афиша

Ломая стереотипы

10 сентября галерея ARTSTORY представляет новый художественный проект «Борис Маркевич: Я – график», посвященный творчеству выдающегося мастера книжной иллюстрации и акварели.

галерея ARTSTORY, выставка Борис Маркевич

Борис Маркевич – один из тех, кто совершил настоящую революцию в графическом искусстве и в книжной иллюстрации. В экспозицию войдут около 300 работ Бориса Маркевича (1924-2002), созданных на протяжении всей его жизни. Самые ранние из представленных акварелей относятся к 1950-м годам, позднейшая графика – к концу 1990-х. Кроме широкого хронологического охвата, выставку отличает жанровая и тематическая универсальность: акварели, обложки к книгам, шрифтовые композиции, эскизы почтовых марок, книжные иллюстрации – к произведениям Зощенко, Шукшина, Распутина, Пушкина, Булгакова и т.д. Среди них знаменитые иллюстрации к «Мастеру и Маргарите», а также десятки рисунков к рассказам Михаила Зощенко. Включены в экспозицию и рисунки «для себя» – набросанные вроде бы между делом, однако позволяющие глубже понять сущность творческого метода Бориса Маркевича.

Я – график. Значит, акварель написана мне на родуБорис Маркевич

Он окончил графический факультет Московского художественного института имени В.И.Сурикова. Первые его шаги в искусстве совпали с началом знаменитой оттепели – эпохи раскрепощения искусства, поиска новых форм и выразительных средств. Борис Маркевич смело ломал устоявшиеся стереотипы в подходе к оформлению книги. Он отверг господствовавший в то время принцип повествовательного иллюстрирования и предложил свой подход в виде живого, подвижного и энергичного рисунка пером или кистью. В прошлое ушли иллюстрации, похожие на станковые картины, уменьшенные до размера книжной страницы. До «поколения Маркевича» иллюстрации к литературному произведению и книжный дизайн выполняли разные авторы. Он же увидел книгу, как целостный объект, в котором все элементы – от шрифта до иллюстраций – делались одной и той же рукой. В области шрифтового дизайна Маркевич сломал правильные горизонтали строк, резко изменил пропорции знаков, предложив острую, колючую пластику новых буквенных начертаний. К каждой книге художник искал свой пластический ключ. За свою жизнь Борис Маркевич проиллюстрировал и оформил книги многих авторов мировой, русской и советской литературы, таких как Хемингуэй, О´Генри, Диккенс,  Тургенев, Шукшин, а также десятки детских книг.

С 1960 года художник начинает писать акварели, которые сразу привлекли внимание специалистов – прежде всего новаторским подходом к хорошо известной технике. Акварели Маркевича отличает непривычная глубина, густота и «живописность». Обе ипостаси мастера – иллюстрирование и авторская акварель – существовали параллельно, не перетекая одна в другую, хотя часто пересекаясь. Его акварельные пейзажи, натюрморты и интерьеры воспринимаются как колористические сюиты, объединенные философско-созерцательно-медитативным настроением, где фирменным знаком стала математическая выверенность всех элементов цветотональной композиции.

В 1976 году Борис Маркевич с женой – художником Алевтиной Власовой приобрели дом в деревне Глазуново Тверской области, где прожили и проработали целых тридцать лет. Работы того периода напрочь лишены какой бы то ни было «красивости». Они отличаются сдержанным, монохромным, подчас откровенно мрачным колоритом и ярко выраженной скульптурностью, «вещественностью», олицетворяющими сакральную силу земли, почвы. Искусствоведы считают, что Маркевич первым соединил эстетику сурового стиля и технику акварели (до него мастера сурового стиля работали преимущественно в станковой живописи). Невзрачность и бытовая приземленность сюжетов, скудность изображенных интерьеров, прозаичность жанровых сцен открыли зрителю иную – метафизическую ипостась русского космоса, его мощное эпическое начало. Пейзажи Маркевича позднего периода, выполненные уже в новой для художника технике а-ля прима, сочетают в себе экспрессивное начало и одновременно тонкую лиричность, и проникновенность.

