Спиваковская Алла Семеновна – профессор МГУ, доктор психологических наук, создатель беатотерапии. Алла Спиваковская стояла у истоков развития психотерапевтической науки и практики. Именно она, одна из первых в нашей стране, начала разрабатывать игровую и семейную психотерапию для лечения различных форм нервно-психической патологии. Алла Семеновна глубоко убеждена, что каждый должен быть счастливым, ведь счастье запрограммировано природой человека. В откровенном интервью она расскажет о «формуле любви» и объяснит, что значит жить «по-спиваковски».
Алла Семеновна, Вы были одной из первых в нашей стране, кто обратился к психологическим проблемам, возникающим у маленьких детей, и предложили свой путь решения – семейную и игровую психотерапию для лечения детских неврозов, серьезных заболеваний. Сложно быть всю свою сознательную жизнь новатором?
Я никогда не ставила перед собой цель быть новатором, просто всегда занималась тем, что мне было интересно – детской патопсихологией. Это был примерно конец 70-х – начало 80-х гг. прошлого века, когда вместе с развитием детской патопсихологии, развивалась детская психотерапия – одна из самых актуальных на тот момент областей в науке. Было интересно работать, изучать внутренний мир детей с различными психоневрологическими заболеваниями. Оказалось, что с маленькими детьми, дошкольниками диагностику нарушений удобнее проводить в игре потому, что игра – это ведущая деятельность ребенка, в игре происходит развитие всех сторон психики. Начались первые исследования, постепенно от изучения мы перешли к практике. Когда видишь детей, у которых есть те или иные отклонения в психических функциях, в развитии, тебе хочется им помочь. Играя можно исправлять нарушения, влиять на эмоциональное состояние, мышление и восприятие ребенка. Со временем я поняла: чтобы помочь детям, надо начать с их родителей, вовлечь их в процесс игры. Таким образом, я пришла к комплексной психотерапии, которая состояла уже из групповых занятий с семьями. В конце 80-х годов была организована первая в нашей стране хозрасчетная консультация для детей и родителей. Мы стали понемногу внедрять методы семейной психотерапии, впервые использовав психологию вне клинического стационара и применив её к людям из, так называемых, групп риска, к тем, кто обращался с симптомами душевного неблагополучия, невротическими реакциями, трудностями в воспитании детей, конфликтами в семье. Мне всегда хотелось делать то, что имело смысл и приносило пользу людям. Мы все, кто работал в первой психологической консультации, были движимы идеей, что психолог должен перестать быть исключительно помощником врача-психиатра и заниматься только диагностикой. Нам хотелось влиять на жизнь людей, на их отношения, на то, как люди общаются в семье, как воспитывают детей. Мы чувствовали, что использовать психологический фактор в этих вопросах очень важно.
Как от семейной и игровой психотерапии, профилактики детских неврозов Вы пришли к созданию нового направления в психологии – беатотерапии? Или этот процесс был закономерным?
Все происходило постепенно. Я занималась семейной психотерапией, индивидуальной психотерапией, много училась, применяла разные методы. И отбирала из этих методов то, что мне подходит, то, что мне нравилось. Психотерапевтических методов, направлений, школ тысячи. Я выбирала то, что мне нравится, и то, что у меня получалось в соответствии с моей индивидуальностью. Главный инструмент психотерапевта – это он сам, его личность, его внешний облик, весь его организм. Та практика, которая у меня с течением времени создалась – это эклектика, синтез, но в новом качестве и новом понимании. Вот так постепенно, и родилась беатотерапия.
Кто Ваши главные пациенты сегодня? Кому помогает беатотерапия?
Во-первых, если мы говорим о здоровых людях, их принято называть не пациентами, а клиентами. Кому помогает беатотерапия? Она может помочь абсолютно всем при любом затруднении: проблемы в общении, в коллективе, кризисы и конфликты в семье, когда люди ссорятся и никак не могут достичь взаимопонимания, испытывают трудности в воспитании детей. Например, ко мне обратились мама с дочкой: девочка учится в 7-м классе, плохо себя ведет, родителей постоянно вызывают в школу. Дочь перестала учиться, отвлекается, не делает уроки, прогуливает занятия. Мама справиться с ней не может. Другой пример: девочка-студентка – обратилась самостоятельно. Она «пышечка», очень хотела похудеть и сидела на различных диетах, увлеклась подсчетом калорий. В итоге, стала одержима этой идеей подсчета: мысли о калориях превратились в навязчивую идею, она очень страдает. Третий клиент – крупный бизнесмен. Он заключил один контракт, отвлекся от дел, позволил себе отдых, но по причине своей невнимательности, допустил ошибку, потерял большую сумму денег. Теперь он думает над тем как реорганизовать бизнес, чтобы вернуть деньги. Он понимает, что вся проблема в его внутреннем мире, в его личности. Ошибка была допущена из-за того, что он был внутренне неправильно настроен, он обратился за тем, чтобы настроиться на победу, на дальнейшую работу, на эффективный бизнес. Все это некоторые примеры обстоятельств, при которых люди, обращаются к беатотерапевту.
