На его счету – победы в ралли-рейдах на чемпионатах России и этапах Кубка мира, призы ралли-марафона «Дакар». Алексей Кузьмич откровенно поделился с Eclectic мнением о ситуации на российских дорогах, рассказал о том, кто в экипаже главный и куда приводит постоянный поиск перемен.
Все мальчики в детстве если и мечтали ездить на автомобиле, то, конечно, в «Формуле 1». Вы тоже из их числа?
Нет, я всю жизнь мечтал ездить в ралли, потому что с детства знал, что это такое. Ралли-рейды – очень жизненный вид спорта: это вам не то же лакшери-развлекалово «Формула 1», а реальный автоспорт для мужиков. Считаю, что именно ралли-рейды – наша стихия, российская: дорог у нас нет до сих пор, а по полям тоже надо уметь ездить.
В знаменитой песенке поется: «Капитан, капитан, улыбнитесь, ведь улыбка – это флаг корабля». А штурман – это …?
Штурман – мозг экипажа, он должен уметь делать всё. Моя задача: «бежать» по трассе впереди – от ста метров до десятков километров – и направлять пилота. Раздолбаям здесь не место, это однозначно: человек должен быть собранным, дисциплинированным, понимать себя и быть тонким психологом. Задача же пилота, как мы говорим, дубасить. Всё! Больше у него никаких задач нет. Есть такая раллийная шутка: «у пилота нет мозга – у него есть зеркало». Он выполняет все, что ему говорит штурман.
Члены экипажа позволяют себе поболтать на отвлеченные темы во время ралли-рейдов?
На «Дакаре 2012» – я тогда ехал на КамАЗе, и мы, кстати, выиграли 3 место – все понимали, что гонка ответственная, длинная, от позиции до позиции (а это 20 километров) невозможно сидеть молча и думать о своем: так можно потерять контроль над пилотом. Поэтому травили анекдоты, рассказывали о женщинах, истории из жизни. Потом, когда оставался километр до смены курса, пилот, штурман, механик – все замолкли, но как только вышли на новую позицию: «Ну так вот! На чем мы остановились?..»
Наверняка за долгие годы у вас происходили форс-мажорные ситуации, которые запомнились особенно?
Ну, для кого-то форс-мажор – если не дали сосиску на завтрак. (Улыбается.) Мне же вспоминаются несколько страшных аварий… Ну, как страшных – они были и были, и слава богу… Одна из них случилась в 2005 году. Мы с Владимиром Кабановым вылетели в пруд, перевернулись, упали на крышу и стали тонуть. Было страшно, так как мы понимали, что тонем, но не понимали, насколько глубоко. Дверь пилота зажало камнем – пришлось вылезать через мою. В шлемах. А когда уже вынырнули, выдохнули и полезли обратно, мы через ту же дверь «войти в салон» не смогли: то есть как у нас получилось выбраться – вообще непонятно. Видимо, в стрессовой ситуации срабатывает помощь «такой-то матери» (Смеется.) Приехали на утро вытаскивать машину, а она сползла за ночь – торчало только одно колесо. Нам пришлось прыгать в ледяную воду – протягивать тросы через каркас. Было как в кино: мы с пилотом ныряем, смотрим – рыбы плавают по салону! Потом узнали, что это вообще затопленная шахта, и нам повезло, что мы упали в трех метрах от берега: там очень резкий спуск на глубину и все покрыто илом. Теперь под Ростовом-на-Дону есть «пруд имени Кабанова-Кузьмича».
Прозвучит, возможно, излишне философски и сентиментально – но есть ли у вас любимая дорога?
В Карелии очень нравится: там дороги интересные, требующие хороших навыков. Собственно – почему финны хорошие спортсмены? Во-первых, у них автоспорт уже 50 лет на государственной поддержке и в каждом городишке с численностью населения 7–10 тысяч человек есть картинг, ралли и профессионально подготовленные трассы – это национальный вид спорта. И второй момент: в Финляндии очень жесткие правила и извилистые дороги, поэтому они ездят 80 км/ч, но везде: гравий, грунт – по барабану. Причем там старушки за 60 лет отжигают так, что нашим молодым и не снилось.
А автоспорт в России?
А у нас… Давайте не будем об этом – у нас все так грустно, всё в такой заднице…
Уговорили. Как водят гонщики в обычной жизни? Как вы водите?..
Очень спокойно.
Тогда – мнение профессионала: как со стороны вам видится все происходящее на наших дорогах? Коснулся ли ветер перемен культуры вождения?