Сегодня среди специалистов и коллекционеров особенно популярна серия, где автор в широко прописанную плоской кистью основу включает самые простые, обыденные предметы и детали, выполненные в технике «тонального пуантилизма». Акварельная живопись стала настоящей страстью и лейтмотивом всей жизни художника. Он сразу отказался от художественных фантазий, сознательно приковав себя к натурным впечатлениям.

Убежден, что с наибольшей полнотой художнику позволяет выразиться жесткое самоограничение. Попытка объять необъятное в творчестве особенно гибельна. Поэтому предпочитаю писать простые, привычные предметы – и потому, что люблю все сотворенное человеческими руками, и для того, чтобы не отвлекаться на привыкание к новому, сложному, незнакомому.Борис Маркевич

К ретроспективе известного московского художника-графика, заслуженного художника РФ, члена-корреспондента Российской Академии Художеств Бориса Маркевича галерея ARTSTORY издаёт сборник с его иллюстрациями «8 рассказов» Михаила Зощенко. У этой книги есть своя судьба и своя история, о которой рассказал сын художника – Егор Маркевич.

…В 1970 году ленинградское издательство «Художник РСФСР» предложило Маркевичу сделать сборник рассказов Михаила Зощенко, причём не в издательском варианте, а в том, который предложит художник. Подбор рассказов, количество иллюстраций, формат, шрифт, возможности полиграфии — всё отдавалось на усмотрение художника.

К сентябрю 1971 года, ровно в срок, работа была закончена и легла на стол главного редактора издательства, оригиналы были подписаны в печать. А в самый последний момент была дана команда – сейчас неизвестно, был ли это «самый верх» или ленинградские власти в очередной раз проявили бдительность. Как бы то ни было, оригиналы были изъяты из производства, набор рассыпан, руководство издательства наказано «за самодеятельность». Спустя 44 года книга выходит в свет в авторском варианте Бориса Маркевича.

 

Выставка продлится с 10 сентября по 9 октября 2015 г.
Адрес: Москва, Старопименовский пер., д. 14 (м. «Тверская», «Маяковская»).
Часы работы: ежедневно, кроме понедельника, с 12.00 до 20.00. Вход свободный.

[fb-like-button]

Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Выставочный декабрь Москвы

Eclectic традиционно знакомит с афишей выставок в арт-пространствах столицы. Работы художников представлены в разных жанрах и техниках. Куда сходить до...

Великие в кино

Марафон кинопоказов к выставке «Собиратели земель русских» пройдет в Музее кино на ВДНХ

Премьеры на театральных сценах Москвы

Eclectic знакомит с ближайшими театральными премьерами в Театре Вахтангова, Театре «Мост», Театре-студии Всеволода Шиловского и Театре Наций. Зрителей ждет встреча...

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

Большой Московский цирки станет интерактивным и технологичным

Эдгард Запашный прокомментировал грядущую реконструкцию здания Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

В Московский зоопарк привезли детеныша малайского медведя

У мишки черный окрас, на груди — большое белое или рыжее пятно в виде подковы, напоминающее по форме и цвету восходящее солнце.

«Форс в мажоре» в театре «Русская песня»

Премьера самой многообещающей комедии года стартует на сцене Театра «Русская песня». Накануне первого показа 17 сентября прошла пресс-конференция в Hotel...

Лето в Подмосковье. Путешествие к Достоевскому

В июле в Зарайске впервые состоялся фестиваль-путешествие «Достоевский». Семья Достоевского жила под Зарайском, в усадьбе Даровое, и здесь, по воспоминаниям...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Выставочный декабрь Москвы

Eclectic традиционно знакомит с афишей выставок в арт-пространствах столицы. Работы художников представлены в разных жанрах и техниках. Куда сходить до...

Великие в кино

Марафон кинопоказов к выставке «Собиратели земель русских» пройдет в Музее кино на ВДНХ

Премьеры на театральных сценах Москвы

Eclectic знакомит с ближайшими театральными премьерами в Театре Вахтангова, Театре «Мост», Театре-студии Всеволода Шиловского и Театре Наций. Зрителей ждет встреча...

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/