В воспитании сына или внуков знание психологии играло решающую роль? Как Вы думаете, стоит ли людям, которые хотят завести детей, или молодым родителям иметь базовые знания в психологии?
Когда родился мой сын, я переходила с третьего на четвертый курс в университете. В тот момент, впрочем, как и сейчас, я была увлечена психологией. Я не применяла психологические методы непосредственно к воспитанию, но психология давала мне понимание себя как мамы, своего сына как ребенка, помогала более тонко видеть в нем что-то. В этом смысле знание психологии мне, безусловно, помогало. А вообще в воспитании детей помогают любовь и внимательное наблюдение.
Алла Семеновна, как вырастить талантливого ребенка? Что для этого нужно?
Две вещи – любовь и внимание. Причем не просто любовь, а сознательная любовь. Существует формула сознательной любви: создавать условия, чтобы тот, кого вы любите, становился совершенным. Но не так, как вам этого хочется, а в соответствии с его природой и его предназначением. Если взять наш пример с Даней (Даниил Спиваковский – заслуженный артист России, сын А.С. Спиваковской – прим.ред.), может быть, я бы и хотела, чтобы он стал психологом, он и сам в какой-то момент интересовался психологией. Но, когда у него появилась тяга к творчеству, к театру, я, конечно, создала все условия, чтобы он стал актером, а не психологом. Мы должны создавать условия для роста наших детей в соответствие с их предназначением! То же самое в отношении моих внуков. Мне бы, может быть, хотелось, чтобы моя старшая внучка занималась бальными танцами. Но ей нравятся спортивные танцы, это ее предназначение, и она идет в «Тодес», а мы, в свою очередь, всячески содействуем ее интересам потому, что у нее такие способности. Я привела Даниила на просмотр в Театр юных москвичей, когда ему было 5 лет, и тогда вообще не думала, что он станет артистом, просто хотелось, чтобы у него были дополнительные, интересные занятия. Увидела объявление – набор в театр. Но мне, буквально, после первых занятий его преподаватели в театре стали говорить, что у Дани есть способности. Они проявились очень рано, и дальше я содействовала тому, чтобы он был в театре. Вот это и есть проявление заботы и любви.
У Вас близкие отношения с сыном Даниилом? Они всегда были такими?
У нас большая духовная близость. Мы идеологически очень близки и с моим сыном, и с моей невесткой. У нас одинаковые принципы. Даня в своих интервью часто говорит «жить по-спиваковски», у него есть такой термин, и я с ним полностью согласна. Это значит много работать, любить дело, которым занимаешься, не ждать каких-то благ, всего добиваться самостоятельно и быть преданным своей семье. Такие у нас принципы (улыбается). Мы с сыном очень тесно связаны, и связь эта внутренняя. Сейчас, конечно, близость сохраняется, но она приобрела совершенно другие формы. Мы все живем в одном доме на разных этажах: я живу на втором этаже, моя мама живет на третьем, а Даниил со своей семьей – на четвертом. И мы вместе с сыном заботимся о нашей бабушке, которой сейчас 94 года. Несмотря на то, что он очень занят, его график расписан на многие месяцы вперёд, мы видимся каждый день. Сейчас наше главное дело, в котором мы единодушны – воспитание Даниных детей, моих внуков.
А можно риторический, возможно, даже наивный вопрос: каждый человек может быть счастливым? С чего начинается счастье?
Конечно, каждый. Счастье запрограммировано в нас природой. Несчастный человек – это аномалия, отклонение от нормы. Мы все должны быть в гармонии с собой, иначе никак. Мы созданы, чтобы жить в радости и счастье. И начинается оно с нас самих, мы и только мы способны влиять на своё ощущения счастья или отсутствие такового.
Беседовал Олег Второй
Фото: pixabay.com, архив героя
Поделиться:
Еще на эту тему
-
Где искать искусство?
Художник и композитор Оскар Шторм, в жизни которого изобразительное искусство и музыка тесно переплелись, рассказывает, где найти истинную красоту.
-
Не познаешь горького, не поймешь, что такое сладкое
Знаменитый спортсмен о истории своего становления, кумирах молодости, главных победах и планах на будущее
-
Современные проблемы современного художника
Как человек, чьё имя уже стало узнаваемым, создаёт свои работы в это непростое время, и есть ли будущее у такого искусства?
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.