Что касается вождения в принципе – это тихий ужас. У нас зеркала в машинах почему-то воспринимаются только как часть процесса восстановления макияжа. Повороты проезжать никто не умеет. Люди водят настолько неумело, что как только в Москве дождь, Москва стоит – хотя, казалось бы, какая разница?.. Я сохраняю среднюю скорость круглый год – что зима, что лето, что дождь, что снег, мне вообще все равно. Менять нужно подход к вождению, но это никоим образом не должно отражаться на скорости. Умение пилотировать на грани возможностей автомобиля и своих собственных позволяет в обычной жизни ездить очень спокойно, но при необходимости – перемещаться очень быстро. И если касаться глубин темы, то скорость передвижения по дорогам – которые должны быть хорошими, в достаточном количестве и грамотно построенными, – напрямую влияет на экономику страны. Поскольку если человек не умеет водить и дороги плохие – все встает. Допустим, вчера я три с половиной часа ехал до Лобни – причем я до нее так и не доехал: понял, что опаздываю, и развернулся, а от этого страдает мой бизнес.
Есть еще такой момент: люди не просто не умеют водить – они боятся своей машины как огня. У русского человека менталитет, вообще, какой? «Если машина стоит меньше 2 миллионов – это не машина». А большинство гаджетов, которые, собственно, влияют на цену – это лишнее: чем проще, тем лучше. Когда погодные условия меняются, я на своем автомобиле выключаю всё – потому что лучше человеческого мозга и навыков ничего не придумано. Но большинство считает: если он купил мегадорогую машину, она за него все сделает, а между тем правило номер один: все, что происходит с машиной, делаешь ты. Если человек говорит «она сама поехала!» или «ее понесло!» – все, разговор окончен, обратно на учебу!..
И как перебороть «чайникам» этот страх перед своим «железным конем»?
Все дело в подходе. Я это сравниваю с танцем в паре с женщиной. Если мы подходим к женщине на «вы», настоящий танец не состоится – а люди так и делают: подходят к своей машине на «вы» и пытаются ехать. А если мы на «ты» – «танец» получается, потому что я «веду женщину» – управляю машиной: я ее разгоняю, я ее торможу, я ее «закручиваю в танце», но при этом все должно быть комфортно и плавно. Тогда получается красивое вождение и пассажиру,
который едет рядом со мной, без разницы – что 60, что 160.
Что для вас машина – преимущественно средство передвижения или способ самовыражения?
Машины – как костюмы, не более того. Но к выбору такого «костюма» надо относиться серьезно и подходить тщательно, понимая, для каких целей ты его «надеваешь» – покупаешь.
Вам не кажется, что сейчас стирается грань внешней индивидуальности автомобиля?
Стирается. И я объясню почему: на авторынок идет чистой воды ширпотреб. Если раньше машины были все-таки утилитарные (внедорожник – для бездорожья), то сейчас стараются впихнуть всё в одно и человек покупает нечто среднее – ни то ни се, но зато «она клевая, классная и вся такая перламутровая». Проблема в том, что малобюджетные автомобили – да уже и дорогие – превратились в одноразовую игрушку, которая должна быстро сломаться, чтобы ее быстро поменяли. Это неправильно. В той же самой Африке весь французский автопром 80-х – и, с натяжкой, 90-х – ездит и делает это охотно. У нас же борются с так называемым «автохламом».
Если вы занимаетесь автоспортом, значит вам постоянно необходимо движение. Получается – вы всегда находитесь в некоем поиске перемен?
Конечно. Моя поговорка: «Если ты считаешь, что всего добился, – ты деградируешь». Многие же думают: вот ты купил дачу, машину, дом – и всё, жизнь удалась. Ничего подобного – это всего лишь этап: надо двигаться дальше, надо развиваться. И суть не в том, чтобы покупать себе новое ненужное барахло, которое стоит и ржавеет, а развиваться прежде всего внутри себя, менять самого себя.
Елена Новикова
Фото: из личного архива Алексея Кузьмича
Метка Авто
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Рассказать все без слов
Все тонкости профессии стилиста обсудили с одним из топовых специалистов в индустрии Лилией Фаттаховой. Стилист — по сути, тот же консультант по инвестициям.
-
Предпринимательский характер
Гаджимурад Атаков, предприниматель, продюсер, маркетолог: «Я всегда считал, что бизнес надо делать самому, тем более, если к этому есть способности».
-
Работающие танцоры — это люди, слишком сильные духом
Профессиональный танцор и педагог Александра Мартынова рассказывает о том, как выгорают артисты.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.