Выставка включает около 30 работ Александра Лабаса из собрания семьи художника. Центральное место в экспозиции займёт редкая серия из 23 акварелей, написанных в период с 1957 г. до начала 1970-х гг., большинство из которых экспонируется впервые.
Эти работы навеяны отзвуками страшной трагедии японских городов, разрушенных американскими ядерными бомбами. Трагедии, с новой силой, проявившейся спустя десятилетие после атомных бомбардировок 1945-го, когда людей, переживших катастрофу, накрыла очередная вспышка лучевых заболеваний. Участники московского Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 года уделяли тогда много внимания этим проблемам.
Не смог пройти мимо злободневной темы и художник-романтик Александр Лабас, создавший цикл акварелей, в которых с потрясающей силой и мощью воплотил свою боль, скорбь и сочувствие жертвам едва ли не самой страшной драмы ХХ века. Названия работ говорят сами за себя: «Ужас Хиросимы», «Среди огня», «Взрыв», «Смерть», «Обреченная». Лабаса как художника всегда отличала повышенная эмоциональность – недаром он так тяготел к экспрессионизму. Но серия, посвященная Хиросиме, в смысле концентрации авторских чувств, превосходит все мыслимые пределы. Художественный катарсис здесь достигает вершины, максимума, апогея. Искусствоведы 60-х годов по силе воздействия на зрителя даже ставили «Хиросиму» выше «Герники» Пикассо, написанной по схожему поводу.
Серию отличает предельный лаконизм и метафоричность. Художник не старается воспроизвести документальную историю, а как истинный классик авангарда основывает повествование на символах, ассоциациях и обобщениях. Все образы переданы через все тот же непревзойденный чисто лабасовский фирменный цветосвет — придающий изображению динамику и буквально убивающий наповал высочайшим драматизмом.
Александр Лабас – яркий представитель русского авангарда первой половины ХХ века. Его путь в большое искусство начался в легендарном ВХУТЕМАСе, где он учился у выдающихся мэтров современной живописи – Малевича, Кандинского, Лентулова и других. В 1920-е-30-е годы Лабасу удалось сформировать свой собственный живописный стиль – острый, динамичный, со свободной, несколько эскизной и синкопированной манерой письма. Его излюбленной темой стал современный транспорт: он писал поезда, трамваи, автомобили, эскалаторы метро. Но особое место в творчестве Лабаса занимает авиация с ее стихией неба и воздуха.
Когда в середине 30-х годов в СССР сменилась официальная идеология, всех авторов, кто не укладывался в прокрустово ложе «социалистического реализма», где главным считалось «понятное народу» содержание, а не качество живописи, объявили формалистами. Среди них, естественно, оказался и Александр Лабас. Вплоть до начала хрущевской оттепели для художника были закрыты все официальные выставочные площадки. Он вынужден был работать «в стол» – в основном в излюбленной технике акварели, откликаясь на все исторические события, которые происходили у него на глазах.
После «Хиросимы» Александр Лабас в качестве альтернативы теме катастрофы и катаклизма создал несколько произведений, посвященных борьбе за мир. Сегодня нас не может не восхищать тот яростный, неистовый, пылающий накал гражданской и человеческой страсти, воплощенный Александром Лабасом в этих произведениях. Художник через десятилетия, в дни печальной годовщины так своевременно и кстати напоминает нам о том, что чужих Хиросим не бывает.
Кураторы: Алиса Лабас, Млада Хомутова
25 августа – 18 сентября 2016
Музей Востока
Адрес: Москва, Никитский бульвар, д.12а (проезд м. Арбатская, Пушкинская)
Дни и часы работы: вт., пт., сб, вс. 11.00 –20.00; ср., чтв. 12:00 – 21:00
Выходной день – понедельник
Стоимость билетов: 100-250 руб
Подробная информация на сайте музея Востока
Фото: пресс-материалы
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Стихи и полотна
В театре «Русская песня» художники признаются в любви к Москве с помощью красок и стихов.
-
Картины с секретом
Художник Ольга Орната рассказала Eclectic как и из чего она создает свои картины с секретом, про увлечение барабанами и не только, а также про маленькие слабости.
-
Чтак: «В моем случае — ни в коем случае»
С 25 августа — 16 октября в Московском музей современного искусства пройдет персональная выставка художника Валерия Чтака – «В моем случае – ни в коем случае», на которой скучно не будет
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.