В Москве с успехом прошли гастроли лучших зарубежных русскоязычных театров в рамках проекта «Мир русского театра». ECLECTIC решил опубликовать впечатления от просмотра спектаклей не профессионального критика, журналиста или театрального блогера, а рядового зрителя, для которого и живет театральное искусство.
Спектакль «Женщина в песках», Театр «ZERO» (Тель-Авив)
Я, увы, не заядлый театрал, а человек, забегающий в театр благодаря случаю, выкраивающий возможность между делом, «в отрыве от основной работы время». Поэтому сразу признаюсь, что готовиться к просмотру каждого спектакля не было времени.
Спектакль «Женщина в песках» Театра «ZERO» из Тель-Авива, открывающий для меня серию этих театральных вечеров, понравилась мне тем, что актеры были очень органичны на сцене, они не играли, они буквально жили на сцене. Сама форма была весьма необычной: песок имитировали тканью, но лично мне это понравилось именно тем, что в руках актеров и благодаря воображению, ткань становилась танцующим, гибким, обволакивающим, пластичным материалом.
Мне очень понравился исполнитель главной мужской роли Олег Родовильский, его органичное восприятие и передача самого себя на сцене. Невольно подумалось: «А мог ли быть в этой роли другой актер, более эффектной, стандартизированной красоты, внешности?» И невольно признаешь: «Нет, не мог бы.» Такому актеру я бы не поверила, а Олегу, почему-то, веришь сразу.
О том, что эта постановка сделана по роману Кобо Абэ и не просто популярна, а практически легендарна, я, каюсь, узнала только после спектакля, поэтому мне сложно обвинить моего спутника за легкую полудрему в первой половине постановки, поскольку с детства воспитаны на более классических постановках, мы привыкли выхватывать суть, фабулу с первых минут, а в данном спектакле суть не столько в сюжете, сколько в переживаниях, которые этот сюжет преподносит. Хотя, конечно, это не спасло его от моих язвительных комментариев.
Спектакль «Ласточка» Театра «ОК» из Варшавы по рассказу Ивана Тургенева заинтересовал меня еще накануне, благодаря анонсу режиссера Жанны Герасимовой. Посмотрев на нее, я невольно сразу подумала: «Вот, не зря Рязанов, в свое время выбирая Барбару Брыльску на роль Нади, говорил, что в польской женщине есть та красота и чувственность, которой нет в советских женщинах!» И каково же было мое удивление, когда она рассказала, что она – русская! Невероятно красивая женщина с изумительно «сладким» — бархатным – голосом меня покорила!
Спектакль «Ласточка» Театра «ОК» (Варшава)
Сам спектакль понравился мне «зрительно» (не знаю, есть ли такое слово и можно ли его употреблять, но иначе описать не могу). Первое, что меня удивило – это прялка! Такую прялку я видела только у дедушки: когда он был жив, он изготавливал их сам, своими руками, а больше я нигде таких не видела (никто из потомков так и не научился их делать, а с наступлением технического прогресса в них перестали нуждаться в принципе). Это сразу настроило на какой-то домашний, уютный лад. А песни, восхитительно исполненные Анной Пак, обволакивали и успокаивали.
Опять повторюсь, что шла в театр как обыватель: как-то так получилось, что программка попала ко мне в руки гораздо позже, поэтому о том, что будет происходить на сцене, я заранее не знала, а делала выводы исходя из того, что видела по факту (да простят меня все театралы!)
Меня впечатлила сочность увиденной картины. Свет был поставлен настолько грамотно, что игра теней превращала любое обычное движение актера в таинственное действо, краски становились ярче, а отдельные моменты – интимнее. Невозможно было не заметить, что актрисы ходили по сцене босиком и, простите, не знаю, как это сказать еще, — без бюстгальтеров. Но этот нюанс был подчеркнут светом и игрой теней так тонко, что это не смотрелось порнографично и от этого не было неудобно всем присутствующим. Наоборот: это было так близкО и понятно, что будь это как-то иначе – вызвало бы бОльший диссонанс.
Жаль, что субтитры были далеко и в моменты, когда главная героиня произносила слова на польском, был ясен лишь общий контекст, но из-за дымки и быстрой смены фраз прочесть русский текст не удавалось. К счастью, настроение уловить получалось.
Так случилось, что в ночь перед спектаклем мне удалось поспать всего 2,5 часа, а день начался с прощания с человеком, хоть и не близким, но таким, о котором вспоминаешь с теплом. И эта постановка так «легла» на душу, что по ее окончанию, когда многие зрители бурно восхищались и кланялись актерам (в прямом смысле!), лично мне хотелось помолчать и посидеть тихо, подумать. Лично мне больше всего понравилось исполнение песен Анной Пак, хотя Бригада Туровска – ее труд, ее талант и ее актерская работа – прекрасны. Но именно тонкое исполнение похожих на молитвы песен на старославянском и самой молитвы «Отче наш» (которую вроде каждый из нас знает наизусть), словно укутало меня теплым одеялом нежной заботы, дарующей веру в светлое и вечное, непременно существующее если не на Земле, то на небе — точно. Осознание этого тронуло меня, и эти воспоминания теперь останутся со мной.
