До 29 марта в Доме-музее Марины Цветаевой проводится новая авторская выставка художника-концептуалиста Евгения Гриневича «Обратная молитва». Ее содержание построено вокруг простой фразы «Мама, я тебя люблю!» и стало реакцией на один из самых тяжелых этапов в жизни художника — уход его матери осенью 2021 года из-за COVID-19. При этом иммерсивная выставка-инсталляция остается светлой и жизнеутверждающей, что было принципиально важным для художника.
Евгений Гриневич рассказал нам в эксклюзивном интервью как трансформировать боль в творчество, которое объединяет людей и дарит надежду. И конечно, речь зашла о том, что художник — это всегда пророк, способный если не предсказать, но почувствовать ход истории и вызовы времени задолго до появления очевидных противоречий.
Тематика ваших выставок часто пересекается с судьбой Марины Ивановны Цветаевой. И «Обратная молитва» — в этом смысле не исключение. Почему судьба поэтессы так сильно резонирует с Вашим творчеством?
Если так можно сказать, то это или судьба, или мистика. В детстве у нас дома был двухтомник Марины Цветаевой, и он стоял у меня перед глазами, когда я ложился спать. Когда я переехал в Москву, одним из первых мест жительства был дом на Покровском бульваре, где жила Марина Цветаева. Я часто молился в Церкви Воскресения Словущего в Брюсовом переулке и позже узнал, что перед этой Богородицей венчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон. А в Доме-музее Марины Цветаевой состоялась моя дебютная выставка.
«Пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я». Эта песня прозвучала на открытиии выставки и, можно сказать, стала ее лейтмотивом. Экспозиция, безусловно, обретает новые смыслы в связи с текущей ситуацией. А вы задумывали ее глобальный, можно даже сказать «геополитический» посыл, или он «наслоился» уже в процессе?
«Пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я» — название одной из инсталляций. Она задумывалась задолго до текущих событий. Это «живая» стена. Посетители выставки могут разместить на ней рисунок своего ребенка в рамке с надписью «шедевр будущего гения». Поэтому могу, улыбнувшись, сказать — художник всегда пророк.
Времена диктуют тренд на то, чтобы учиться принимать обстоятельства и справляться с тревогой. Поможет ли ваша выставка обрести внутреннюю гармонию, имеет ли она терапевтический эффект?
Да — это побег в детство, когда все кажется иным. Ребенок воспринимает мир с непременной надеждой и верой в добро и в то, что все будет хорошо — как в сказке!
Позвольте задать и весьма личный вопрос. Отступала ли ваша боль в момент творчества? Уходит ли она, когда человек находит какой-то новый смысл жизни? Можно ли перенаправить энергию тревоги в созидание?
Когда работаешь — творишь. Это такой честный и искренний диалог с самим собой. Возможность произнести те слова, которые так и остались недосказанными.
Что вы бы хотели сейчас сказать своей маме? А всем мамам земли?
Каждая мама — самая лучшая на свете. Ведь для своего ребенка она единственная.
А Вы помните свой первый подарок маме, первое признание в любви?
Да! Это был рисунок лошади, который мама хранила. Благодаря ему и возникла идея инсталляции «Пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!»
Какой экспонат для Вас стал самым глубоко личным, самым пронзительным?
Портрет дамы, выставленный в последнем зале. Мама хотела забрать его в свой следующий приезд в Москву. Этого так и не случилось.
На выставке было много детей. Как, по вашим наблюдениям, они воспринимают экспозицию?
Как и должно быть! С детским интересом и непосредственностью.
Как вы думаете, что нас всех объединяет и дает веру и надежду в тяжелые времена?
Мамины объятия. Мама всегда защищает своего ребенка — сколько бы ему не было лет. В этом смысле любая мама — львица.
Беседовал Олег Второй
Фото: архив героя
Метка Евгений Гриневич, Интервью
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Американские гастроли русского извозчика
«Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924» открылась в музее русского импрессионизма.
-
«Голая Валька» Роберта Фалька
Он являлся «модным» художником времен оттепели, и иметь его работы в своей частной коллекции было очень престижно. Фальк оставил завещание, чтобы все картины после смерти находились в России.
-
«Элизии». Время не властно над истинными ценностями
Валерий Кошляков четко и легко ловит время и жонглирует разными эпохами, выхватывая из них самое ценное, конспектируя это на холсте, картоне, пенопласте или стене – чтобы мы не забывали откуда надо вести отсчет.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.