Профессионал

Штурман мирового масштаба

О ситуации на российских дорогах, о том, кто в экипаже главный и куда приводит постоянный поиск перемен, рассказал Eclectic Алексей Кузьмич, штурман мирового класса

На его счету – победы в ралли-рейдах на чемпионатах России и этапах Кубка мира, призы ралли-марафона «Дакар». Алексей Кузьмич откровенно поделился с Eclectic мнением о ситуации на российских дорогах, рассказал о том, кто в экипаже главный и куда приводит постоянный поиск перемен.

Все мальчики в детстве если и мечтали ездить на автомобиле, то, конечно, в «Формуле 1». Вы тоже из их числа?

Нет, я всю жизнь мечтал ездить в ралли, потому что с детства знал, что это такое. Ралли-рейды – очень жизненный вид спорта: это вам не то же лакшери-развлекалово «Формула 1», а реальный автоспорт для мужиков. Считаю, что именно ралли-рейды – наша стихия, российская: дорог у нас нет до сих пор, а по полям тоже надо уметь ездить.

В знаменитой песенке поется: «Капитан, капитан, улыбнитесь, ведь улыбка – это флаг корабля». А штурман – это …?

Штурман – мозг экипажа, он должен уметь делать всё. Моя задача: «бежать» по трассе впереди – от ста метров до десятков километров – и направлять пилота. Раздолбаям здесь не место, это однозначно: человек должен быть собранным, дисциплинированным, понимать себя и быть тонким психологом. Задача же пилота, как мы говорим, дубасить. Всё! Больше у него никаких задач нет. Есть такая раллийная шутка: «у пилота нет мозга – у него есть зеркало». Он выполняет все, что ему говорит штурман.

Алексей Кузьмич, штурман

Члены экипажа позволяют себе поболтать на отвлеченные темы во время ралли-рейдов?

На «Дакаре 2012» – я тогда ехал на КамАЗе, и мы, кстати, выиграли 3 место – все понимали, что гонка ответственная, длинная, от позиции до позиции (а это 20 километров) невозможно сидеть молча и думать о своем: так можно потерять контроль над пилотом. Поэтому травили анекдоты, рассказывали о женщинах, истории из жизни. Потом, когда оставался километр до смены курса, пилот, штурман, механик – все замолкли, но как только вышли на новую позицию: «Ну так вот! На чем мы остановились?..»

Наверняка за долгие годы у вас происходили форс-мажорные ситуации, которые запомнились особенно?

Алексей Кузьмич wordsНу, для кого-то форс-мажор – если не дали сосиску на завтрак. (Улыбается.) Мне же вспоминаются несколько страшных аварий… Ну, как страшных – они были и были, и слава богу… Одна из них случилась в 2005 году. Мы с Владимиром Кабановым вылетели в пруд, перевернулись, упали на крышу и стали тонуть. Было страшно, так как мы понимали, что тонем, но не понимали, насколько глубоко. Дверь пилота зажало камнем – пришлось вылезать через мою. В шлемах. А когда уже вынырнули, выдохнули и полезли обратно, мы через ту же дверь «войти в салон» не смогли: то есть как у нас получилось выбраться – вообще непонятно. Видимо, в стрессовой ситуации срабатывает помощь «такой-то матери» (Смеется.) Приехали на утро вытаскивать машину, а она сползла за ночь – торчало только одно колесо. Нам пришлось прыгать в ледяную воду – протягивать тросы через каркас. Было как в кино: мы с пилотом ныряем, смотрим – рыбы плавают по салону! Потом узнали, что это вообще затопленная шахта, и нам повезло, что мы упали в трех метрах от берега: там очень резкий спуск на глубину и все покрыто илом. Теперь под Ростовом-на-Дону есть «пруд имени Кабанова-Кузьмича».

Прозвучит, возможно, излишне философски и сентиментально – но есть ли у вас любимая дорога?

В Карелии очень нравится: там дороги интересные, требующие хороших навыков. Собственно – почему финны хорошие спортсмены? Во-первых, у них автоспорт уже 50 лет на государственной поддержке и в каждом городишке с численностью населения 7–10 тысяч человек есть картинг, ралли и профессионально подготовленные трассы – это национальный вид спорта. И второй момент: в Финляндии очень жесткие правила и извилистые дороги, поэтому они ездят 80 км/ч, но везде: гравий, грунт – по барабану. Причем там старушки за 60 лет отжигают так, что нашим молодым и не снилось.      

А автоспорт в России?

А у нас… Давайте не будем об этом – у нас все так грустно, всё в такой заднице…

Уговорили. Как водят гонщики в обычной жизни? Как вы водите?..

Очень спокойно.

Алексей Кузьмич dakarТогда – мнение профессионала: как со стороны вам видится все происходящее на наших дорогах? Коснулся ли ветер перемен культуры вождения?

