Писатель Елене Янге – пример прекрасной неутомимой женщины, которая с годами становится только очаровательней. Ее сила – в мудрости и мягкости, любви к миру и даже чуть восторженном его восприятии. Возможно, поэтому так много у неё вдохновения: книги Янге выходят в печать одна за другой, а читатели выстраиваются в очередь за автографом на ее авторских встречах. Причем, публичный успех к ней пришел в старшем возрасте и она категорически не согласна с тем, что он сопутствует только молодым. Себя Елена Янге считает young old — «новой старшей». А как стать таким же востребованным и счастливым «новым старшим», она рассказала в своем интервью.
Елена, для вас словосочетание «старший возраст» — это опыт, мудрость или разрыв социальных связей и некий социальный штамп?
Поскольку я – писатель, у меня ассоциативно возникает образ. Если бы я описывала старший возраст, я бы обязательно вообразила бордовые высокие сочные розы с большими шипами. В моем представлении старший возраст – это очень красивый возраст, и сочные бордовые розы – это зрелая красота, а шипы- это проблемы, которые появляются в старшем возрасте: стареет тело, ум нередко мыслит стереотипно и на него влияет очень много внешних факторов. Людям старшего возраста больно из-за проблем, и они в ответ выпускают «шипы». Это их защита: от внешнего мира, от приближающейся старости, от глубокой старости.
В подростковом возрасте люди тоже «выпускают шипы»…
Верно. Жизнь развивается по спирали. Неслучайно говорят, что старик похож на ребенка. А старший возраст, предшествующий старчеству, похож на подростковый.
Для вас новый этап жизни как раз в старшем возрасте начался, когда вы реализовали себя в новом амплуа писателя. Благодаря чему так вышло?
Я долго преподавала в лицее. Мировое хозяйство, экономику и так далее. И вот когда я своим ученикам рисовала пирамиду Маслоу, говорила: «Внизу физиологические потребности, да. Дальше идут потребности в любви, в дружбе, в защите. И вот мы поднимаемся по этой пирамиде вверх и видим маленький треугольничек – это самореализация. Поднимайте планку как можно выше! Опустить вы ее всегда успеете. Потому что, если вы заберетесь на вершину этой пирамиды, попадете вот в этот треугольник, почувствуете вкус вот этой самореализации, вы поймете, что слаще ничего в жизни нет!».
Я думаю, что по большому счету человек вообще родился для того, чтобы творчески самореализоваться. Я это поняла уже в зрелом возрасте и именно тогда ушла в писательство. До этого я преподавала и писала, преподавала и говорила, преподавала и сочиняла. Но такой широкой аудитории, как сейчас у меня не было. Теперь же появилась очень большая аудитория.
Ну а катализатором для принятия решения было рождение внучки. Она появилась на свет как раз в год, когда я должна была выйти на пенсию. Я вся была в творческих планах, подала документы на Лужковскую премию. Но когда родилась маленькая и девочка, и встал вопрос, кто с ней короткое время посидит, я поняла, что должна пожертвовать преподавательской карьерой. А дальше все само собой сложилось: я получила свободное от преподавания время, которое дало мне бешеный взлет.
Уходя-уходи? А как же социальные связи?
А они не потеряны. Наоборот. Со своими бывшими учениками я продолжаю общаться. В жизни и в социальных сетях. Но сегодня, шагнув за рамки одного только преподавания, я только расширила свои горизонты.
А ваш читатель. Какой он?
Совершенно неожиданно для меня, я пошла по двум направлениям. Первое – современная взрослая проза. Романы «Миражи в Лялином переулке» и «Транс» написаны для взрослых. Обе книги были в ТОП-100 Международной ярмарки интеллектуальной литературы Non/Fiction в 2017 году. «Транс» стал лауреатом двух международных премий.
Второе направление – детская литература. Я — член Международного общества детских писателей, Творческого объединения детских писателей России. Я иду по направлению детской прозы, поскольку у меня внучки и мне это интересно. Пишу сказки, сказочные повести. В этом году, кстати, выйдет новый роман для аудитории «12+» «Путь радужной змеи» в жанре умное фэнтези. Это будет первая часть трилогии.
