Джордж Оруэлл написал в своем романе «1984»: «Кто управляет прошлым, тот управляет будущим; кто управляет настоящим, тот управляет прошлым». Что ж, самое время задаться вопросом – откуда мы узнаем о предыдущих временах? Из учебников, из фильмов, из рассказов родственников. Человек познает прошлое своей страны, посещая разнообразные выставки и экспозиции. Мы встретились с директором Государственного исторического музея Алексеем Левыкиным и поговорили о прошлом, настоящем и будущем, художнике Александре Герасимове, Сталине, возвращении в СССР и многом другом.
Алексей Константинович, что представляет собой Государственный исторический музей сегодня?
Во-первых, это главное здание исторического музея с основной экспозицией, рассказывающей об истории цивилизации, существовавшей на территории нынешней Российской Федерации. Мы обладаем прекрасными коллекциями и экспонатами, которые посвящены территориям, входившим в СССР. Здесь и Грузия, и Украина, и Прибалтика и Средняя Азия. Во-вторых, это комплекс бывшего музея В.И. Ленина, где сейчас расположен Музей Отечественной войны 1812 года и выставочный центр ГИМа площадью более тысячи квадратных метров. В музейный комплекс входит и знаменитый Покровский собор на Красной площади, и палаты бояр Романовых. Кроме того, исторический музей имеет целый имущественный комплекс на Измайловском острове. Там располагается наш реставрационный центр. ГИМ – это более пяти миллионов экспонатов и пятнадцать миллионов листов документов. Некоторые наши коллекции сопоставимы с хранилищами целых музеев. Достаточно сказать, что в отделе изобразительного искусства находится около трехсот тысяч экспонатов. Примерно столько же составляет коллекция отдела тканей. Богатейшие коллекции отдела дерева и отдела металла. Также необходимо сказать о тридцати тысячах единиц хранения в отделе драгоценных металлов, полуторамиллионной коллекции археологических памятников и почти такой же коллекции нумизматики, ценных бумаг и орденов. В общем, наш музей представляет собой фундаментальное хранилище, рассказывающее обо всех аспектах истории российского государства.
Можно ли назвать какие-то экспонаты наиболее ценными?
С точки зрения музейных работников, любой экспонат представляет собой огромную ценность. И очень часто она не определяется количеством драгоценных камней или ценностью металла, из которого сделан предмет. Все дело в его уникальности и исторической ценности. Как, например, определить ценность пера, которым было подписан документ, положивший конец крепостному праву? Или ценность сабли Наполеона, прошедшей запутанный путь в истории? Это оружие поучаствовало не только в революционных событиях во Франции на рубеже XVIII-XIX веков, но и в российской революции. Также сложно оценить комплекс, состоящий из личных вещей Ленина и Сталина – подобных экспонатов в других музейных собраниях просто нет. Я уже не говорю о таких уникальных археологических памятниках как Бородинский клад эпохи бронзы аналогов которому не существует. И подобных коллекций у Исторического музея очень много.
Как в музее обстоят дела с мультимедийной составляющей?
Наши временные выставки сопровождает целая мультимедийная система. Очень хорошую информационную поддержку имеет Музей Отечественной войны 1812 года. Мне даже сложно предположить, какой культурный объект в нашей стране, кроме Музея толерантности, так же хорошо оснащен технически. Что касается нашей основной экспозиции, то буквально на днях мне будет представлена программа создания единой информационной системы, которая будет размещена в залах музея.
Расскажите поподробнее об этой системе.
Люди в зале смогут подойти к монитору и получить подробную информацию о том или ином историческом периоде, а также о конкретных экспонатах, представленных в экспозиции. Планируется, что посетители будут иметь возможность скачать приложение с экскурсией по музею на любое мобильное устройство.
А сейчас у музея вообще есть мобильное приложение?
Сейчас приложение проходит предварительную стадию тестирования в залах музея.
По какому принципу отбираются выставки для музея?
Вы знаете, у музея очень сложный принцип отбора выставок. Во-первых, у нас богатая история, в которой очень много дат. Иногда довольно трудно расставить приоритеты. Но мы как исторический музей не имеем права пропускать такие события как, например, 70-летие Победы или столетие начала Первой мировой войны. Кроме того, мы пытаемся знакомить наших граждан с культурой других стран. В этом году постараемся показать коллекции из музея китайской провинции Шэньси. В конце года представим выставку уникальных памятников античности из собрания Музея археологии Афин. Но наша основная задача — показ собственных замечательных коллекций.
Для Государственного Исторического музея существуют запретные темы?
Наверное, единственный запрет для нас – это темы, ставящие под сомнение общепринятые морально-нравственные принципы. Есть некоторые ограничения по публикации перемещенных ценностей. Сейчас, например, будет выставка «Королевские игры», где музей представит некоторые предметы, оказавшиеся у нас из Берлинского Цейхгауза. В этом случае мы получаем разрешение Министерства культуры на показ. А так мы каких-то особых ограничений по выставочной деятельности и чьего-то давления на себя не испытываем.
