Иногда энтузиазм и упорство одного человека могут повлиять на жизнь миллионов. Яркий пример такой личности — Джеймс Дайсон, основатель и идейный вдохновитель британской компании Dyson, имя которого прочно вошло в историю выдающихся изобретателей и инженеров.
С чего всё начиналось
Джеймс Дайсон родился и вырос в провинциальном городке Норфолк на востоке Великобритании в семье преподавателей и священников. Окончив художественную школу, а затем Королевский колледж искусств, в 23 года молодой инженер уже воплотил в жизнь свой первый проект — быстроходное грузовое судно, способное причаливать к необорудованному берегу. Следующим его изобретением стала тачка с пластиковым кузовом и шаром вместо колеса. Всё гениальное просто: в отличие от аналогов, тачка, созданная Джеймсом, не зарывалась в рыхлую землю и не царапала предметы металлическими краями.
Для того чтобы построить циклонную установку на заводе по производству таких тележек и тем самым справиться с засорением машины порошковой окраски, Джеймсу пришлось тайком пробраться на ближайшую лесопилку и срисовать конструкцию работавшего там циклона.
Проявляя нескончаемое упорство, талантливый инженер взял на вооружение подход к работе Томаса Эдисона, однажды сказавшего: «Я не потерпел неудачу. Я просто нашел 10 000 способов, которые не работают». Как и Эдисон, Джеймс Дайсон создавал один прототип за другим, не прекращая искать новые источники идей и вдохновения. Иногда поиски длились годами, пока изобретатель не приходил к нужному результату.
Идея, ставшая революционной
Переломный момент в жизни инженера наступил в 1979 году, когда Джеймс начал работу над собственным пылесосом, заметив, что его пылесос стал хуже работать из-за того, что мешок в нем забит грязью. Идея Дайсона казалась безумной: он хотел создать конструкцию, лишённую недостатков всех остальных пылесосов. Без мешка для сбора мыли. Без потери мощности всасывания.
В основу изобретения легла циклонная технология: Дайсон применил в пылесосе принцип работы промышленной циклонной установки, которая с помощью центробежной силы улавливала мелкие частицы порошковой краски. Если пропустить через воронку (циклон) быстро вращающийся поток воздуха с мусором, под действием центробежной силы даже самая мелкая пыль осядет у краёв циклона и выпадет в пылесборник.
Идея оказалась удачной: пылесос с циклоном и пластиковым контейнером для мусора стал работать лучше, чем с тканевым мешком. Так началась долгая история проб и ошибок. На протяжении пяти лет Джеймс совершенствовал конструкцию своего изобретения. Это потребовало не только напряжённой интеллектуальной работы, но и крупных финансовых вложений. Джеймсу пришлось брать в долг крупные суммы денег и заложить дом. Но даже это не остановило изобретателя на пути претворения идеи в жизнь.
Когда годы разработок и испытаний увенчались успехом, Дайсон попытался продать свою идею крупнейшим мировым производителям, но везде получил отказ: крупные корпорации боялись рисковать, внедряя новую технологию, и не хотели терять прибыль от продажи расходных материалов. Наконец, японская компания Apex Inc. заключила соглашение с Джеймсом и в 1986 году запустила в производство пылесос G-Force, названный так «в честь» силы всемирного тяготения. Эта модель быстро завоевала популярность и уже в 1991 году получила приз на Международной дизайнерской выставке в Японии.
Имя, о котором услышали все
Несмотря на стремительный финансовый успех, Джеймс не прекратил работу над своим детищем. На деньги, полученные от продаж G-Force, он основал компанию Dyson, а затем открыл в Котсволдсе (Великобритания) собственный исследовательский центр и завод. В результате новой серии инженерных изысканий в 1993 году увидел свет первый пылесос под брендом Dyson — DC01, который уже через четыре года сделал компанию лидером на британском рынке.
В Dyson DC01 Джеймс впервые применил технологию Dual Cyclone™. Это значит, что в новых пылесосах был уже не один, а два циклона разного размера, что позволяло улавливать ещё более мелкие частицы пыли.
Что дальше?
Создав целую компанию, Джеймс не только продолжил работать над совершенствованием пылесосов, но и сделал много других изобретений в самых разных областях. В 2000 году была создана стиральная машина Dyson Contrarotator с двумя барабанами, вращающимися в разных направлениях. Такая необычная конструкция имитировала движения ручной стирки и удаляла грязь с одежды намного быстрее аналогов.
А в 2001 году инженеры Dyson разработали «умные очки» Dyson Halo. Они подключались к карманному компьютеру и были оснащены камерой, микрофоном и цветным дисплеем, дополняющим реальную картинку. Очки Dyson Halo работали как средство связи, могли распознавать голосовые и визуальные команды или использоваться вместо монитора компьютера.
