Авторитетное жюри определит число финалистов, попавших в «ТОП-10» номинаций Девятого Межрегионального творческого фестиваля славянского искусства «Русское поле» до 20 августа. Финал фестиваля и гала-концерт пройдет в онлайн-формате 29 августа 2020 года и будет транслироваться со сцены Московского государственного академического театра танца «Гжель» с прямыми включениями из всех регионов, чьи представители выйдут в финал.
В этом году для участия в «Русском поле» подали свои заявки представители 57 регионов России и 6 стран СНГ и Европы. Лучшие творческие коллективы, ремесленники, представители туристической отрасли в своих номинациях будут бороться за главный приз — «Перо жар-птицы».
Жюри определит победителей и призеров в 6 конкурсных номинациях: «Лучший хоровой коллектив», «Лучший хореографический коллектив», «Лучший инструментальный коллектив», «Лучшее сказочное посольство», «Лучший туристический этно-маршрут», «Лучший народный мастер», а ещё двух обладателей «Приза зрительских симпатий» выберут интернет-пользователи по итогам «народного голосования» на сайте фестиваля.
Как отметили в Департаменте национальной политики и межрегиональных связей города Москвы, в этом году фестиваль «Русское поле» станет уникальным по масштабу, формату и числу участников. Он будет посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. «Фестиваль растет географически, и в этом году оргкомитет фестиваля получил заявки от 2158 участников, среди них, впервые от 4 зарубежных стран – Австрии, Армении, Польши, Эстонии, а также из Луганской Народной Республики. Традиционно свою делегацию представит Республика Беларусь. Онлайн-трансляция финала и гала-концерта Фестиваля пройдет со сцены Московского государственного академического театра танца «Гжель». Девизом фестиваля стал слоган: «Нашим врачам – от благодарной Москвы и всей России!». Именно московские врачи станут специальными гостями фестиваля» — отметила руководитель Оргкомитета фестиваля Маргарита Железнова.
В рамках фестиваля отметят юбилеи известнейшие народные промыслы: Федоскинской лаковой миниатюрной живописи исполняется 225 лет, а Жостовской декоративной росписи — 195. В честь юбилейной даты мастера из Жостова завершают создание уникального «царь-подноса» — самого большого декоративного блюда в России, весом 84 кг и размером 2.10 х 1.50 м. До этого момента самым большим считался поднос размером 80х65. Руководство Жостовской фабрики уже подали заявку на Рекорд в Книгу Рекордов России и в Книгу рекордов Гиннеса.
Царь-поднос начали изготавливать в Жостово с середины марта. Эскиз подноса разработал главный художник фабрики и заслуженный художник РФ Михаил Лебедев. Шесть мастеров отливали и грунтовали заготовку из стали толщиной 5 мм. Затем работы были приостановлены из-за пандемии и мастера приступили к работе только в июле. Процесс изготовления подноса технологичный и все стадии должны быть соблюдены по времени. Росписью занимаются 23 художника фабрики и это тоже нелегко: у каждого из них свои особенности и манера письма, но необходимо уловить общую направленность и создать единую гармоничную работу. Сложность при изготовлении такого подноса состоит еще и в том, что не существует такого размера печи, где можно сушить поднос после каждого слоя росписи – а их по технологии четыре. Поэтому поднос будет сохнуть в естественных условиях – сколько на это потребуется дней никто не знает и зависит от погоды и влажности. Кроме этого, мастера фабрики обычно расписывают подносы, держа их вертикально на коленях — это позволяет не смазать руками нанесенный уже орнамент. А огромный царь-поднос пришлось установить вертикально на стойке и мастера расписывают его непривычно стоя. Мастера там потомственные, многие трудятся семьями не один десяток лет. Для фабрики это дело чести – в свой юбилейный год изготовить самый большой поднос в мире.
По словам партнера фестиваля «Русское поле» Андрея Климачева, генерального директора Жостовской фабрики декоративной росписи, «сейчас хорошо отлажены все маркетинговые механизмы по реализации сувенирной продукции. Работают соц сети, в Москве открыт большой магазин фабрики, работает интернет-магазин, где можно заказать и елочные игрушки, фарфоровую и стеклянную посуду, украшения, платки, а также индивидуальную декоративную роспись любого предмета. Фабрика сотрудничает с дизайнерами и делает даже дизайн интерьеров с использованием своей фирменной росписи».
Интересна история возникновения росписи в 1800 году в Жостово и соседних деревнях, где сначала писали пейзажные мотивы на лакированных изделиях из папье-маше. А затем братья Вишняковы организовали свои мастерские по росписи металлических подносов. Дата их основания — 1825 год и считается основанием жостовского ремесла. Сама же фабрика в ее современном виде появилась в 1960 году. Традиционный черный фон подноса был не всегда – это влияние Востока. Для него использовалась сажа, как недорогой пигмент, который всегда был доступен в деревнях на Руси, очень хорошо обрабатывался и смотрелся торжественно. В музее фабрики можно увидеть старинные подносы с росписями на зеленом, желтом, золотом, голубом, коричневом и красном фонах – такие подносы в крестьянском быту радовали глаз своей яркостью и расписывались к Христианским праздникам. Есть здесь и дорогой поднос с инкрустацией перламутром и расписанный в особой технике «по-сквозному» с использованием патали. Способ росписи «по сквозному» заключается в использовании лессировочных (прозрачных) красок. При этом многочисленные живописные слои накладывались на грунт из порошков алюминия, бронзы, сусального золота (патали) или перламутра, чем создавался эффект объема и свечения красок. Особым стилем писания создавались пейзажные, жанровые, портретные росписи подносов, но в 1930 году закрепилась и стала превалировать цветочная тема, которая и сделала жостовскую роспись знаменитой на весь мир. Хотя иностранцы и не могут до конца понять и оценить красоту особенной цветочной росписи, но с удовольствием приезжают на экскурсии в музей при фабрике в деревню Жостово. Наши же соотечественники могут иногда растрогаться до слез при виде такой красоты, которая уже давно стала визитной карточкой России.
«Жаль, что российские туроператоры не возьмут себе на заметку, при организации поездок по достопримечательностям России, опыт Турции и Греции, где туристов обязательно и целенаправленно везут на определенные фабрики: текстиля, духов, ювелирки и прочие. Этот опыт способствовал бы большему узнаванию России, ее традиций и помогал фабрикам финансово выживать в непростых экономических условиях», – посетовал генеральный директор Федоскинской фабрики миниатюрной живописи, где изготавливают традиционную лаковую шкатулку с росписью, которая в год своего 225-летнего юбилея тоже стала партнером славянского фестиваля «Русское поле».
Организатором «Русского поля» девятый год подряд выступает Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы. Он проходит в столице каждое лето и объединяет людей разных поколений, национальностей и вероисповеданий. В прошлом году на «Русское поле» приехали более двух тысяч участников из 59 регионов России, а также из Республики Беларусь. Гостями фестиваля стали свыше 150 тысяч человек.
Евгения Стрига
Фото: Евгении Стрига
Метка Жостово, Русское поле, фестиваль
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Не покидай свой фестиваль
В Сочи завершился очередной фестиваль под руководством Юрия Башмета.
-
«Звездою Севера явись…»
Для каждого музыканта важно найти его неповторимый путь в музыке, чтобы состояться. Юрий Башмет расширяет количество музыкальных фестивалей в регионах России.
-
Под славным именем маэстро Юрия Башмета
Фестиваль прошел на высоком уровне, и его посетило более двух тысяч зрителей.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.