Режиссер, педагог, актер и общественный деятель Никита Михалков в эфире программы «Право знать» на канале «ТВ Центр» выразил недоумение по поводу выступления режиссера, педагога, актера и общественного деятеля Константина Райкина на съезде Союза театральный деятелей 24 октября.
«Мне хотелось бы понять: где его ущемили? Чего он не имеет? Он имеет центр, «Райкин Plaza», свой театр, школу. Он ставит то, что хочет», — заявил в эфире Никита Сергеевич.
Наверняка, тоже самое мог бы сказать о Михалкове и Райкин, если бы они поменялись местами? Помните, фильм Никиты Михалкова с парадоксальным названием «Свой среди чужих, чужой среди своих»? А ведь в нем, в режиссерском дебюте, одну из ролей – Каюма сыграл Константин Райкин. И, между прочим, на ней Райкин мог бы погибнуть. Об этом недавно – в сентябре, на презентации свой книги «Мои Дневники. 1972 – 1993» рассказал Никита Михалков:
— Мы пели мою первую картину как песню, не думая о славе. Все трюки выполняли сами. Была экстремальная ситуация, с падением вагона в реку, и если бы не спортивная закалка Константина Райкина, могли быть очень тяжелые последствия, — вспоминал на книжной ярмарке ВДНХ Никита Сергеевич.
К счастью, оба мастера – достойные сыны великих людей (Никита Михалков – писателя и автора гимна СССР и России Сергея Михалкова, а Константин Райкин – народного артиста СССР Аркадия Райкина) преодолели все рифы и препятствия и радуют нас своим творчеством и созидательной деятельностью.
Почти одновременно – с разницей в год, Райкин и Михалков под своим именем создали Высшие Школы по подготовке актеров. Оба шли к реализации идеи или мечты десятилетиями. В этом году в Высшей Школе Искусств Райкина – первый выпуск актеров. В течение четырех лет талантливые молодые люди получают бесплатное высшее и, возможно, лучшее в стране актерское образование, стипендию и хорошие условия для жизни. Иногородние студенты Райкина живут в гостинице телекомпании «Останкино» за счет вуза. Для получения высшего образования в области культуры у учеников Райкина есть все. По крайней мере, было «все» с момента основания Высшей Школы сценических искусств в 2012 году.
Академия кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова, согласно Уставу, «образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования». Студенты, уже имеющие высшее профильное образование, обучаются год, на актерском факультете за 340 тысяч рубей (без предоставления общежития, а с общежитием 450), и с особой графой в договоре: «скидки и отсрочки платежей не предоставляются».
Отдельного здания для Академии Никита Сергеевич не строил, как это сделал Константин Райкин с Высшей школой сценических искусств, а разместил слушателей Академии в театре Киноактера, которым руководит его давний друг Сурен Шаумян (он же – первый проректор Академии). Общежитие предоставил друг Никиты Сергеевича – ректор ВГИКа Владимир Малышев (опять-таки студенты платят деньги).
Вряд ли у кого-то из знающих людей есть сомнения в качестве обучения актерских кадров как у Константина Райкина, так и у Никиты Михалкова. Только принцип, скажем так, подход – диаметрально противоположный. Райкин с первого дня основания Высшей Школы ввел бесплатное обучение для актеров, будучи убежденным в том, что «далеко не самые талантливые – самые богатые», а Райкину нужны именно самые талантливые, и за них он готов платить. И платил. И будет платить (об этом можно прочитать в Правилах приема Школы на официальном сайте). Михалков никогда не говорил о том, что будет на правах благотворительности и просветительства обучать актеров высшему пилотажу. Действительно, государственных денег в частной Академии Михалкова нет, да, и по сути быть не может.
Константин Райкин уже больше года обеспокоен финансовой стороной деятельности как театра «Сатирикон», основанным его отцом Аркадием Райкиным, так и Высшей школой сценических искусств, которая напрямую связана с театром. Экономический кризис внес свои коррективы в высокие и благородные задумки Константина Райкина, а они, бесспорно, таковыми являются, и отчасти стал причиной его обвинительной речи в адрес Минкульта и общественных организаций, выполняющих по своей инициативе надзирательную функцию в сфере культуры, на съезде Союза театральных деятелей. Как говорится, «наболело». Министерство культуры самым внимательным образом изучило ситуацию театрального мира Константина Райкина, и обещало дополнительную поддержку. Не прошло и недели с момента громкого выступления Райкина, как из бюджета были выделены средства на постановку нового спектакля театра «Сатирикон» «Ваня и Соня, и Маша, и Гвоздь» (репетиции начались 1 ноября). 27 октября на встрече в Министерстве культуры России состоялось обсуждение вопросов жизнедеятельности театра «Сатирикон» и достигнуты договоренности в отношении дальнейшего финансирования театра. Но бюджет-то один, а виды на него имеют многие заслуженные деятели культуры, руководители театров, киностудий, союзов (Никита Михалков – председатель Союза кинематографистов РФ и президент Московского кинофестиваля). Выделяя дополнительные средства Райкину, автоматически лишая других – государственных субсидий.
Не секрет, что Никита Михалков, выражаясь словами из его первого фильма, «свой» человек во власти страны. А Константин Райкин не то, чтобы «чужой», — тоже «свой» — он – член Общественной палаты при президенте России, только критикующий власть за цензуру в искусстве. Никита Михалков эту критику считает необоснованной. Константин Райкин слова Никиты Михалкова не комментирует. За мнением Никиты Михалкова – большая часть русской интеллигенции, которая тоже отрицает наличие цензуры со стороны власти. У Константина Райкина тоже имеется группа поддержки. А ценителям искусства немного обидно, что два великих художника, начавших свой путь в «одной лодке», могут стать не то, чтобы врагами, а уже вряд ли союзниками. Хотя они должны быть вместе, потому что от них напрямую зависит будущее отечественной культуры. Ведь они – наши учителя, наставники и художники с большой буквы.
Анжелика Заозерская
Фото: satirikon.ru, пресс-материалы ММКФ
Поделиться:
Еще на эту тему
-
Некурортный роман в МХАТ им. М. Горького
Спектакль «Некурортный роман» сделан в технике документального театра - в пьесе использована речь реальных женщин. В некотором смысле документальность жанра – отсылка к МХАТ начала ХХ века, когда театр открыл Чехова и Горького как больших драматургов.
-
Театр начинается с любви
«Ложные признания» - премьера в московском театре имени Пушкина режиссера Евгения Писарева получилась трогательной и очень стильной.
-
«Души душ» в городе Клуж
Режиссер театра «Школа Драматического Искусства» Александр Огарев с душой учит играть молодых артистов в Румынии.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.