То есть внешняя или внутренняя политика государства не может диктовать вам содержание выставок?
Дело в том, что сейчас мы все видим определенный идеологический курс нашего правительства, направленный на изучение истории, воспитание патриотизма и искренней любви к Родине. Такая позиция нам очень близка. В девяностые годы нам всего этого катастрофически не хватало. Критических выступлений тогда было очень много, в том числе, и не очень разумных. И в том числе от людей, которые всегда жили хорошо – и при советской власти, и до нее и даже после. Так что сегодняшняя позиция государства, направленная на поддержание интереса у отечественной и истории и культуре, нам крайне близка.
Москва до сих пор помнит небывалый ажиотаж вокруг выставки Валентина Серова в филиале Третьяковской галерее на Крымском валу. Насколько, по вашему мнению, глубок интерес россиян к своей культуре и истории?
Тот факт, что люди в мороз стояли на улице, чтобы увидеть полотна Серова, говорит об определённых запросах общества. Хотя меня иногда удивлял этот ажиотаж, поскольку большую часть выставки можно увидеть на экспозиции Третьяковской галереи всегда и без особых очередей. Тем не менее, случившееся говорит об очень разумной рекламной политике и грамотной работе со СМИ. Директором Третьяковской галереи в 2015 году стала Зельфира Исмаиловна Трегулова, с которой мы вместе проработали очень много лет. Она профессионал высочайшего класса, особенно в области выставочной политики. Ее огромный опыт уважают не только у нас, но и за рубежом, поэтому назвать этот успех случайным нельзя. Потом, знаете, иногда происходят очень странные вещи. У нас была выставка «Русские и немцы: 1000 лет истории, искусства и культуры», которая в России особого ажиотажа не вызвала. А вот когда ее даже в усеченном варианте привезли в Германию, то в Берлине экспозицию за три месяца посетило более ста шестидесяти тысяч человек. Это говорит о том, что такой высокой культуры по посещению музеев как во всем мире, у нас пока нет. В тот же Метрополитен музей или Британский музей по выходным дням выстраиваются очереди вне зависимости от того, показывают там какие-то новые экспонаты или нет. Еще, удивляет то, что в Западной Европе беспроигрышным вариантом считается организация археологической выставки. Для нас, возможно, эта тема более сложная для восприятия, поэтому посетителей приходит не так много. Зато, с другой стороны, в России популярны выставки произведений живописи. Это хорошо видно по работе не только Третьяковской галереи, но Государственного Эрмитажа, ГМИИ им. Пушкина, Русского музея и других. Интерес к музейным проектам растет, растет и посещаемость музеев. После ежегодного снижения посещаемости в начале 2000-х, последние три года в Историческом музее она растет очень хорошими темпами. Сейчас нас посещают более миллиона человек в год. Это уже хорошо, особенно если учесть, что ГИМ первым делом обращен к россиянам – иностранцев среди наших гостей всего пять процентов. Поэтому мне кажется, что сегодняшний интерес нашего общества к собственной культуре и истории вполне искренний и глубокий.
То есть нынешним положением музея вы довольны?
Судя по тем отзывам, что мы получаем, россияне любят Исторический музей, который наравне с Покровским собором стал одним из символов нашей страны. Всегда приятно осознавать, что музей ценят и уважают. С другой стороны, хочется, чтобы количество посетителей, особенно из регионов, увеличивалось. Это общегосударственная задача, и чтобы ее решить, нужно совершенствовать нынешнюю систему внутреннего туризма. Ну, и, конечно же, перед нами стоит задача непрерывного развития музейного комплекса, постоянного поиска новых форм взаимодействия с посетителями,
Музей часто получает отзывы от посетителей?
Очень часто люди, посетившие музей, пишут нам письма, потому что они увидели что-то, связанное с историей их родного города или семьи. Много писем пришло, когда мы сделали выставку на тему Первой мировой войны. Люди отправляли фотографии из семейных архивов и рассказывали очень личные истории об участниках той далекой войны. А письма с историями приходят в музей постоянно. Всегда приятно получать отзывы от людей, которые тесно связывают свою жизнь, историю своей семьи с историей государства.
Сейчас в ГИМе идет выставка «Александр Герасимов. К 135-летию художника». Известно, что этот человек был любимым живописцем Сталина, который является весьма спорной личностью…
Слушайте, тогда вопрос на вопрос. А Сталин — личность спорная с какой точки зрения?
С точки зрения оценки его действий.