А между этими двумя большими направлениями есть еще и сказки-притчи. Они — моя философская позиция, которую можно высказать в краткой форме. Иногда я начинаю с них свои выступления во взрослой аудитории. Весной, когда презентовали фестиваль Young Old, я открыла выступление именно со сказки — притчи о смысле жизни.
Ну а для Вас смысл жизни в чем? В семье, в творческой самореализации?
Я считаю, что для женщины семья всегда будет приоритетом. Потому что женщина -объединяющее начало. И если женщина не будет этого понимать, по жизни она придет не туда, я в этом абсолютно убеждена. Женщина держит связь и с родом, и она отчасти ответственная за будущее этого рода, воспитывая детей, внуков, сохраняя связи со старшими.
Поэтому приоритета у меня два: на первом месте семья, и, на втором как раз творческая самореализация. Просто сейчас, в старшем возрасте, возможность воплотить свои мечты и таланты для меня стала более осязаемой. До этого я думала о каких-то перспективах, чтобы реализовать мечты, а сейчас все получилось.
Вы – «новый старший»? Как себя ощущаете?
Мне нравится словосочетание «новые старшие». Когда впервые его услышала, подумала, что в русском языке не хватает правильных определений возраста, идущего вслед за выходом на пенсию. Потому что, с моей точки зрения, те программы, которые сейчас есть, например, в Москве: «Серебряный Университет», «Московское долголетие», они с одной стороны и правильные, а с другой стороны, они подчеркивают возраст человека. Они, всё-таки, о старости, о досуге, который ближе людям в возрасте увядания.
И это не просто слова. Этой мой личный опыт. В качестве эксперимента я записалась на рисование в нашем районе. У меня есть способности к рисованию и, кроме того, мне хотелось посмотреть на аудиторию — как люди взаимодействуют. Два месяца проходила, и хочу сказать, что это очень грустная картина. Наши совместные занятия, как ни парадоксально, не объединяют. У нас очень хороший преподаватель, которая рассказывает о китайском костюме, о греческм костюме, об египетском костюме, об истории искусств. Но дамы сидят отстраненно друг от друга — каждая сама с собой, рисуют. Это да, увядание. Это грусть. Это просто досуг.
И, как мне кажется, новый фестиваль Young Old — как раз про сообщество. Про новую психологию. Понимаете? Важны не просто занятия, а психология новая. Новое мышление. Новый взгляд на себя. Новые открытия.
Я думаю, что старшим необходимо как следует встряхнуться. В хорошем смысле. А для этого людям надо показать, сколько возможностей существует в мире. Им надо обязательно сказать, что возраст 50+ совсем не финиш. Что это лишь отрезок их пути. И отрезок очень интересный. Где они могут самореализоваться реально. Ведь есть множество примеров, где люди и в 70 лет учат языки, участвуют в спортивных состязаниях, профессиональных танцевальных турнирах, сочиняют музыку, пишут книги, также как я. И в этом смысле «новые старшие» для меня – категория людей, которые могут начать жизнь сначала. Как бы это не звучало пафосно, но новые старшие – это не те люди, которые вступили в возраст, предшествующий закату жизни, а те, которые идут вверх по пирамиде Маслоу к самореализации.
Чтобы подняться вверх немало надо. Прежде всего, оптимизм, наверное…
Оптимизм. И желание приносить пользу. Конечно, это непросто. Иногда у всех опускаются руки. Накатывает грусть. И в этом очень большая заслуга нашего общества, между прочим. Стереотипов мышления. Людям всё время напоминают о возрасте, что часики тикают. Всё время человек осмысливает, что увядание тела связано с увяданием духа. Это совершеннейшее заблуждение! Если человек понимает, что он – это не только тело, а он — это душа, а душа у нас всегда молодая, он не будет стареть.
