новости

Поэзия без брони

Можно долго рассказывать о замечательных авторах и их прекрасных стихах, но пусть лучше они сделают это сами.

В клубе Wunder на «Красном Октябре» свое двухлетие отпраздновал литературный проект «Живые поэты». На чтениях выступили авторы из разных городов России, Украины и Беларуси. Eclectic посетил концерт «ДВА ГОДА #ВЖЫВУЮ» и постарался разобраться в особенностях современной поэзии. Для этого мы поговорили с некоторыми литераторами из числа выступающих и гостей о творчестве, интернете, музыке и многом другом.

«Живые поэты» – литературная платформа, способствующая развитию и популяризации современной поэзии. Была создана в 2015 году писателем и журналистом Андреем Орловским. За время существования редакторы получили более 4000 заявок и опубликовали 250 текстов известных и начинающих русскоязычных поэтов. В апреле 2017 года «Живые поэты» завели площадки в социальных сетях – за первый месяц к ним присоединилось 25 000 человек. География «Живых поэтов» включает в себя авторов из 80 городов пятнадцати стран: Россия, Финляндия, Украина, Латвия, Шри-Ланка, Молдова, Великобритания, Беларусь, Израиль и другие. Среди популярных авторов проекта: музыканты Oxxxymiron и Андрей Макаревич, певица Татьяна Зыкина, поэты Леха Никонов, Олег Груз и Аля Кудряшева.

Можно долго рассказывать о замечательных авторах и их прекрасных стихах, но пусть лучше они сделают это сами. А вот уделить несколько слов организации мероприятия действительно стоит. Чтения начались с небольшой задержкой и проходили ровно полтора часа. За это время не произошло практически ни одной технической накладки, что редко даже для концертов высокого уровня. Ведущая — поэт Алиса Степанцова — вполне обходилась без канцеляризмов и банальностей, что не помешало ей поддерживать в зале атмосферу светского мероприятия. После вступительного слова и выступления создателя «Живых поэтов» Андрея Орловского стали появляться остальные гости. Сменяя друг друга, они выходили на сцену и в полной тишине читали свои стихи. Стоило очередному поэту поднести микрофон к губам, как зрители, которых в небольшом клубе собралось около трех сотен, тут же замолкали. Ну, а народ тусовавшийся возле бара, переходил на шепот.

Отдельно нужно сказать про грамотно настроенную аппаратуру. В зале не было уголка, где звук был бы слишком громким или слишком тихим. Мягкий, аккуратный свет точно подчеркивал выступающего, но не погружал во тьму остальное пространство. Подведение итогов конкурса от социальной сети для поэтов iPoetry, разыгрывавшей 150 дизайнерских призов (футболок с портретами писателей, значков, книг и стикеров) также органично влилось в общую канву.

Конечно же, несомненным плюсом чтений стала их лаконичность. Как только стихли последние рифмы, организаторы поблагодарили зрителей, пригласили их пообщаться в неформальной обстановке и объявили о подготовке большого поэтического фестиваля, который ориентировочно должен состояться весной. В концерте приняли участие поэты Крис Аивер, Роман Мнацаканов, Евгений Горон, Павел Кошелев, Егор Сергеев, Никита Стихами, а также музыканты Александр Гагарин (группа «Сансара») и Вадик Королев (группа OQJAV). Кстати, Александр не только прочел стихи, но и спел несколько песен.

А теперь самое время узнать, что в беседе с Eclectic говорили сами поэты.

О «Живых поэтах»

Андрей Орловский: Андрей Орловский: Для того чтобы понять, что такое проект «Живые поэты» на самом деле — просто колонка на сайте сетевого издания m24.ru или целая секта со своей системой убеждений — нужно поговорить с читателями, авторами, редакторами и литературными критиками. Точка зрения основателя всегда предвзята — для меня «Живые поэты» очень личная история, особенная во всем. На уровне идей мы — фанатики, коллекционеры откровений. Надеемся, что та деятельность, которую ведем, культурно значима. Отсюда следуют технические детали — то, как проект реализовывается: жесткий отбор (по статистике мы публикуем одного автора из сорока, приславших заявки), активность в социальных сетях и так далее. Но об этом — что мы ценим в текстах, каких авторов публикуем, как к ним относимся и как стараемся поддерживать — можно написать отдельную статью или даже небольшую книжку. Тем, кто ищет простой ответ, советую просто почитать тексты. Этого должно быть достаточно.