Исторический музей и существует для того, чтобы люди, приходя сюда, смотрели на экспонаты и сами оценивали свою историю – ее героические события и кровавые преступления. Вы знаете, кто запретил показывать Сталина? Великий «демократ» Никита Сергеевич Хрущев. И Сталин исчез отовсюду: с площадей, с картин, из музеев. От этого что, лучше стало? Или его забыли? Нет… И сейчас молчать о Сталине нельзя. Тот период нашей истории крайне сложный и противоречивый. С одной стороны, это время трагедий русского и других народов, населявших Советский Союз, а с другой – время великих побед. О победах надо говорить как о заслуге народов, которые сумели достичь определенных высот вопреки тому, что с ними делали. Рассказывать и о происходивших тогда преступлениях власти тоже нужно. Выставка Герасимова с этой точки зрения очень интересная. Герасимова учили рисовать великие русские художники – Коровин, Серов, Архипов. И вряд ли нужно отрицать, что этот живописец создавал действительно полотна высокого уровня. Достаточно вспомнить знаменитую композицию «Ленин на трибуне», с которой началась его карьера. При этом Александр Герасимов создавал и произведения, далекие от политики и идеологии. Эту выставку нужно посетить, чтобы лучше понять ту эпоху. История есть история, она сослагательного наклонения не имеет. Если мы будем все время говорить, что Сталин страшный человек, лучше страницы тех лет все равно не станут. Надо честно показывать и Сталина, и Ленина, и Молотова, и Троцкого. И тех, кто против них боролся, хотя их число было не столь высоко, как количество сегодняшних критиков.
Ну, на картинах Герасимова Сталин представлен только положительно…
Да, Герасимов изображал Сталина. Ну и что? Надо прийти на эту выставку и увидеть там интересные полотна. Можно посмотреть на удивительную «виртуальную» картину под названием «Торжественное заседание к годовщине октябрьской революции 7 ноября 1942 года». Этого заседания вообще не было! Понимаете? Как факт оно отсутствовало. А картина есть. И вот чтобы понять ту эпоху, надо все это увидеть. На этой выставке не Сталин! Вон, пожалуйста, откройте интернет – там Сталина гораздо больше и в плохом, и в лучшем виде. А это выставка, посвященная Ге-ра-си-мо-ву, который был одним из талантливых художников той эпохи. Да, возможно, он был двуличным человеком. Все это отражено на выставке.
Но факт остается фактом — многие люди до сих пор остро реагируют на Сталина. И в том числе на его портреты.
Это личное дело каждого. Но вне зависимости от того любят Сталина или нет, он имеет место быть в истории вообще и в истории искусства в частности. А что, нужно сделать то же самое, что было при Никите Сергеевиче Хрущёве? Вырезать его из фильмов и песен? Вырезали, ну и что? Из мавзолея вынесли. Но из жизни людей Сталин не ушел, и сейчас не уходит.
Так почему же Сталин не уходит из жизни людей?
Потому что работать надо больше и меньше заниматься обсуждением этого вопроса.
Если я вас правильно понимаю, вы хотите сказать, что чем больше мы о Сталине вспоминаем, тем дольше он живет?
Совершенно верно. Вы правильно меня поняли.
На сайте Государственного Исторического музея про выставку Александра Герасимова написано следующее: «И хотя его картины не отражают советскую реальность тех лет, мы найдем в них нечто более интересное – историю советского воображения, систему идеологических символов, читаемые «иконы», которые должны были в традициях русского авангарда сформировать образ «нового человека». Что это за образ?
Это же очень просто. Образ человека физически здорового, смелого, талантливого, красивого. Образ, который мы постоянно видим в кино и на живописных полотнах того времени. Кстати, такие истории происходили не только у нас. Однажды во время реализации одного из выставочных проектов мне удалось побывать в небольшом американском городе Топика, который является столицей штата Канзас. И в местном Колизее нам показывали достопримечательности, среди которых была яркая запоминающаяся картина. На ней изображена высокая пшеница, трактора, откормленные свиньи, красивые девушки и белозубые молодые люди. Человек, который нам ее показывал, сказал: «Представляете, эту гадость написали в 1953 году, когда в Канзасе был голод». Соцарт чистой воды! А если мы обратимся к фашистской Германии? Там было то же самое, что и у нас. Такова была мировая тенденция, просто в СССР она принимала свою форму.
И все-таки я хочу понять. Почему, несмотря на размах репрессий, личность Сталина получала положительную оценку? А среди определённого круга лиц получает и сегодня.
Наверное, за счет того, что сама идея была хороша. Идея всеобщего блага, мира. Я тоже был октябренком, пионером, комсомольцем, состоял в партии. Но когда становился взрослее, уже понимал, что не все так гладко. Любое время надо стараться оценивать четко. Преступления называть преступлениями. Победу – победой. И хорошо бы говорить, что авторами этих побед были не Сталин и не Молотов – они просто руководили государством, и их ошибки были крайне дороги нашей стране. В конечном итоге за все, что происходило, платил народ. Платил кровью, потом, свободой, жизнью.