Но отовсюду мы слышим: человек немолодой, он уже не настолько силен и гибок, не настолько легко обучаем, как в юном возрасте. Это просто как приговор какой-то. Такое мнение давит. Поэтому очень многие люди в старшем возрасте, имея колоссальный потенциал, складывают крылышки, и вот с этой горы, про которую мы с вами говорим, летят вниз. Очень быстро, причем. Понимаете. Им крылья подрезают. Поэтому надо говорить о том, о чем говорят сейчас организаторы Young Old. Надо показывать возможности, знакомить людей друг с другом, надо хвалить и рассказывать о проектах, которые создают в старшем возрасте и о создателях проектов для старших. Например, рассказывать об Игоре Гаваре, который открыл агентство возрастных моделей.
Он мне сказал однажды: «Как же мне нравится смотреть на людей, которым больше 50-ти лет. Какие у них красивые лица!».
И мне тоже приятны эти лица. У старших очень красивые мудрые глаза. В них уже и боли много, и надежды много, и грусти, и любви. Там столько чувств, эмоций, это потрясающе просто! И вот этих людей надо будить, как спящую царевну. Их надо будить, им надо показывать какие-то совершенно новые варианты жизни, и они будут совершать чудеса, будут волшебниками.
Вы идёте на фестиваль – это уже 100%, потому что вы спикер. А еще кого хочется там увидеть, послушать?
Мне интересно послушать всех. И прежде всего, психологов. Ведь они занимаются проблемами людей, вышедших на пенсию, сменивших бурную деятельность на покой, что очень тяжело психологически. Разбудить вдохновение и вернуть смелость, веру в себя этим людям – задача, кстати, не из простых. Но, как мне кажется, помочь в этом могут и психологи, и коллаборация молодых и старших, их совместные проекты.
Немецкий психолог Носсрат Пезешкиан писал: «На пути к счастью нет лифта. Нужно подниматься по лестнице». И, ведь, действительно, нет способа домчаться к частью. Есть ступеньки и ты поднимаешься пешочком по ним. На одной ступени постоял, посмотрел, похвалил себя, сколько ты прошел, и идешь дальше. И каждый день — вверх. И каждый день — вверх, потому что весь фокус в перспективе для людей старших – это движение. Ежедневное движение и всё время — вверх. А для этого надо человека как-то мотивировать. Фестиваль, в том числе, как раз, я надеюсь, будет мотивирующим началом.
И несколько, пара-тройка лайфхаков от Елены Янге. Личных лайфхаков: где вдохновение найти, как двигаться вверх и не бояться?
Первое – это мысли. У Фейербаха есть такое выражение: «Мысль, господа, — мир. Каковы мысли, таков мир». Вот каковы мысли – таков мир, я в этом убеждаюсь на протяжении всей своей жизни. У меня есть ученики, которые в 35 лет уже старые. И есть знакомые, которые в 70 лет, в 75 — молодые. Моей двоюродной сестре 80 лет, она очень молодая женщина. Она ходит за грибами, за клюквой, за брусникой. Она всегда ставит себе огромные задачи и воплощает задуманное.
Второе – чувства. Как известно, у души своеобразный язык, она — это чувства. Она нам всё время подаёт какие-то сигналы. Мы то грустим, то радуемся, обижаемся и так далее. Так вот я считаю, что для того, чтобы человек не старился, он должен помимо мыслей отслеживать свои чувства. Должен уметь слушать душу и пропускать вперёд чувства с очень высокой энергетикой. Такие чувства как любовь, радость, доброжелательность. Тогда он не будет стареть. Я убеждена, что возраста нет. Есть самочувствие. А вот его мы должны сами творить благодаря нашим мыслям и благодаря нашим чувствам.
Беседовала Елена Рыленкова
Фото: архив героя
Метка Елена Янге, Интервью, писатель
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Новая жизнь писателя Юлии Басовой
Вскоре выходит в свет новая книга известного автора «День рождения Марины». Мы побеседовали с Юлией и узнали что нового появилось в её прозе и почему.
-
Поэзия – смысл и звуки
Что значит для поэта «живое слово» рассказывает Андрей Родионов – литератор и ведущий поэтических слэм-конкурсов в Москве
-
Роман Богословский: «Меня вдохновляют депрессивные книги»
Биограф группы «Агата Кристи», известный своими интервью с деятелями культуры писатель Роман Богословский о скандалах в шоу-бизнесе и правильных литературных вкусах
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.