О готовящейся книге

Андрей Орловский: В данный момент мы ведем переговоры с несколькими издательствами о книге лучших текстов проекта за два года. До тех пор, пока мы не согласуем все нюансы и не закрепим договоренности, никаких больше подробностей об этой книге я сообщить не могу.

О том, как стать хорошим поэтом

Андрей Орловский: Я не тот человек, который может судить о том, как стать хорошим поэтом (если такой человек, вообще говоря, существует). Личный опыт говорит о том, что формула «хорошести» заключается в неповторимости этой формулы.

О творчестве

Крис Аивер (Москва): Я пишу о людях и для людей. Мне важно затронуть душу человека, внутренне его поддержать. Напомнить ему, что в жизни не все так страшно, поскольку вопреки любым обстоятельствам мы движемся наверх. Например, если вы глубоко ныряете, даже сквозь толщу воды будет проглядывать солнце. Так и в остальном. И если после твоего стихотворения человек внутренне загорелся — задача выполнена, а если нет, значит, что-то пошло не так. А темы работ могут быть разными: события, путешествия, города, интересные личности, животные. Неважно о чем именно ты пишешь. Главное, чтобы стихотворение становилось красной ниткой от одного сердца к другому. Кроме поэзии, я занимаюсь музыкой, и она тоже вдохновляет меня. Когда возникает ощущение усталости, я вспоминаю своих любимых исполнителей и думаю: раз получилось у них, получится и у меня.

Никита Стихами (Днепр): Я пишу довольно давно и раньше думал, что моя основная задача это передавать эмоции. То есть с помощью своих произведений я просто рефлексировал, и у меня неплохо получалось. Может, более самобытно, чем у других. Однако в тот момент я занимался такой же графоманией, как прочие молодые поэты. Спустя некоторое время, я понял, хочу точно передать мысль, верно изобразить ее в поэтической форме. Сейчас стараюсь уйти от искренности и лирики к более точным формулировкам и достичь понимания между слушателем и автором. Потому что если этого нет, то неважно насколько ты искренен. Ведь если люди не понимают автора, они просто посопереживают ему и забудут. А мне хочется, чтобы стихи оставляли глубокий след, и я стараюсь этого добиться.

Роман Мнацаканов (Самара): Я пишу о Боге и любви. Мне кажется, это единственная реальность, которая окружает нас. Скажу даже так: мои основные темы – это Бог, любовь и иллюзия. Потому что если ты пытаешься говорить о реальности, то пишешь о Боге. О Всевышнем человек пишет через боль, раскаяние, радость. А как ты пытаешься писать о любви? Через иллюзию. А иллюзию ты воспринимаешь сквозь призму нашей жизни, которая наполнена и радостью, и страданием. А к Богу и любви человек стремится именно через них.

Евгений Горон (Минск): Все мои произведения рождаются из конкретных жизненных историй. Никогда не было такого, чтобы я садился за стол и начинал из одной фразы плести стихотворение, не понимая, что именно хочу сказать, просто следуя эмоциональной или рифмованной инерции.

Павел Кошелев (Рязань): У меня в голове внезапно появляется строчка, картинка, из которой впоследствии вырастает текст. Когда я начинаю писать, то невольно предполагаю финал стихотворения, однако зачастую он получается совершенно иным. И в этом есть определенный кайф. Обычно я очень долго редактирую, сомневаюсь, копаюсь в важных мелочах, работа над одним стихотворением может затянуться на несколько месяцев.

О востребованности поэзии

Руслан Шишкин (Москва): Поэзия сейчас стала востребованной и начала развиваться за счет своей искренности, которой людям в нашей стране сегодня очень не хватает. Народ чувствует, что многие процессы идут неправильно. И ему нужен честный, искренний голос. Без брони. Чтобы он лез на рожон и открыто выражал свои мысли. И таким голосом является именно поэзия. Есть театр, кино, музыка. Но все они несколько приукрашены и так или иначе отделены от зрителя незримой границей. А когда поэт стоит на сцене один перед зрителями, он ничего не может скрыть или утаить от них. К поэту можно прикоснуться и поэтому ему верят.

