам, их картины закупались государством в музейный фонд. Но в 1922 году художники реалистического направления, бывшие «передвижники», создали Ассоциацию художников революционной России, которую стал финансово поддерживать тогдашний Нарком обороны Климент Ворошилов. Задачей этого объединения было документальное отражение в реалистической форме нового революционного быта трудящихся и бойцов Красной армии. Возобновились выставки реалистов, с которых Ворошилов начал закупать картины. Узнав об этом, Герасимов поехал в Москву из родного города Козлов Тамбовской области, где после демобилизации с фронтов Первой мировой войны он работал декоратором в театре. Как и 22 года назад, когда он, бросив все, поехал в Москву учиться на художника, так и теперь в 44 года, он, оставив налаженную жизнь, отправился «завоевывать» Москву.
«Ленин на трибуне»
Работы Герасимова с 1926 года начинают появляться на выставках АХРРа, о нем одобрительно пишет Луначарский. В 1929-1930 годах художник по собственной инициативе, без заказа, пишет картину «Ленин на трибуне». Главным интерпретатором образа Ленина и портретистом партийной верхушки в 1920е годы был Исаак Бродский. Но его несколько сухой, «протокольный» стиль не вполне соответствовал задачам исторического момента. Время требовало романтического вдохновляющего образа вождя. «Ленин на трибуне» Герасимова произвел на всех колоссальное впечатление. По сути, Герасимов написал «икону», с которой впоследствии сверялись представители всех видов изобразительного искусства, создавая образ Ленина, — в театре, кино, в скульптуре, плакате и т.д. Эта работа стала самой воспроизводимой за всю историю Советского Союза. Ленин вошел в наше сознание через образ, который придумал Александр Герасимов.
Почувствовать Сталина
Герасимов создал множество замечательных пейзажей и натюрмортов, но не они сделали его Лауреатом четырех Сталинских премий, а большие «государственные» картины с изображением вождя, ставшие символами эпохи. Ему удалось почувствовать то, каким Сталин хотел видеть себя на картинах, каким он хотел остаться в истории. Художник стал одним из главных создателей стиля новой эпохи — «сталинского соцреализма». Тогда никто не знал, как именно нужно писать такие картины, Александр Герасимов сумел это понять лучше других.
В октябре 1933 года живописец создает картину «Выступление И.В. Сталина на ХVI съезде партии», где Вождь ассоциируется с эдакой нерушимой скалой, о которую разбиваются все «враждебные вихри» и волны. В те времена все, что касалось изображения и репрезентации Сталина, не могло пройти без одобрения «Самого».
В 1936 году Герасимов заканчивает групповой портрет «Первая конная армия» (в собрании ГТГ), за который он получил Гран При Всемирной выставки 1937 года в Париже. После этого им создается полотно «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле», за которое он был удостоен Гран При Всемирной выставки 1939 года в Нью–Йорке, а в 1941 году получил свою первую Сталинскую премию.
В 1930е годы Герасимов становится личным другом Ворошилова. Они были ровесники, происходили из одной социальной среды. Именно Министр Обороны был в партийной верхушке негласным куратором живописцев. Вероятно, благодаря этому художник и смог уловить потребности времени лучше других.
Новый человек
Конечно, Александр Герасимов, как и многие, выкупал своими картинами личное пространство для себя. Чтобы писать натюрморты в свое удовольствие и иметь большой дом на «Соколе» нужно было изобразить мокрый асфальт под ногами вождей. Заработная плата библиотекаря тогда составляла 200 рублей в месяц. А обладателю Сталинской премии давали сто тысяч! Ради чего Сталин так щедро одаривал подручных академиков, художников и артистов? Искусство приравнивалось к общепартийному делу – воспитанию «нового человека». Тогда не было телевизора, но был Герасимов, копии с картин которого висели в каждом клубе, а бумажные репродукции с них – в каждой избе.
Падение с Олимпа
При Сталине Александр Герасимов был «кум королю, государю крестник». Десять лет он занимал должность первого президента АХ СССР. Но в 1956 году, когда началась борьба с последствиями культа личности, был издан приказ изъять из обращения и сжечь все картины с изображениями Сталина. Другие художники стали просить Герасимова сходить в ЦК и попытаться объяснить, что уничтожение картин – варварство. Стоит отметить, что Герасимов был старше Хрущева на 15 лет и в сталинской иерархии художник занимал более высокую ступень, чем новый руководитель страны. Разговор состоялся, и по его итогам Хрущев сразу же связался с Екатериной Фурцевой и поинтересовался, долго ли еще «козловский мужик» будет ходить в президентах АХ СССР. Та передала эти слова Герасимову, и тот сам перестал выходить на работу.
Художник из народа
Судя по фотографиям того времени, в жизни Александр Герасимов был барином — курил трубку, имел собственный ЗИЛ. Хотя во время путешествий где-нибудь за городом он нарезал полынь и клал ее в машину, чтобы ехать как на возу. Про него ходило много забавных историй, говоривших о его остроумии и находчивости. Например, на каком-то приеме Сталин поинтересовался у Герасимова, что тот думает по поводу слов Алексея Толстого, заявившего, что в стране не осталось хороших художников, поскольку все они уехали на Запад. Александр Михайлович ответил, что согласен, однако добавил, что еще и не осталось хороших писателей, кроме Толстого, «да и тот не Лев».
Оценивать Герасимова нужно объективно. Для кого-то он был яркой личностью, а для кого-то Змеем-Горынычем, душившим модернистское искусство. Жизнь Александра Михайловича достойна многосерийного фильма. Он поднялся из низов, сам выучился и добился колоссальных успехов. Герасимов – ярчайший пример художника из народа.
Текст: Дмитрий Веселов
Фото: пресс-служба Государственного Исторического музея
Поделиться:
Еще на эту тему
-
Вселенная “Перемилово”. Мир глазами Владимира Любарова
История о том, как московский художник 30 лет назад из-за поломки машины стал деревенским жителем, поселился в доме на косогоре, и почему односельчане до сих пор не побили художника.
-
Ирина Терновская и «цветаевские» окна на ее картинах
Когда оказываешься среди картин этой художницы, все дурные эмоции исчезают, утверждает журналист Анжелика Заозерская.
-
Чтак: «В моем случае — ни в коем случае»
С 25 августа — 16 октября в Московском музей современного искусства пройдет персональная выставка художника Валерия Чтака – «В моем случае – ни в коем случае», на которой скучно не будет
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.