афиша

Фигуративные инсталляции и объекты Жауме Пленсы

В Московском музее современного искусства открылась первая в России персональная выставка испанского художника и скульптора с мировым именем Жауме Пленсы. В Москву автор привез 20 ключевых произведений — скульптуры и инсталляции, созданные за последние 30 лет его творчества.

Мастер из Каталонии получил известность благодаря своим фигуративным инсталляциям и объектам, вписанным в городской и природный контекст. Легкость, прозрачность, «ажурность» при использовании тяжелых материалов, экзистенциальные и трагикоромантические переживания, осмысление себя и окружающего мира — все это художественный код Жауме Пленсы, позволяющий называть его художником ощущений, размышлений и идей. В Москву автор привез 20 ключевых произведений из своей последней выставки в MACBA и выстроил из них выставку-путешествие под кураторством директора музея в Барселоне — Феррана Баренблита.

Проект в ММОМА включает скульптуры и инсталляции, созданные автором за последние 30 лет его творчества. Пленса не считает свою выставку ретроспективной: она, скорее, обозревает его основные авторские концепции. Так, например, вместе с последними работами, «Тишина» (2016 г.) и «Автопортрет с музыкой» (2018 г.), зритель увидит работу «Тервюрен» 1989 года и знаменитую «Firenze II» 1992 года. Последняя — объект в форме вопросительного знака, выполненного из алюминия — станет своеобразной точкой отсчета экспозиции. Такое кураторское решение продиктовано желанием объяснить посетителю позицию автора, а заодно и предоставит ключ к пониманию: по мнению Жауме, скульптура есть лучший способ превратить любое утверждение в сомнение и задать вопрос. Поэтому любой проект Пленсы способен «пробудить» зрителя и вовлечь в размышления.

В своем творчестве автор исследует вопросы бытия: его физической и духовной сущности, связи настоящего и прошлого, взаимоотношений человека и природы. С помощью скульптуры он выстраивает свой взгляд на мир, но без попытки его до конца разгадать. Стремление развивать собственные отношения с миром посредством скульптуры определяет ее формальное решение. Часто Жауме Пленса работает с пространством в крупном масштабе: создавая произведение, вписанное в ландшафт, он задает начало диалога между объектом и окружающей средой, архитектурой и людьми, населяющими данное пространство. Выставка покажет, как в практике Пленсы, чьи монументальные работы можно увидеть на улицах Чикаго, Лондона, Монреаля, Ниццы и Токио, совмещаются фигуративные образы человека и абстракция.

Пленса часто изображает себя в своих скульптурах, входя в контекст собственных размышлений уже в роли участника и наблюдателя и устанавливая контакт с человеком. Одна из самых известных работ, в которой зритель сталкивается лицом к лицу со скульптором, — это «Сердце деревьев» (2007 г.). Другая характерная черта для всего творчества Жауме Пленсы заключается в обращении к произведениям литературы, поэзии, музыки, религиозным трудам и текстам великих деятелей мысли. В частности, работа «Glückauf?» (2004 г.) буквально собрана из текста Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН в 1948 году. Занимая одно из центральных мест в экспозиции ММОМА, она демонстрирует приверженность автора европейским ценностям, и вместе с тем, еще раз обращает внимание зрителя на необходимость соблюдения прав человека и свобод личности и ее защиты.

Основное отличие московской экспозиции Пленсы от той, что была представлена в MACBA — в появлении новых смыслов и диалогов. История особняка ММОМА, его мифы и легенды, анфилады, архитектурные и интерьерные элементы, смотрители и посетители — все, по ощущениям Пленсы, будет влиять на композицию и расстановку скульптур. И для того, чтобы создать единое гармоничное энергетическое поле взаимодействия между объектами и пространством, важно выстроить все по-новому.

Проект «Жауме Пленса» продолжает программу музея по реализации персональных выставок зарубежных художников с мировым именем и поддержке взаимоотношений с международными культурными институциями и посольствами разных стран.

К проекту Жауме Пленсы подготовлены специальные экскурсионные туры для взрослых, детей, а также экскурсии с переводом на русский жестовый язык для глухих и слабослышащих посетителей. Расписание и детали участия можно посмотреть на сайте музея: mmoma.ru.

О художнике: Жауме Пленса (1955 г.) родился в Барселоне, учился в Школе искусств Льоджа и Школе искусств Сант Жорди. С 1980 г., когда прошла его первая выставка в Барселоне, Пленса жил и работал в Берлине, Брюсселе, Англии, Франции и США. В настоящее время живет и работает в Барселоне. Лауреат множества престижных государственных  международных наград.

Куратор выставки  — Ферран Баренблит, директор Музея современного искусства Барселоны (MACBA).

9 июля — 22 сентября 2019
ММОМА
Адрес: ул. Петровка, 25 (метро «Тверская», «Пушкинская»)

Фото: пресс-материалы

[fb-like-button]

Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Выставочный декабрь Москвы

Eclectic традиционно знакомит с афишей выставок в арт-пространствах столицы. Работы художников представлены в разных жанрах и техниках. Куда сходить до...

Великие в кино

Марафон кинопоказов к выставке «Собиратели земель русских» пройдет в Музее кино на ВДНХ

Премьеры на театральных сценах Москвы

Eclectic знакомит с ближайшими театральными премьерами в Театре Вахтангова, Театре «Мост», Театре-студии Всеволода Шиловского и Театре Наций. Зрителей ждет встреча...

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

Большой Московский цирки станет интерактивным и технологичным

Эдгард Запашный прокомментировал грядущую реконструкцию здания Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

В Московский зоопарк привезли детеныша малайского медведя

У мишки черный окрас, на груди — большое белое или рыжее пятно в виде подковы, напоминающее по форме и цвету восходящее солнце.

«Форс в мажоре» в театре «Русская песня»

Премьера самой многообещающей комедии года стартует на сцене Театра «Русская песня». Накануне первого показа 17 сентября прошла пресс-конференция в Hotel...

Лето в Подмосковье. Путешествие к Достоевскому

В июле в Зарайске впервые состоялся фестиваль-путешествие «Достоевский». Семья Достоевского жила под Зарайском, в усадьбе Даровое, и здесь, по воспоминаниям...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Выставочный декабрь Москвы

Eclectic традиционно знакомит с афишей выставок в арт-пространствах столицы. Работы художников представлены в разных жанрах и техниках. Куда сходить до...

Великие в кино

Марафон кинопоказов к выставке «Собиратели земель русских» пройдет в Музее кино на ВДНХ

Премьеры на театральных сценах Москвы

Eclectic знакомит с ближайшими театральными премьерами в Театре Вахтангова, Театре «Мост», Театре-студии Всеволода Шиловского и Театре Наций. Зрителей ждет встреча...

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/