Спектакль «Поверх барьеров», литературный театр «Диалог» (Нью-Йорк)
На спектакль «Поверх барьеров» литературного театра из Нью-Йорка «Диалог» я шла, не ожидая ничего особенного, исключительно из личных соображений: не могу сказать, что я люблю Пастернака, хотя и есть отдельные произведения, которые я знаю наизусть просто потому, что уважаю его творчество. Каюсь, я не самый большой поклонник «Доктора Живаго», а первая ассоциация с творчеством писателя невольно рождает в голове воспоминания о том, как слегка подвыпивший герой Мягкова, в пылу жаркой попытки приударить за «товарищем Калугиной Прокофьей Людмиловной», декламирует ей горькое «Любить иных – тяжелый крест…» 😊
«Лихо начали!» — невольно подумала я, когда главный герой вышел на сцену и начал со стиха «Во всем мне хочется дойти до самой сути…». Пожалуй, это одно из тех немногих стихов, не знать которые нельзя. То самое, сильное, трогающее. И начать с него – серьезная заявка на то, что дальше должно быть не просто не слабее, а, как в спорте, — сильнее, быстрее, выше.
Нет смысла рассказывать сюжет. Я бы описала его как «Борис Пастернак и его женщины в жизни и творчестве». Но поставлено так, что невольно начинаешь смотреть на жизнь и творчество иными глазами, проникаешься этими качелями, раскачивающими эмоции от юношеского восторга и обожания до зрелой тоски и отчаяния. Я давно не плакала на постановках: мой аналитический ум, заточенный работой на анализе происходящих событий, привык отстраняться от сцены, смотреть на все глазами стороннего наблюдателя, оценивая в первую очередь фактическое, а не эмоциональное. Но тут почему-то не получилось и слезы смахивала украдкой, как девочка в детском саду – «не увидел бы кто, а то как-то неудобно, взрослая ведь…» Изумительно подобраны слова: стихи, письма, проза, песни… С тонким вкусом — музыка. Это нужно и важно слышать, и слушать.
Лично мне очень понравилась игра актеров. Рустем Галич в роли Бориса Пастернака оказался для меня именно таким, каким я почему-то всегда себе Пастернака и представляла: несколько эгоистичным, ищущим «земной» любви, которая помогла бы ему освободить себя от жизненных сложностей, но не способным остановиться, ведь он «не умел увлекаться слегка». Меня покорила Лиза Каймин в роли Зинаиды Нейгауз, второй жены Пастернака, ушедшей ради него от мужа, любовью которого дорожила, но потеряла, при этом четко понимающей, за что ей это наказание выпало. Евгения Оруджаева (в роли первой жены Пастернака Евгении Лурье) с ее восторженными глазами юной девы, очарованно смотрящей на великого поэта, и Снежана Чернова (в роли Ольги Ивинской), преданно терпевшая все невзгоды арестов, — прекрасны. Завершающий аккорд — песня, слова для которой написал сам Евтушенко, в исполнении Сергея Побединского — трогает до глубины души.
И когда в конце Валерий Яков – главный редактор журнала «Театрал» — спросил, есть ли у кого-то из присутствующих в зале вопросы или кто-то хочет сказать пару слов, поделиться впечатлением о постановке, мне было странно, что все вдруг притихли и словно на уроке, когда учитель вызывает к доске, скромно сидят, потупив взгляд… а мне было сложно молчать! 😊 Набравшись смелости, я подняла руку и сказала то, что чувствовала: что уважала Пастернака, но никогда не любила, что какие-то вещи знаю наизусть. Но сегодня, хотя я редко говорю, что что-то люблю, а тем более публично, я благодарю Рустема за то, что влюбилась в него, в его Бориса и в нашего Пастернака. И что мне обидно до слез, что я не смогу привести на этот спектакль своих любимых людей, потому что этой постановки больше не будет, так как сегодня – единственный вечер, когда ее можно было посмотреть.
Режиссер и драматург Андрей Маркович Максимов охарактеризовал эту постановку как «Хорошую историю о плохом человеке», парировав мне, мол, как можно влюбиться в такого человека, ведь этот человек не хотел брать на себя никакой ответственности, бросил первую жену, обидел вторую, сделал любовницей женщину, которая пострадала из-за связи с ним… А я не сдержалась и ответила: «Русские женщины любят плохих мужчин!» 🙂
Наша склонность к самопожертвованию граничит с безумием, а любовь может претерпевать многие муки, не угасая. Но сегодня я увидела в Пастернаке Рустема что-то, что позволило почувствовать, что именно (возможно!) могло так привлекать, однако словами это не высказать, это можно только попытаться прочувствовать, посмотрев постановку снова. А может быть, даже снова и снова…
И мне действительно очень жаль, что я не могу просто купить билет на ближайшую дату, когда будет еще раз этот спектакль, сказав родному человеку: «Ты должна это видеть обязательно! Мы идем и смотрим! Без вариантов!» — пойти и посмотреть еще раз. Но зато у меня появился стимул заработать на поездку в Нью-Йорк для себя и любимой мамы, чтобы и у нее появился шанс это увидеть.
А пока этого не случилось, я скромно надеюсь, что, может быть, нам все-таки повезет и они приедут на гастроли в Россию еще раз😊 Во всяком случае, я буду очень этого ждать!
Любовь Иванова
Фото: Яна Овчинникова/пресс-материалы, Eclectic
Метка журнал «Театрал», Театр, Театр МОСТ, фестиваль
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
О войне от первого лица
В Театре Наций ко Дню Победы прошел спектакль-посвящение «Моими глазами». Это монологи о Великой Отечественной войне от лица самых разных героев. Создатели спектакля рассказали о том, что для каждого из них означает участие в этом проекте.
-
Евгений Миронов и Чулпан Хаматова изменили мир
Это история не про политику, а про удивительную семейную пару, которой было суждено изменить мир и во многом опередить своё время. Про их любовь, мечты и разочарования.
-
Звезды сошлись: Федор Шаляпин и Юджин О’Нил встретились в Москве
С первой и до последней минуты спектакля мы понимаем, что перед нами разворачиваются драмы двух гениев, которые могли бы соединиться в творчестве, но, увы, звезды не сошлись .
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.