О поэзии и интернете

Никита Стихами (Днепр): Сегодня интернет – это единственное место, где развивается поэзия. Если бы не всемирная паутина, неизвестно, существовала бы она вообще сейчас в России. После «серебреного века» и периода «шестидесятников» стихи не имели массовой популярности. Для СМИ поэзия и вовсе умерла. Глобальная сеть резко изменила ситуацию. Более того, интернет значительно повлиял на само стихотворчество. У людей появилось множество примеров. Вы можете познакомиться с тысячами произведений как современных, так и классических авторов. С одой стороны это хорошо, но с другой – теряется самобытность. Начинающие авторы начинают копировать более опытных товарищей и в результате растворяются в информационном потоке.

О соблюдении поэтических норм и размеров

Павел Кошелев (Рязань): Я считаю, что суть не в этом. Существует, к примеру, верлибр, который вообще не имеет рифмы и ритма, при этом с литературоведческой точки зрения он вполне приемлем. Если текст производит должное впечатление, воздействует на читателя, то вопрос о его структуре отходит на второй план. Важно не путать цель и средство.

О поэзии в Беларуси

Евгений Горон (Минск): В Беларуси есть четкое разделение на тех, кто пишет на белорусском и тех, кто пишет на русском. И сколько бы организаторы ни предпринимали попыток совместить таких людей на одном мероприятии, ничего не получалось. Все равно выходит, что белорусскоязычные ребята аккумулируются вокруг своих поэтов и ходят слушать именно их, а русскоязычные общаются в своей среде. Так происходит неспроста. Поэзия это ведь история про внутреннее восприятие мира. А когда для того, чтобы только лишь понять текст нужно приложить определенные умственные усилия, может появиться ощущение некого дискомфорта. Мне кажется, здесь нет ничего плохого, поскольку в каждой стране лелеют и стараются развивать родной язык и собственный пласт поэзии. И Беларусь не исключение.

О поэзии и музыке

Руслан Шишкин (Москва): Я считаю, что поэзии нужна тишина. Мне не нравится мелодекламация и другие прогрессивные элементы. Все больше музыкантов стало проявлять интерес к нашему образу выражения мыслей и эмоций. Например, бывший участник группы «Банд’Эрос» Кирилл Петров (Батишта Рива) стал меньше внимания уделять музыке, окончил театральные курсы и сейчас активно читает свои стихи. Многие рэперы сегодня тянутся к поэтам, поскольку чувствуют, что мы настоящие в отличие от большинства коллег, которые их окружают. Еще пару лет назад такого не было. Хип-хоп культура была более востребованная, оплачиваемая и разграничение между нами было очень заметно. И хотя поэты еще не собирают больших залов вроде «Олимпийского», мы потихоньку набираем высоту. При этом я считаю, что из всех музыкальных жанров ближе всего к поэзии — рок. Тот же хип-хоп представляет собой более упрощенную версию стихотворчества. Кроме того, многие рэп-исполнители рассказывают о достаточно примитивных вещах. А рок-музыка близка к поэзии подачей, эмоциональным посылом.

Материал подготовил Дмитрий Веселов
Фото: Екатерина Осипова, Маша Ротань

[fb-like-button]

Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Большой Московский цирки станет интерактивным и технологичным

Эдгард Запашный прокомментировал грядущую реконструкцию здания Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

В Московский зоопарк привезли детеныша малайского медведя

У мишки черный окрас, на груди — большое белое или рыжее пятно в виде подковы, напоминающее по форме и цвету восходящее солнце.

«Форс в мажоре» в театре «Русская песня»

Премьера самой многообещающей комедии года стартует на сцене Театра «Русская песня». Накануне первого показа 17 сентября прошла пресс-конференция в Hotel...

Лето в Подмосковье. Путешествие к Достоевскому

В июле в Зарайске впервые состоялся фестиваль-путешествие «Достоевский». Семья Достоевского жила под Зарайском, в усадьбе Даровое, и здесь, по воспоминаниям...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Театр Пушкина: открытие 75 юбилейного сезона

Московский драматический театр имени А.С. Пушкина открыл 75 юбилейный сезон и провел традиционный сбор труппы на основной сцене театра. Художественный...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/