ГМИИ Пушкина представляет публике две новые выставки — «Свободное искусство. Итальянский футуризм из коллекции Джанни Маттиоли» и «Современная графика из собрания Центра Помпиду», а также предлагает оценить новую авторскую концепцию старых мастеров в постоянной экспозиции и взглянуть на экспонаты по-новому.
«Свободное искусство. Итальянский футуризм из коллекции Джанни Маттиоли»
В залах постоянной экспозиции Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков открылась выставка «Свободное искусство. Итальянский футуризм из коллекции Джанни Маттиоли», где представлены 26 произведений итальянских мастеров.
Миланский коллекционер Джанни Маттиоли считал искусство способным делать человеческое существо «более человеком и менее зверем». Он сформировал основную часть своего собрания в период с 1943 по 1953 год. Это одна из самых значительных частных коллекций итальянского искусства XX века, которая включает произведения Умберто Боччони, Джакомо Балла, Карло Карра, Джино Северини, Луиджи Руссоло, Арденго Соффичи, Оттоне Розаи, Фортунато Деперо, Марио Сирони, Амедео Модильяни и Джорджо Моранди, выполненные в 1910–1921 годах. С помощью своего собрания Маттиоли стремился продемонстрировать основополагающее значение футуризма в дальнейшем развитии итальянской живописи и его важную роль на международной художественной сцене в начале XX века.
Выставка продлится до 16 января 2022
Новая авторская концепция постоянной экспозиции старых мастеров
Музей, который не боится перемен: ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет новую авторскую концепцию постоянной экспозиции старых мастеров, подготовленную французским сценографом и куратором Патриком Уркадом. Шесть залов первого этажа Главного здания откроют публике не только новый дизайнерский взгляд на пространство музея, но и современное представление о старой живописи в классическом музее XXI века. Залы византийского искусства, искусства Германии и Нидерландов XV–XVI веков, а также Фландрии и Голландии XVII века, живописи Рембрандта и его школы — все эти пространства, давно знакомые «пушкинскому» зрителю, осенью предстанут полностью преображенными.
Патрик Уркад, сценограф и куратор: «Я пытаюсь вернуть заслуженное внимание старым мастерам. Возродить логику, связывающую пространство и свет. Зрителя надо вовлечь в игру. Так появилась система модулей, архитектурных единиц. В обновленной экспозиции сохраняется хронология и появляются эффекты. Чтобы посетитель не заскучал, надо поддерживать его присутствие духа».
Меняется жизнь — меняется и музей: реэкспозиция залов искусства старых мастеров — попытка переосмыслить и пространство, и произведения, представленные в нем. Эта работа оказалась своего рода интеллектуальным экзерсисом, позволившим самим хранителям по-новому посмотреть на произведения, которые они изучают и хранят многие годы, задуматься о сущности постоянной экспозиции и о ее драматургии. Кураторы, работавшие над обновлением пространства музея вместе с приглашенным сценографом, хотели подчеркнуть значимость каждого отдельного произведения, представленного в экспозиции: собрание Пушкинского — это не только гармоничный ансамбль, но и самоценные экспонаты, каждый из которых достоин внимания.
Директор ГМИИ Марина Лошак: «Новая экспозиция — важный для нас шанс еще раз напомнить о том, что жизнь не стоит на месте. Она изменяется ежеминутно, ежесекундно, и главное — не упускать ни один из ее моментов, проживать каждый. Не забывать, не сожалеть о прошедшем и смотреть вперед — это и есть главный посыл наших перемен».
В целом это — новаторская экспозиция, но ее цель — вернуть залам свет и пространство такими, как изначально их видели создатели музея: Иван Цветаев и Роман Клейн.
Обновление Главного здания — один из важных шагов на пути к его более масштабной трансформации: в данный момент ведутся активные работы по реконструкции Пушкинского и созданию «музейного городка», о котором мечтал еще Цветаев.
«Современная графика из собрания Центра Помпиду»
С 26 октября в семи залах первого этажа Галереи искусства Европы и Америки XIX–XX веков экспонируется часть обширного собрания Флоранс и Даниэля Герлен, которое в 2012 году знаменитые коллекционеры передали в дар Центру Помпиду – Национальному музею современного искусства.
На выставке посетители увидят выдающуюся коллекцию – более 200 произведений графики, в том числе работы Фабриса Ибера, получившего «Золотого льва» на Венецианской биеннале 1997 года, и Кики Смит, американской художницы, одной из наиболее заметных фигур феминистского искусства, а также рисунки Кристиана Болтански, Жерара Гаруста, Джузеппе Пеноне, Сильвии Бэхли, Павла Пепперштейна, Александра Пономарева и многих других представителей мира современного искусства.
Зритель в полной мере сможет оценить богатство и многообразие коллекции супругов Герлен, большую часть которой составляют не единичные рисунки того или иного художника, а целые графические серии. «Наш подход – собрать наиболее интересные произведения, созданные в разных странах мира, особенно понравился кураторам музея. В одной коллекции Центр Помпиду приобрел полную палитру того, что происходило и происходит в области графики второй трети ХХ века и начала XXI столетия, – комментирует собрание Флоранс. – Сегодня мир коллекционеров так устроен, что в каждой стране отдают приоритет своим художникам – русские предпочитают русских, американцы – американцев, китайцы – китайцев. Парадоксально, но французы самые открытые для международного искусства. Мы не сконцентрированы на национальном искусстве. Конечно, в нашей коллекции немало французских художников, но нам интересно все, что происходит в этой области в мире».
«Рисунок всегда был особым жанром, своего рода — скромным искусством, в том смысле, что оно менее заметное. Но в истоке всего лежит именно рисунок. При этом не так много музеев, которые считали бы своим долгом собирать коллекцию современного рисунка, тем более интернационального.
Даниэль и Флоранс Герлен же подтверждают, что во всяком правиле есть исключение: они представители великой интернациональной французской культуры, которая способна видеть шире, чем то, что творится в их отечестве. Именно поэтому в их коллекции находятся рисунки самых разных художников мира», — Марина Девовна Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина.
26 октября 2021 – 30 января 2022
Пушкинский музей открыт для посещения. Вход по электронным билетам и при наличии QR-кодов или ПЦР-тестов.
Фото: пресс-материалы
Метка выставка, ГМИИ им. А.С. Пушкина
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Театр Пушкина: открытие 75 юбилейного сезона
Московский драматический театр имени А.С. Пушкина открыл 75 юбилейный сезон и провел традиционный сбор труппы на основной сцене театра. Художественный...
-
Театр Наций открыл театральный сезон
5 сентября в Новом Пространстве Театра Наций состоялась презентация сезона 2024-2025 гг., а следом на Основной сцене прошла VI церемония...
-
Театр «МОСТ»: открытие юбилейного сезона
Что подготовил для взрослых и маленьких зрителей Театр «МОСТ» в свой 25-й театральный сезон – в материале ECLECTIC. В афише...
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.