Неоднократно высказывались мнения, что русский народ сам тянется к диктатуре и добровольно возводит на трон диктаторов. Что вы, как кандидат исторических наук, думаете по этому поводу?
Это глупости. Я думаю, что есть вещи, связанные с определенным образовательным уровнем. Ну, представьте себе, страна вошла в эпоху революции наполовину безграмотной. Уровень социальной жизни был крайне низок. Да и размер территории, который при неразвитости демократических традиций требовал достаточно жесткой вертикали власти. Но вообще заявления о тяге русского народа к тирании – это просто абсурд.
Но это мнение все равно периодически высказывается некоторыми историками и публицистами.
У нас было два случая, когда так называемые западники пытались исправить ситуацию в России. Первый раз это произошло в 1917 году. Те люди, которые делали Великую Октябрьскую социалистическую революцию, были западниками. И если вы посмотрите работы Ленина, то увидите там пренебрежение к русскому народу в отношении его (народа) тяги к диктатуре. Второй раз – это трагедия девяностых годов. Я считаю опыт западников неудачным в обоих случаях. Надо развивать традиционные формы своей цивилизации, культуры, нравственности и связывать их с наилучшими мировыми достижениями. А это сложнее всего, поскольку мы всегда становимся жертвой двух крайностей. Когда, с одной стороны, прибегает одна часть населения и говорит, что все надо переделать. Там, за сто дней капитализм и все такое. Потом ничего не получается, и они говорят, что не виноваты. Потом приходит другая часть и начинает критиковать предыдущих. Лучше — спокойное стабильное развитие, которого нам всегда не хватало. Надо сконцентрироваться на нормальной жизни для своих детей и внуков. Тогда у нас все получится. А если мы бесконечно будем тратить время, разбираясь хороший Сталин был или плохой, ни к чему хорошему это не приведет.
То есть Вы считаете, что нужно брать положительный опыт западной цивилизации и пытаться соединить его с нашей ментальностью?
Нет. Я говорю, что надо жить в соответствии с теми традициями и моральными принципами, которые у нас есть. Совершенствуя их, отказываясь от плохого, и развивая хорошее. И, конечно, стараться брать лучшее из того, что существует во всем мире. А если через каждые двадцать-тридцать или даже пятьдесят-семьдесят лет все «обнулять», ничего хорошего не выйдет.
В последнее время все чаще звучат разговоры о том, что Россия возвращается в Советский Союз или вообще пытается возродить Империю.
Империю нельзя возродить. Потому что Советский Союз империей не был. Это уже использование терминологии наших противников. Советский Союз был государством, построенным на союзном принципе. Кстати, это и сыграло с ним злую шутку, поскольку союзный принцип был сформирован на коммунистической идеологии. Исчезла она — исчез и принцип «Пролетарии всех стран, соединяйтесь». И страна развалилась. Также было и при Николае II. Когда он снял с себя корону, то сразу прекратил быть и великим князем Лифляндским, и великим князем Финлядским, и царем Польским и прочее. Именно это развалило государство. Я считаю, что в империю мы не вернемся.
А в Советский Союз?
И в Советский Союз мы, к сожалению, не вернемся. Как бы этого ни хотелось.
Именно к сожалению?
А почему нет? Он был не так плох. И до сих пор, между прочим, культурные связи между нынешними независимыми государствами поддерживаются за счет тех дружеских отношений, которые могли сформироваться только в рамках Советского Союза. У меня были и есть друзья азербайджанцы, армяне, украинцы. И многие из них, сегодня занимая определенные посты, помогают в сохранении и развитии культурных связей между нашими странами. А чтобы сегодня воссоздать СССР, нужно разработать такую же идеологическую систему как марксизм. Только вот людей, способных на это сегодня, думаю, нет.
Текст: Дмитрий Веселов
Фото: пресс-служба Государственного Исторического музея
Метка Интервью, Исторический Музей
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
История успеха Маргариты Коковиной в рамках проекта IDI FASHION
Маргарита является основательницей бренда Florany Marg, эко-активисткой, финалистом II Всероссийского конкурса IDI FASHION и преподавателем дизайна и иллюстрации детского технопарка «Косыгин Парк».
-
Юбилейный фестиваль в неюбилейное время
В этом году Зимний международный фестиваль искусств в Сочи артистический директор Юрий Башмет был не только юбилейный, пятнадцатый, но и в очередной раз доказал, что искусство спасает всегда.
-
«Звездою Севера явись…»
Для каждого музыканта важно найти его неповторимый путь в музыке, чтобы состояться. Юрий Башмет расширяет количество музыкальных фестивалей в регионах России.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.