13 мая 2016 года в «Центральном Манеже» открывается выставка «История советского кино в киноплакате. 1919−1991» в рамках Года российского кино.
В экспозиции более 300 произведений знаменитых художников-графиков — Владимира (1899-1982) и Георгия (1900-1933) Стенбергов, Михаила Хазановского (1912-1990), Бориса Зеленского (1914-1984), Мирона Лукьянова (1936-2007), Василия Островского (1936-2012) и многих других. Это уникальные афиши 1920-х годов в стиле конструктивизма, редкие работы времен Великой Отечественной войны, плакаты к знаменитым советским фильмам эпохи «оттепели» и переломного позднесоветского периода 1970-1990-х.
Российские зрители знают и любят легендарные фильмы «Девять дней одного года» (режиссер М. Ромм, 1962), «Иваново детство» (режиссер А. Тарковский, 1962), «Не горюй!» (режиссер Г. Данелия, 1968), «Бриллиантовая рука» (режиссер Л. Гайдай, 1969), «Белое солнце пустыни» (режиссер В. Мотыль, 1970), «Двенадцать стульев» (режиссер Л. Гайдай,1971).
История русского киноплаката начинается в 1908, когда на экраны вышел первый отечественный игровой фильм производства ателье А. Дранкова «Стенька Разин». В то время художественные афиши театральных премьер и цирковых представлений стали неотъемлемой частью уличного оформления. На фоне всего этого многообразия киноплакат должен был выделяться и привлекать зрителя. В Советском Союзе киноплакат был одним из основных визуальных средств агитации за утопическое коммунистическое общество и важным индикатором социокультурных перемен и ценностей. Специфика этого жанра графического дизайна заключается в его тесной взаимосвязи с кино.
В четырех разделах выставки, посвященных разным временным отрезкам, можно познакомиться с афишами к культовым фильмам и с их авторами, а также проследить историю развития графического языка киноплаката, сконцентрировавшего многие передовые идеи своего времени.
1920-е годы
В 1920-е годы эстетика монтажного кино потребовала от киноплаката нового изобразительного языка. В этот период монтаж в киноплакате стал важнейшим стилеобразующим фактором; он соединял в одной композиции разномасштабные и разнофактурные элементы. На выставке будет представлена одна из знаковых работ этого периода — афиша братьев Стенбергов к классике отечественного немого кино «Девушка с коробкой» (режиссер Б. Барнет, 1927), а также киноплакаты к первому советскому фантастическому фильму «Аэлита» (режиссер Я. Протазанов, 1924) Израиля Бограда и знаменитому «Броненосцу «Потемкину» (режиссер С. Эйзенштейн, 1925) В. Силкина.
1930-е — середина 1950-х годов
Для персонажей киноплакатов 1930-х характерен пафос и социальный оптимизм героев Александра Дейнеки и Густава Клуциса. Однако к концу десятилетия эстетический уровень плаката снижается, его отличительной чертой становится схематизм. Киноплакат перестает играть заметную роль в художественной жизни.
Киноплакаты военных лет — уникальные свидетельства истории, напечатанные в одну-две краски на простой бумаге. Как и кино, они напоминали о доме, о любви, о том, во имя чего стоило побеждать.
В 1950-е киноплакат становится сюжетно-психологическим, раскрывая содержание и дух фильма. Художники-графики используют язык соцреализма, подчеркивая торжественность момента истории.
В экспозиции будут представлены афиши к фильмам «Молодая гвардия» (режиссер С. Герасимов, 1948) Бориса Зеленского, «Жди меня» (режиссеры Б. Иванов, А. Столпер, 1943) Иосифа Герасимовича, «Золушка» (режиссер М. Шапиро, 1947) Льва Офросимова и многие другие. На выставке также можно будет увидеть плакаты к фильмам, которые были сняты с проката.
1956-1969. Эпоха «оттепели»
Относительная политическая свобода «оттепели» способствовала творческому раскрепощению художников. Плакатисты получили возможность выражать свое мнение, свободу «графического слова», «плакатного языка». Если стиль киноплаката 1920-х годов определял монтаж, стиль «оттепельного» плаката определяет метафора. Метафоричны содержание, композиция, графика плакатов; портретные образы получают сложную драматургию; широко используется символика. В начале 1960-х годов в главное издательство киноплаката «Рекламфильм» приходит группа молодых талантливых художников — Мирон Лукьянов, Василий Островский, Лилия Левшунова, Вилен Каракашев. Эти художники создали собственный стиль, которому свойственна острота композиционных решений, подчеркнутая условность графического языка.
Зритель сможет ознакомиться с работами к фильмам «Полосатый рейс» (режиссер В. Фетин, 1961) Мирона Лукьянова, «Война и мир» (режиссер С. Бондарчук, 1966) Евгения Гребенщикова, «Морозко» (режиссер А. Роу, 1965) Василия Островского и другие.
Конец 1960-х — начало 1990-х
Расцвет киноплаката в этот период связан с изменениями, происходящими в обществе и сознании человека. Современность плакатного мышления и широкий диапазон выразительных средств помогли художникам адаптироваться к исторической ситуации. Сюрреалистические комбинации, иносказания, аллегории, символичность, знаковость — все средства были использованы для создания плакатов, отвечающих требованиям новой действительности. Большую роль в киноплакате начинают играть фотография и живописное изображение. Плакат продемонстрировал новые возможности, которые открывал фотомонтаж, использующий кинокадры и рекламную постановочную фотографию.
Данный раздел выставки будет представлен афишами к таким фильмам, как «Чучело» (режиссер Р. Быков, 1984) Владимира Сачкова, «Игла» (режиссер Р. Нугманов, 1988) Вилена Каракашева, «Униженные и оскорбленные» (режиссер А. Эшпай, 1991) Олега Васильева и другие.
В рамках выставки Московский музей дизайна подготовил интересную образовательную программу; пройдут также детские мастер-классы.
Проект подготовлен Государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО» и Московским музеем дизайна при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
13 мая — 13 июня 2016 года
«Центральный Манеж»
Адрес: Манежная пл., д. 1,
(ст. м. «Охотный ряд», «Александровский сад», «Библиотека им. Ленина»)
Метка выставка, история кино
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики
Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...
-
Иосиф Бродский. Место не хуже любого
В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка «Иосиф Бродский. Место не хуже любого», посвященная истории отъезда поэта за границу,...
-
Парк Малевича – новый маршрут
В подмосковном Парке Малевича открылся новый экспозиционный маршрут «Малевич в лесу», представляющий произведения современных российских авторов. В экспозицию вошли девять...
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.