31 января Государственный музей Востока представит свой первый масштабный проект в новом году — «Чай. Вино. Поэзия».
Чай и вино появились в глубокой древности и со временем покорили весь мир. Люди, собиравшиеся за столом за этими благородными напитками, принадлежали к разным народам, исповедовали разные религии, говорили о самых разных вещах, пели песни и читали стихи. Основываясь на уникальных произведениях из своего собрания, Музей Востока представит культуру чая и вина Китая, Японии, Средней Азии и Кавказа – именно тех регионов, где эти напитки нашли свое самое яркое и высокое проявление.
Уникальная по своему замыслу и содержанию выставка будет состоять из нескольких тематических разделов:
Чай и вино в Китае
Как известно, Китай – родина чая. Уже в III тыс.до н.э. Шэнь Нун – император легендарной династии Ся – попробовал заварить лист чайного куста. С тех пор напиток стал непременным атрибутом жизни этого народа. С незапамятной древности китайцы знали и секреты приготовления вин из зерна, цветов и фруктов. Однако только в эпоху раннего Средневековья в Китае появилось виноградное вино.
Строгое соблюдение традиций и особое отношение к образованным, ученым людям привели к тому, что распитие чая или вина превратилось в своеобразный ритуал, включавший состязания в поэзии, живописи и каллиграфии.
На выставке будут продемонстрированы кубки для вина династии Чжоу, а также средневековые атрибуты (чаши, чайники, наборы для каллиграфии), сопровождавшие застольные беседы китайских интеллектуалов.
|
Скульптура «Бодхидхарма»
Китай, конец XIX в.
Керамика, лощение, глазурь. В. 14,2; ш. 11,5 см
|
Чай в Японии
Чай и чайные традиции проникли в Страну восходящего солнца вместе с буддийскими монахами из Китая. Это определило религиозный характер чаепития, которое со временем оформилось в сложный ритуал. Выставка познакомит с атрибутами нескольких основных школ чайной церемонии современной Японии, раскрывающими основные принципы дзен-буддизма, среди которых – нарочитая грубоватость, простота формы и декора, рукотворные «дефекты» производства, придающие каждой вещи неповторимую индивидуальность.
|
Столик-поднос с бутылью и чарками для сакэ
Япония, 1957 г.
Дерево, резьба, лак. В. 10; дм 30 см
|
Вино на Северном Кавказе и Средней Азии в эпоху Античности и Средневековья
Трудно сказать, где и когда зародилось виноградарство, давшее начало изготовлению напитка из перебродивших виноградных ягод. Однако археологические исследования показали, какое огромное влияние оказала греческая культура на народы Северного Кавказа в эпоху Античности, в том числе и в отношении вина. На выставке будут показаны шедевры музейной коллекции – ритоны – специальные сосуды для вина, изготовленные в иранском мире и материковой Греции; греческие скифосы и килики (чаши для вина), а также их местные подражания, созданные мастерами меотских племен, населявших Северный Кавказ во второй половине I тыс.до н.э.
|
Чайник чойнак
Средняя Азия, Бухара, XIX в.
Медный сплав, литье, чеканка, резьба на проем, клепка, гравировка. В.21,7 см
|
Вино в Грузии: от древности к нашим дням
Знаменитое грузинское застолье, восходящее к глубокой древности, стало благодатной темой для художников и поэтов. Яркий пример того – работы гениального тифлисского живописца Нико Пиросмани, часто писавшего сцены духовного единения людей за трапезой. Украсит выставку его картина «Кутеж».
|
Нико Пиросманашвили
Кутеж
1905-1907 гг.
Клеенка, масло. 177х113 см
|
Чайхана в Средней Азии
В Средние века через эти области, лежавшие на Великом Шелковом пути, шли караваны из Китая. Среди товаров восточных купцов, конечно же, был и чай. Но лишь в XIX в. напиток получил настоящую популярность. К этому времени чайхана стала колоритной и неотъемлемой достопримечательностью туркестанского города. Символ Средней Азии нашел свое отражение в творчестве многих известных художников, картины которых будут представлены на выставке. Живописные полотна дополнят произведения декоративно-прикладного искусства: медные чайники, кувшины для кипячения вина, кузнецовский и гарднеровский фарфор, вошедший в быт Туркестана на рубеже XIX-XX вв., керамика местного производства, вышитые мешочки для чая и многое другое.
|
Оганеc Татевосян (1989–1974)
Под карагачем
1919 г.
Картон, масло. 54х72 см
|
В рамках проекта с 31 января по 22 марта пройдут чайные церемонии и другие мероприятия, связанные с культурой чая и вина.
Кураторы выставки: Тигран Мкртычев, Екатерина Ермакова
[fb-like-button]
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.