Культурная площадка

Два русских гения: в слове и музыке

На XII Ежегодном международном музыкальном фестивале под артистическим руководством маэстро Юрия Башмета показали спецпроект «Ч+Ч» к юбилеям П.И. Чайковского и А.П. Чехова. Текст читали актеры Сергей Гармаш и Дарья Белоусова в сопровождении камерного ансамбля «Солисты Москвы».

В этом проекте соединилось творчество двух гениев. И пускай новая опера не родилась при их жизни, но как фантазия в вечности состоялся этот проникновенный проект, где музыкой рисовались фразы, а за словом звучала мелодия.

«Читали ли Вы что-нибудь Чехова? Этот молодой писатель, по-моему, обещает быть очень крупной литературной силой», — писал Петр Ильич Чайковский.

«Я готов днём и ночью стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живёт Петр Ильич — до такой степени я его уважаю» — цитата из  Антона Павловича Чехова.

180-летию П. И. Чайковского  и 160-летию А. П. Чехова посвящался второй вечер  международного музыкального фестиваля под руководством Юрия Башмета Ярославль 2020. Зрители погрузились в переписку двух русских гениев: в музыке и слове. Под произведения Грига, Шнитке и самого Чайковского народный артист России Сергей Гармаш и актриса Московского театра «Современник» Дарья Белоусова читали письма Чайковского и Чехова друг другу и отрывки из рассказов писателя.

В этой переписке двух гениев культуры красота слова и движение музыки сливаются в созвучную симфонию, которая слушается сердцем.

До восприятия искренности, философии и простоты Чехова, как и до элитарности Чайковского нужно дорасти в своей душе и сознании, чтобы проникнуть созерцанием в самую глубину их творчества. Если бы больше никто из великих и не родился в русской земле, то достаточно было бы трёх известных всему миру имён: Пушкин, Чехов и Чайковский.  Знанием этих имён гордятся иностранцы, и это как пропуск, при знакомстве, в интеллектуальный элитарный клуб. Знание произведений этих русских гениев за пределами нашей родины – это маркер высокообразованного человека.

Чехов в своих письмах признавался в любви к творчеству Чайковского, особенно к опере «Онегин». В его доме всегда звучала музыка композитора.

В концерте, ощущение эпохи в которой творили русские гении, известные всему миру, передается тончайшими нитями чувств через вибрации слова и подхватывающей их музыки. Канву музыкально-литературного вечера создавал камерный ансамбль «Солисты Москвы». В программе звучали произведения Чайковского: «Элегия памяти Самарина»,  «Воспоминания о Флоренции», «Серенада для струнного оркестра», ария Ленского из оперы «Онегин» в переложении для скрипки Леопольда Ауэра, «Шинель» Шнитке, сюита «Из времен Хольберга» Грига.  

Красота слога Чехова, который говорит о своем творчестве как об унылой осени, перекликается с музыкальным орнаментом Чайковского  в переложении для соло на скрипке в исполнении Анастасии Тимошенко.

«Если говорить о рангах, то в русском искусстве Чайковский занимает второе место после Льва Толстого (третье я отдаю Репину, а себе беру девяносто восьмое) » — писал Антон Павлович. Он посвятил свой сборник рассказов «Хмурые люди» Петру Ильичу и на одной из встреч они обсуждали проект совместного творчества – написание  оперы «Бэла» по произведению Лермонтова, которой не суждено было состояться. «Жаль что оба эти гения так рано и так быстро ушли из жизни. Если пофантазировать, что их жизнь и дружба продлились бы, то у нас был бы какой-нибудь шедевр в опере, под названием «Вишневый сад» или «Три сестры»», — сказал на пресс-конференции перед концертом Сергей Гармаш.

Уделить сегодня  время тому, чтобы услышать живое авторское слово, чистоту русского языка, погрузится воображением в его образность и красоту – это роскошь для современного поколения людей, привыкших одним пальцем в телефонах смахивать фото,  ставить лайки и читать комменты в соцсетях. Ныне слово не имеет прежней смысловой нагрузки, ценности, развлекает и расслабляет мозг. Больше абзаца никто не пишет и не читает.  Но когда-то письма были литературным творчеством и передавали чувства, переживания, создавая образ эпохи через живущих а ней людей.

«Благодаря сочетанию музыки и слова у нас есть  возможность передать красоту внутреннего мира двух гениев русской культуры», — сказал Сергей Гармаш.

Актер не просто читает переписку двух людей, тонко чувствующих творчество друг друга и то время, в котором они творят, он передает их настроение, уважение и восхищение творчеством друг друга и трепетность общения через интонацию и паузы. И ты уже  словно смотришь документально-исторический фильм с участием Ч+Ч . Сергей Гармаш, по его словам,  уже больше десяти лет с удовольствием откликается на подобные предложения выступления с оркестром в музыкально-литературных проектах. «Это ни с чем не сравнимое удовольствие, когда читаешь «Руслан и Людмила» Пушкина, а за спиной шепчут домры. Ты будто получаешь укол адреналина в спину», — поделился артист.

Живой рассказ актера о жизни Айвазовского в одноименном проекте, посвященном юбилею художника, помог раскрыть мариниста, как человека со всеми слабостями его натуры с разных сторон, одной из которых стало откровение о том, что он не прочел ни одной книги за свою жизнь, но был лично знаком с Пушкиным, Гоголем и Чеховым.

Дарья Белоусова сказала, что сегодня люди соскучились по простому формату и по донесению художественного слова напрямую – от сердца к сердцу.

Музыка на протяжении всего вечера помогала порождать образы двух столпов русского искусства так рано ушедших из жизни, и ценивших талант друг друга. В этом проекте соединилось их творчество и, пускай не родилась новая опера при их жизни, но как фантазия в вечности состоялся этот проникновенный проект, где музыкой рисовались фразы, а за словом звучала мелодия. Зал с затаенным дыханием слушал музыкально-литературную  постановку и благодарно вызывал и вызывал артистов «на бис».

Евгения Стрига
Фото: Евгения Стрига

[fb-like-button]

Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Большой Московский цирки станет интерактивным и технологичным

Эдгард Запашный прокомментировал грядущую реконструкцию здания Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

В Московский зоопарк привезли детеныша малайского медведя

У мишки черный окрас, на груди — большое белое или рыжее пятно в виде подковы, напоминающее по форме и цвету восходящее солнце.

«Форс в мажоре» в театре «Русская песня»

Премьера самой многообещающей комедии года стартует на сцене Театра «Русская песня». Накануне первого показа 17 сентября прошла пресс-конференция в Hotel...

Лето в Подмосковье. Путешествие к Достоевскому

В июле в Зарайске впервые состоялся фестиваль-путешествие «Достоевский». Семья Достоевского жила под Зарайском, в усадьбе Даровое, и здесь, по воспоминаниям...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Театр Пушкина: открытие 75 юбилейного сезона

Московский драматический театр имени А.С. Пушкина открыл 75 юбилейный сезон и провел традиционный сбор труппы на основной сцене театра. Художественный...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/