афиша

Преодоление искусства

1 мая Московский музей современного искусства представит выставку «Преодоление искусства» — вторую часть проекта, посвященного переосмыслению событий Мая 1968 г. в Париже. На выставке будут представлены афиши 1968 года, журналы и издания, ставшие знаковыми для современного искусства, интерактивные инсталляции, а также работы художников, никогда ранее не выставлявшихся в России.

Первая часть проекта «Запрещено запрещать», акцент которой был сделан на социальном и культурном аспекте парижских событий, проходила в Образовательном центре ММОМА с 12 декабря 2018 г. по 24 марта 2019 г. Вторая часть выставки «Преодоление искусства» продолжит основную тему проекта, но захватит более широкий период, начиная с 1950-х годов, и расскажет о связи политики и искусства.

На выставке будут представлены афиши 1968 года, журналы и издания, ставшие знаковыми для современного искусства, такие как легендарные ROBO и Opus International, интерактивные инсталляции Хулио Ле Парка и Ивараля, а также работы художников, никогда ранее не выставлявшихся в России: Жерара Фроманже, Исидора Изу, Жиля Вольмана, Даниеля Бюрена.  

Название выставки «Преодоление искусства» отсылает к одному из пяти слоганов Ги Дебора, представленных в виде пяти холстов на выставке в 1963 году в Дании, где вместо изображения представлен текст. Спустя пять лет граффити с этими директивами появились на стенах Парижа. К этому моменту уже были выпущены и трактат Рауля Ванейгема «Об умении жить для молодых поколений» и «Общество спектакля» Ги Дебора. Главной идеей документов этой эпохи стало соединение искусства и политики на всех стадиях развития. Именно в эти годы художники начинают выходить на улицы, а Жерар Фроманже, один из основателей знаменитого «Народного ателье афиш», выдувает свое «Дыхание» из красного пластика альтюгласа и выходит вместе с ним на улицы и площади Парижа. За эти скульптуры он и его сообщники – режиссер Жан-Люк Годар и актер Пьер Клеманти – были задержаны. На выставке в ММОМА можно будет увидеть легендарные красные сферы Фроманже, а также фотодокументацию демонстраций с их участием в 1968 году.

Желание «преодолеть» искусство, подвергнуть радикальной критике все привычные его характеристики возникает гораздо раньше, еще в леттризме Исидора Изу. Леттристы считали необходимым деконструировать искусство и язык в его простейшей форме: буквы, символы и звуки. Среди работ, представленных в ММОМА, иллюстрации эротического романа Изу «Посвящение в высшее сладострастие», а также гиперграфические картины написанные не только обычными буквами и словами, но и при помощи разнообразных символов, комиксов, рисунков.

Значительная часть выставки посвящена ключевой фигуре леттристского движения Жилю Вольману. Здесь представлен самый известный пример леттристского киноманифеста «Антиконцепт» (1951), звуковая дорожка которого состоит исключительно из фонетической поэзии Вольмана. Затем следуют произведения в стиле «скотч-арт», а также работы, связанные с «разделением», которое придумал Вольман в 1977 году. В поисках простоты («чем проще, тем прекраснее», — говорил он), он делил объекты на две части.

Все способы выражения в 1960-е гг. бросали вызов традиционным представлениям об искусстве. Так, французский художник-концептуалист Даниель Бюрен считал, что произведения искусства могут существовать лишь в определенном контексте и обязательно с учетом места, где они будут демонстрироваться. Основной пластической составляющей его творчества являются чередующиесся белые и цветные полоски равной ширины. За эту необычную творческую стратегию поклонники прозвали француза «любителем полосок». Фотографии его экспериментов с пространством и оптической иллюзией также будут представлены на выставке.

И, наконец, искусство не только выходит на улицы, но и приглашает зрителей к действию, как в интерактивных объектах движения GRAV, Хулио Ле Парка, Ивараля и других художников. На выставке представлены объекты, вынесенные художниками на улицы Парижа 19 апреля 1966 г. Среди них знаменитая инсталляция Хулио Ле Парка «Нестабильный пол», где зрителю предстоит пройти по ряду подвижных блоков и попытаться достать надувной резиновый шар, свисающий с потолка. Участники движения GRAV считали, что единичный художник больше не эффективен, они были нацелены на коллективную активность во взаимодействии с публикой и ставили своей целью воздействовать на ее поведение, например, через использование интерактивных инсталляций.

Проект в ММОМА покажет, как развивались творческие – поэтические и художественные — практики в 1960-е годы и позволит еще раз обратиться к 1968 году на примере реальных работ, ставших «очевидцами» этих событий.   

Выставка организована при поддержке Французского института при Посольстве Франции.

01.05.2019 – 23.06.2019

Московский музей современного искусства (ММОМА)
Адрес: Гоголевский б-р, 10 (м. «Кропоткинская»)

Фото: пресс-материалы

[fb-like-button]

Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Большой Московский цирки станет интерактивным и технологичным

Эдгард Запашный прокомментировал грядущую реконструкцию здания Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

В Московский зоопарк привезли детеныша малайского медведя

У мишки черный окрас, на груди — большое белое или рыжее пятно в виде подковы, напоминающее по форме и цвету восходящее солнце.

«Форс в мажоре» в театре «Русская песня»

Премьера самой многообещающей комедии года стартует на сцене Театра «Русская песня». Накануне первого показа 17 сентября прошла пресс-конференция в Hotel...

Лето в Подмосковье. Путешествие к Достоевскому

В июле в Зарайске впервые состоялся фестиваль-путешествие «Достоевский». Семья Достоевского жила под Зарайском, в усадьбе Даровое, и здесь, по воспоминаниям...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Театр Пушкина: открытие 75 юбилейного сезона

Московский драматический театр имени А.С. Пушкина открыл 75 юбилейный сезон и провел традиционный сбор труппы на основной сцене театра. Художественный...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/