24 Российская Национальная театральная премия и фестиваль «Золотая маска» войдет в историю как одна из самых строгих и лаконичных. Черный цвет преобладал в декорациях сцены Большого театра, в костюмах ведущих, гостей и номинантов.
Елизавета Боярская, номинированная на «Маску» за роль Саши в постановки театра Наций «Иванов», свой черный наряд объяснила трауром по учителю, руководителю своего мужа Максима Матвеева Олега Табакова. Легендарный руководитель МХТ, актер, педагог Олег Табаков в прошлом году получил «Золотую маску» «За вклад в театральное искусство». А теперь, когда уже его нет с нами, его вспоминали со сцены ученики и партнеры. В частности, обладательница «Золотой маски» в номинации «Женская роль второго плана в драме», выпускница Школы-студии МХАТ Анастасия Лебедева. Молодая актриса стала обладательницей «Золотой маски» за роль Манке в постановке Юрия Бутусова пьесы Брехта «Барабаны в ночи». Юрий Николаевич на церемонии находился в компании худрука театра имени Пушкина Евгения Писарева, и актеров этого театра, а «Золотую маску» в номинации «Лучшая режиссера в драме» получил за постановку пьесы «Дядя Ваня» в театре Ленсовета Санкт-Петербурга. Актер Сергей Мигицко, которого все мы знаем по кино как Андерсена в фильме Эльдара Рязанова «Андерсен. История без любви», в спектакле Бутусова сыграл профессора Серебрякова, и всячески поддерживал Юрия Николаевича в непростой жизненный период даже на этой церемонии. Известно, что из-за разногласий с дирекцией театра имени Ленсовета Юрий Бутусова сегодня «в свободном плавании». Он ставит спектакль в Московском Художественном театре, и скоро приступит к работе в театре Вахтангова над романом Сервантеса «Дон Кихот».
К сожалению, ведущие театры Москвы – вахтанговский и МХТ на этот раз остались без «Золотых масок». Председатель экспертного совета «Золотой маски» Алексей Бартошевич – ведущий специалист по Шекспиру, по античной литературе, не оценил высоко ни постановку трагедии Софокла Римаса Туминаса «Эдип», ни «Короля Лира» театра-студии «Грань» из Новокуйбушевска, ни «Розенкранца и Гильденстерна» театра юных зрителей Санкт-Петербурга. По мнению профессионального жюри, победу в главной номинации «Лучший спектакль в драме. Большая форма» завоевал спектакль Льва Додина по Брехту «Страх. Любовь. Отчаяние». Лев Додин каждый год получает «Золотую маску» в той или иной номинации, их у него их целая коллекция. По признанию режиссера, «хранит их дома, и относится к ним как средству театрального пиара». «Дело, которым мы занимаемся, далеко от соревнований и конкурсов. Эти церемонии, в частности, «Золотая маска», подогревает интерес публики к театру, что уже не плохо, но никакой серьезной идеи не преследует», — объяснил он.
Лев Додин, получая «Золотую маску» от президента фестиваля Игоря Костолевского, призвал художников «затрагивать серьезные темы, не бояться поднимать острые вопросы и делать все, чтобы спасти мир, который находится на грани взрыва».
С серьезной речью к публике обратилась легенда театра и кино Алла Демидова. Алла Сергеевна получила «Золотую маску» за спектакль по произведению Анны Ахматовой «Ахматова. Поэма без героя». Алла Сергеевна много занимается творчеством Анны Андреевны, написала несколько книг о ее жизни и поэзии, и все свои знания, чувства отдала этой постановке, инициатором которой выступил Кирилл Серебренников.