Что касается вождения в принципе – это тихий ужас. У нас зеркала в машинах почему-то воспринимаются только как часть процесса восстановления макияжа. Повороты проезжать никто не умеет. Люди водят настолько неумело, что как только в Москве дождь, Москва стоит – хотя, казалось бы, какая разница?.. Я сохраняю среднюю скорость круглый год – что зима, что лето, что дождь, что снег, мне вообще все равно. Менять нужно подход к вождению, но это никоим образом не должно отражаться на скорости. Умение пилотировать на грани возможностей автомобиля и своих собственных позволяет в обычной жизни ездить очень спокойно, но при необходимости – перемещаться очень быстро. И если касаться глубин темы, то скорость передвижения по дорогам – которые должны быть хорошими, в достаточном количестве и грамотно построенными, – напрямую влияет на экономику страны. Поскольку если человек не умеет водить и дороги плохие – все встает. Допустим, вчера я три с половиной часа ехал до Лобни – причем я до нее так и не доехал: понял, что опаздываю, и развернулся, а от этого страдает мой бизнес.

Есть еще такой момент: люди не просто не умеют водить – они боятся своей машины как огня. У русского человека менталитет, вообще, какой? «Если машина стоит меньше 2 миллионов – это не машина».  А большинство гаджетов, которые, собственно, влияют на цену – это лишнее: чем проще, тем лучше. Когда погодные условия меняются, я на своем автомобиле выключаю всё – потому что лучше человеческого мозга и навыков ничего не придумано. Но большинство считает: если он купил мегадорогую машину, она за него все сделает, а между тем правило номер один: все, что происходит с машиной, делаешь ты. Если человек говорит «она сама поехала!» или «ее понесло!» – все, разговор окончен, обратно на учебу!..

И как перебороть «чайникам» этот страх перед своим «железным конем»?

Алексей Кузьмич words2

Все дело в подходе. Я это сравниваю с танцем в паре с женщиной. Если мы подходим к женщине на «вы», настоящий танец не состоится – а люди так и делают: подходят к своей машине на «вы» и пытаются ехать. А если мы на «ты» – «танец» получается, потому что я «веду женщину» – управляю машиной: я ее разгоняю, я ее торможу, я ее «закручиваю в танце», но при этом все должно быть комфортно и плавно. Тогда получается красивое вождение и пассажиру,

 который едет рядом со мной, без разницы – что 60, что 160.

Что для вас машина – преимущественно средство передвижения или способ самовыражения?

Машины – как костюмы, не более того. Но к выбору такого «костюма» надо относиться серьезно и  подходить  тщательно, понимая, для каких целей ты его «надеваешь» – покупаешь.

Вам не кажется, что сейчас стирается грань внешней индивидуальности автомобиля?

Стирается. И я объясню почему: на авторынок идет чистой воды ширпотреб. Если раньше машины были все-таки утилитарные (внедорожник – для бездорожья), то сейчас стараются впихнуть всё в одно и человек покупает нечто среднее – ни то ни се, но зато «она клевая, классная и вся такая перламутровая». Проблема в том, что малобюджетные автомобили – да уже и дорогие – превратились в одноразовую игрушку, которая должна быстро сломаться, чтобы ее быстро поменяли. Это неправильно. В той же самой Африке весь французский автопром 80-х – и, с натяжкой, 90-х – ездит и делает это охотно. У нас же борются с так называемым «автохламом».

Алексей Кузьмич dakarЕсли вы занимаетесь автоспортом, значит вам постоянно необходимо движение. Получается – вы всегда находитесь в некоем поиске перемен?

Конечно. Моя поговорка: «Если ты считаешь, что всего добился, – ты деградируешь». Многие же думают: вот ты купил дачу, машину, дом – и всё, жизнь удалась. Ничего подобного – это всего лишь этап: надо двигаться дальше, надо развиваться. И суть не в том, чтобы покупать себе новое ненужное барахло, которое стоит и ржавеет, а развиваться прежде всего внутри себя, менять самого себя.

Елена Новикова

Фото: из личного архива Алексея Кузьмича

[fb-like-button]

Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Большой Московский цирки станет интерактивным и технологичным

Эдгард Запашный прокомментировал грядущую реконструкцию здания Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

В Московский зоопарк привезли детеныша малайского медведя

У мишки черный окрас, на груди — большое белое или рыжее пятно в виде подковы, напоминающее по форме и цвету восходящее солнце.

«Форс в мажоре» в театре «Русская песня»

Премьера самой многообещающей комедии года стартует на сцене Театра «Русская песня». Накануне первого показа 17 сентября прошла пресс-конференция в Hotel...

Лето в Подмосковье. Путешествие к Достоевскому

В июле в Зарайске впервые состоялся фестиваль-путешествие «Достоевский». Семья Достоевского жила под Зарайском, в усадьбе Даровое, и здесь, по воспоминаниям...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Театр Пушкина: открытие 75 юбилейного сезона

Московский драматический театр имени А.С. Пушкина открыл 75 юбилейный сезон и провел традиционный сбор труппы на основной сцене театра. Художественный...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/