Ещё один пример нестандартного подхода к привычным вещам — вентиляторы Air Multiplier™, созданные в 2009 году. В отличие от других вентиляторов, у них… нет лопастей! Такое нетривиальное решение не только принесло компании Dyson премию за лучший дизайн Red Dot Award Best of the Best, но и сделало вентиляторы Air Multiplier™ очень удобными в быту. Они легко чистятся, занимают мало места и совершенно безопасны для детей. Кроме того, благодаря особому аэродинамическому профилю вентиляторы Dyson распределяют воздух быстро и равномерно по всему помещению.
Заново изобретая электродвигатель
Дух новаторства повёл Джеймса Дайсона и его компанию ещё дальше. Следующим революционным изобретением Джеймса в 2004 году стал новый, более мощный и компактный электродвигатель DDM.
Это нововведение пригодилось не только при производстве пылесосов. В 2006 году на базе двигателя DDM были разработаны сушилки Dyson Airblade™, которые теперь так часто можно увидеть в ресторанах и торговых центрах. Эти устройства выпускают из узких щелей потоки воздуха со скоростью 690 км/ч, которые буквально «срезают» воду с рук, полностью высушивая их всего за 10–12 секунд.
Умные вложения
Оставаясь приверженным идеям новаторства, Джеймс Дайсон еженедельно вкладывает в технологические изыскания 5 миллионов фунтов стерлингов. Так, например, из 448 миллионов фунтов стерлингов прибыли, полученной компанией в 2015 году, 206 миллионов были инвестированы в научно-исследовательские разработки.
Более того, ещё в 2001 году компания открыла собственную микробиологическую лабораторию. Dyson располагает собственным штатом научных сотрудников, которые тщательно изучают аллергены, исследуют условия появления вредных для здоровья микроорганизмов и в сотрудничестве с инженерами разрабатывают эффективные способы их удаления.
А в 2002 году Джеймс Дайсон основал собственный благотворительный фонд и учредил премию для молодых талантливых изобретателей. Обладатели премии на национальном уровне получают в награду 2 000 фунтов стерлингов на воплощение конкурсных проектов в жизнь, а победители международного уровня, работы которых Джеймс выбирает лично, — 30 000 фунтов стерлингов.
В последнее время Dyson особенно активно расширяет научно-исследовательскую деятельность. Так, в 2016 году компания открыла новый технологический центр в графстве Уилтшир (Великобритания). Сейчас в нём ведутся 200 проектов и 50 исследовательских программ совместно с 40 университетами из разных стран мира. А в 2017 году заработал новый технологический центр Dyson в Сингапуре с собственной производственной площадкой и лабораториями, оснащёнными по самым высоким стандартам.
В сентябре 2017 года Джеймс Дайсон откроет Технологический институт Dyson в Малмсбери, чтобы предложить самым талантливым и перспективным инженерам достойную альтернативу традиционному университетскому образованию. Образовательная программа в этом учреждении объединит в себе теоретическое обучение и совместную работу с инженерами компании. Во время обучения студенты будут получать заработную плату, а по окончании четырёхлетней программы смогут претендовать на достойный оклад.
Сейчас
Сейчас Джеймсу Дайсону 70 лет, и он продолжает активно работать и создавать новые технологические решения вместе с другими инженерами и учёными. Сын Джеймса Джейк пошёл по стопам отца и тоже стал изобретателем, в то время как другой сын выбрал карьеру музыканта, а дочь занялась дизайном одежды. У Джейка ещё в детстве появилось прозвище Техно. Его увлечение промышленным дизайном началось в 14 лет, когда друг семьи научил его работать на фрезере и токарном станке. Впоследствии Джейк создал собственный бизнес по дизайну и производству осветительных приборов, а в 2015 году вместе со своей командой присоединился к компании отца.
В Dyson работают более 3500 инженеров. Их средний возраст составляет 26 лет, и это не случайно, ведь в Dyson ценят не опыт, а любовь к экспериментам.
Олег Второй
Фото: компания Dyson
Поделиться:
Еще на эту тему
-
Никакого свадебного переполоха
Свадьба - в России или за границей, под открытым небом или в ресторане, в стиле вечной классики или Cirque du Soleil. Как их организуют? Читайте в нашем материале.
-
Etro: противоречивый и узнаваемый
В одежде этой марки невозможно смешаться с толпой и остаться незамеченным. Как невозможно, нося ее, иметь упавший дух или унылое выражение лица
-
Свадьба на крыше
Свидание на вертолетной площадке – сюжет для головокружительного романтического фильма. Такой вечер забыть трудно! А если пригласить гостей на высоту 165 метров над землей,...
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.