Пользуясь именем Анны Ахматовой и ее «Поэмой», написанной в предвоенный 40-й год, Демидова напомнила театральному сообществу об ответственности перед словом, публикой и местом художника на сцене:
— Я помню времена, когда начинал играть на сцене Московского Художественного театра Иннокентий Смоктуновский, помню как рождалась Таганка, и все ее взлеты и взрывы, в которых участвовала. Я помню, как театр рифмовался с духовностью. А сегодня, на мой взгляд, театр находится на перепутье, и мы, артисты, потеряли дорогу к истинному театру. Сегодня театр путают с эстрадой, требуя от драматических спектаклей зрелищности, а нас, артистов, называют клоунами и скоморохами, — с горечью говорила со сцены Большого театра Алла Демидова.
Алла Сергеевна никогда не участвовала в сомнительных театральных проектах, не играла в плохих фильмах, и в ее отменном чувстве вкуса и стиля никто не сомневается. Но она посмотрела на своих коллег в зале, на той же сцене, и увидела, что многие из них не брезгуют участвовать во всех театральных затеях, за которые платят деньги, и все-таки не промолчала по этому поводу:
— Мы сами виноваты за то, что к нам относятся несерьезно. Я застала стариков МХАТа, и вот к ним относились серьезно, и к Смоктуновскому – серьезно. Сегодня актеры как дети играют в свои игры, включая театральные премии, забывая о том, что у нас один ключ к счастью и к свободе, и этот ключ — в духовности, — заметила Алла Демидова.
Алла Демидова, не боясь выглядеть старомодной на фоне молодых актрис: Юлии Хлыниной и Ингеборги Дапкунайте, процитировала пушкинского «Пророка», с финальной строкой: «глаголом жги сердца людей».
Если вторая, драматическая часть церемонии проходила торжественно-грустно (сказалась и недавняя смерть режиссера Михаила Угарова), то первая, музыкальная задала церемонии оптимистический тон. Теодор Курентзис увез в Пермский театр оперы и балета очередную «Золотую. маску», а точнее, несколько «Масок» за спектакль «Золушка». Курентзис сказал о своей работе над сказкой Шарля Перро, где о выступил и дирижером, и участником спектакля:
— В сказках бывает больше правды и реализма, чем в серьезных драматических произведениях. «Золушка» — сказка о любви, о чести, о верности, а любовь — самое главное, что есть в мире, и самое реальное. «Золотая маска» как сказка должна объединять людей и давать надежду, любовь, свет», — сказал руководитель Пермского театра оперы и балета Теодор Курентзис.
У Московского театра На Таганке — первая большая победа после ухода создателя театра Юрия Любимова. Лучшим спектаклем в категории «Оперетта/мюзикл» стал «Суинни Тодд. Маньяк-цирюльник с Флит-Стрит» Алексея Франдетти. Директор театра Ирина Апексимова поделилась радостью победы:
— Труппа театра На Таганке всегда была самой поющей, самой танцующей, самой легкой и самой экспериментальной, поэтому мы поставили хулиганскую пьесу «Суинни Тодд. Маньяк-цирюльник с Флит-Стрит» и получили «Золотую маску».
На 24-й театральной церемонии цитировали великих поэтов, писателей, говорили о свободе, о духовности, о мире, об единении… и напевали строки Булата Окуджавы: «Возьмемся за руки, друзья, чтобы не пропасть поодиночке».
Анжелика Заозерская
Фото: Георгий Авраменко, Дмитрий Дубинский/goldenmask.ru
Метка Золотая маска, премия, Театр
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Евгений Миронов и Чулпан Хаматова изменили мир
Это история не про политику, а про удивительную семейную пару, которой было суждено изменить мир и во многом опередить своё время. Про их любовь, мечты и разочарования.
-
Театр начинается с любви
«Ложные признания» - премьера в московском театре имени Пушкина режиссера Евгения Писарева получилась трогательной и очень стильной.
-
Звезды сошлись: Федор Шаляпин и Юджин О’Нил встретились в Москве
С первой и до последней минуты спектакля мы понимаем, что перед нами разворачиваются драмы двух гениев, которые могли бы соединиться в творчестве, но, увы, звезды не сошлись .
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.