новости

Мастер эпохи конструктивизма

Личное дело архитектора Щусева и уникальную фотохронику начала XX впервые представили публике.

В галерее ВХУТЕМАС МАРХИ открылась выставка «Рождение новой архитектуры. CCCР на стройке первой выставки». Экспозиция посвящена архитектурным новациям всемирно-известной Первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года, павильоны которой были построены по проектам выдающихся русских архитекторов – мастеров эпохи конструктивизма. Символический павильон достижений архитектуры того времени, включающий шесть разделов — движение, типология, конструкция, цвет, синтез и планировка, будет работать в МАРХИ всего месяц, до 26 октября.

На выставке представлены графические работы, фотографии, макеты, документы из различных музеев и архивов: Музейно-библиотечный комплекс МАРХИ; ФГБУК «Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева; ГБУК города Москвы «Музейное объединение «Музей Москвы»; Российский государственный архив кинофотодокументов; Российский государственный архив экономики; Российская государственная библиотека; Музей современного искусства «Гараж».

Часть экспонатов демонстрируется впервые. В частности, в экспозиции представлены эскизы росписи павильона «Главрыба», генеральный план Выставки архитектора Кузнецова, а также некоторые работы из мастерской Щусева и его переписка с участниками Выставки. Впервые можно увидеть Личное дело А. В. Щусева периода работы в МАРХИ.Мария Костюк, куратор проекта, главный хранитель фондов Музейно-библиотечного комплекса МАРХИ

«Важно, что через эскизы и работы Щусева, представленные сегодня в экспозиции, можно увидеть манеру мастера, его характер, творчество, самовыражение. Это интересно нам, как профессионалам. Поэтому студентам архитектурных и строительных вузов, в первую очередь, нужно будет посетить выставку, здесь есть чем вдохновиться. А главное, что за выставкой работа по теме не ограничится. В рамках большого проекта МАРХИ и издательства «КУЧКОВО ПОЛЕ МУЗЕОН», который реализуется на средства гранта «Президентского Фонда Культурных Инициатив», пройдет лекторий, фестиваль уличного искусства, выставка уникальных работ архитектора Щусева, которые ещё не были представлены общественности, и много другое, так что проект будет развиваться», — комментирует проректор МАРХИ по учебной работе и развитию Виталий Кочергин.

Выставку сопровождают уникальные кадры кинохроники 1923 года из Российского государственного архива кинофотодокументов. Ей отдан самый центр выставочной площади. На ней запечатлена история создания павильонов выставки, ее участников и гостей. В таком объеме кадры кинохроники 1923 года еще нигде не экспонировались.

«Впервые в кинохронике я увидела улыбающегося Щусева. Я видела много его фотографий, и на всех он очень суровый, со взглядом, от которого холодеет кровь. А на кадрах хронике это совершенно живой человек, который общается, жестикулирует, улыбается», — рассказала Мария Костюк.

ВСХВ 1923 года была не только одним из самых знаковых экономических и агитационных событий советской России, она стала площадкой для практического опыта молодых архитекторов 1920-х годов, основоположников русского авангарда. Ладовский, Мельников, Гинзбург, Голосов и многие другие творцы представили там свои проекты. Щусев был назначен главным архитектором Первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, которая торжественно открылась в августе того же года на месте современного ЦПКиО им. М. Горького и Нескучного сада. Перед Щусевым и его коллегами стояла сложная задача – создать на территории площадью около 100 га грандиозный архитектурно-художественный ансамбль, поражающий смелостью и красотой замысла, которая в итоге была успешно выполнена на высочайшем профессиональном уровне. Фактически, это был первый реализованный масштабный градостроительный проект советской России.

«Даже для профессионального сообщества архитектура Первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года остается малоизученной. Информации о ней мало. А ведь она занимала огромную территорию нынешнего Парка Горького и Нескучного сада и прилегающих земель на другой стороне реки. И за короткое время был возведен целый ансамбль – свыше 255 павильонов, театром, железнодорожным вокзалом. И вся ответственность за организацию этого пространства лежала на Щусеве. Поэтому наш проект призван больше рассказать о выставке, ее архитектуре и роли Щусева», — подытожила куратор.

Наша выставка совмещает в себе два важных юбилея: 150 лет великому Алексею Викторовичу Щусеву и 100 лет со дня открытия первой масштабной выставки Советского Союза – Всероссийской сельскохозяйственной кустарно-промышленной выставки, где Щусев был главным архитектором. Экспозиция позиционируется как павильон, представляющий архитектурные новации 1923 г. Мы проанализировали главные особенности архитектуры и генплана Выставки и представили их в виде шести тематических разделов. 

Фото: пресс-служба МАРХИ

[fb-like-button]

Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Большой Московский цирки станет интерактивным и технологичным

Эдгард Запашный прокомментировал грядущую реконструкцию здания Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

В Московский зоопарк привезли детеныша малайского медведя

У мишки черный окрас, на груди — большое белое или рыжее пятно в виде подковы, напоминающее по форме и цвету восходящее солнце.

«Форс в мажоре» в театре «Русская песня»

Премьера самой многообещающей комедии года стартует на сцене Театра «Русская песня». Накануне первого показа 17 сентября прошла пресс-конференция в Hotel...

Лето в Подмосковье. Путешествие к Достоевскому

В июле в Зарайске впервые состоялся фестиваль-путешествие «Достоевский». Семья Достоевского жила под Зарайском, в усадьбе Даровое, и здесь, по воспоминаниям...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Театр Пушкина: открытие 75 юбилейного сезона

Московский драматический театр имени А.С. Пушкина открыл 75 юбилейный сезон и провел традиционный сбор труппы на основной сцене театра. Художественный...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/