Картина выдающегося итальянского художника эпохи Возрождения Сандро Боттичелли (1445–1510) «Мадонна делла Лоджиа» из собрания Галерей Уффици (Флоренция, Италия) впервые представлена в России – в Санкт-Петербурге и Владивостоке.
Благодаря инициативе Генерального партнера – ПАО Сбербанк – доступ к шедевру Боттичелли получат также незрячие и слабовидящие люди: вместе с оригинальным полотном будет выставлена тактильная копия картины и предоставлен специальный аудиогид.
С 8 сентября по 6 ноября 2019 года, «Мадонна делла Лоджиа» представлена в Приморской государственной картинной галерее во Владивостоке. Впервые на Дальнем Востоке будет представлена картина из собрания итальянского музея.
С 17 ноября «Мадонна делла Лоджиа» будет экспонироваться в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге в зале Леонардо да Винчи на время отсутствия «Мадонны Литта». В год Леонардо Эрмитаж предоставил итальянским музеям право показать на временных выставках оба шедевра Леонардо – «Мадонну Бенуа» и «Мадонну Литта».
«Мадонна делла Лоджиа» – одна из ранних работ Боттичелли. Стоя перед арками лоджии, которая и дала название картине, Мадонна крепко прижимает к себе Младенца, касающегося ее щеки. Художник следует здесь византийскому иконографическому типу, известному как «Богоматерь Гликофилуса» (греч. Glykophilousa – «сладко любящая» или «сладкое лобзание»; в русской традиции чаще «Елеуса» – «Умиление»). И не случайно: это самый эмоциональный и интимный тип изображения Богородицы из всех существующих. В русской иконописи самым ярким примером такого рода является знаменитая «Владимирская Богоматерь».
В ранних работах Сандро, в частности, в картине, о которой идет речь, ощутимо влияние его учителя Фра Филиппо Липпи. Примерно в 1465 году Липпи написал «Мадонну под вуалью», где Мария предстает юной, модно одетой флорентийкой, которая, молитвенно сложив руки, поклоняется Младенцу, толстощекому, как и веселые ангелы, подносящие Иисуса к матери. Связь Боттичелли с учителем не столько формальная, сколько духовная. Его в первую очередь занимает любовное единение двух фигур: ребенок обнимает мать, чьи руки ласково держат его. Уже в этой картине заметно то, что отличает Сандро от учителя и в дальнейшем станет определяющим для его искусства. Во-первых, настроение: у Фра Филиппо Мадонна вне эмоций, у Сандро она, со слегка склоненной головой и опущенным взглядом, мечтательна и задумчива. Во-вторых, более гибкие контуры, бо́льшая плоскостность в трактовке тела Марии – с самого начала творческого пути Боттичелли был склонен к особой декоративности, что в данном случае можно заметить в передаче складок и нимбов. Гористый пейзаж, введенный как фон в картину Фра Филиппо, сменяется у Боттичелли ритмичными арками галереи. Гармония ритма – еще одно отличительное качество искусства мастера. У него, как у представителя флорентийской школы, цвет не играет определяющей роли, уступая первенство рисунку. Художник использует традиционное сочетание синего и красного в одежде, решая ее локальными пятнами.
Картина, по всей видимости, изначально заключенная в интерьерную раму-табернакль, могла относиться к так называемым «домашним образам» (итал. colmi da camera). Но о заказчике именно этого произведения ничего не известно. В Галереи Уффици картина попала в 1784 году из Торговой палаты, а с 1803 по 1905 год она хранилась в Нотариальном архиве Флоренции.
Ранние работы Сандро совпадают по времени с усилением власти во Флоренции семьи банкиров Медичи. Окончательное утверждение гегемонии Медичи и распространение меценатства Козимо Старшего и Лоренцо Великолепного исторически совпадают с наивысшим расцветом флорентийской школы. Боттичелли, знаменитый художник этой эпохи, в наши дни превратился в один их символов Возрождения: его жизнь и творчество в полной мере отражают исторические события и пути развития флорентийской культуры и общества от апогея могущества и славы династии Медичи до республики Савонаролы.
К выставке подготовлен каталог со статьями Марии Сфрамели, Даниелы Паренти и Татьяны Кустодиевой.
Показ картины во Владивостоке и в Санкт-Петербурге при поддержке Сбербанка — центральное событие культурной программы V Восточного экономического форума и VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума. Выставочный проект, проходящий под патронатом и при поддержке Посольства Италии в Москве, организован Галереями Уффици, Приморской государственной картинной галерей во Владивостоке и Государственным Эрмитажем совместно с компанией «МондоМостре» и при содействии фонда Росконгресс.
Фото: Отдел печати и культуры Посольства Италии в Москве
Метка Государственный Эрмитаж, Приморская государственная картинная галерея, Сандро Боттичелли
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
«Третье ухо» на финишной прямой
В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...
-
Театр Пушкина: открытие 75 юбилейного сезона
Московский драматический театр имени А.С. Пушкина открыл 75 юбилейный сезон и провел традиционный сбор труппы на основной сцене театра. Художественный...
-
Парк Малевича – новый маршрут
В подмосковном Парке Малевича открылся новый экспозиционный маршрут «Малевич в лесу», представляющий произведения современных российских авторов. В экспозицию вошли девять...
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.