Тёплым воскресным вечером Мастерская Петра Фоменко предложила москвичам взглянуть на искусство под другим углом: глазами Луиджи Пиранделло. Последняя пьеса итальянского писателя «Гиганты горы» ожила на сцене, повествуя о мифах и призраках, живущих в глубинах человеческой души.
Гениальное произведение так бы и осталась незаконченным, если бы трудолюбивый Пиранделло уже на смертном одре не решил рассказать своему сыну сказку до конца. Три акта пьесы томились в ожидании долгие два года. Последнее четвертое мгновение было тщательно записано младшим поколением со слов итальянского драматурга. В виде сохранившегося синопсиса и шествуют «Гиганты горы» по театрам мира. Только до России дойти не получалось. Талантливый режиссерский тандем в лице Евгения Каменьковича и Полины Агуреевой открыл «Гигантам» новые просторы для перевоплощений.
«Истина не то, что вокруг тебя, а то, что каждый создает внутри себя» — говаривал Пиранделло. Цитата перекликается с изречением из Евангелия от Фомы: «Бог внутри тебя и повсюду вокруг тебя — не в зданиях из камня и дерева». Если рассматривать Бога, как созидающую частицу и основу творчества каждого человека, то окажется, что речь идет об одном и том же. Только один создавал мифы, а другой – писал Евангелие. Но оба творили для души и о душе. Пьеса Луиджи повествует о том, что творчество – это человеческий долг перед Богом, форма проявления божественного в человеке, в которой заложена и его драма, и его спасение.
Пьеса напоминает собой сказку, только написанную для взрослых: местами страшную, но в общем итоге — поучительную. Сказку об утраченных иллюзиях, поиске вдохновения и утверждающую, что искусство не может существовать без человека. Даже если человек — это варвар, который, не понимая топчет и убивает произведения души. Парадокс. Если рассматривать частный случай, то перед нами предстает картина противостояния Поэта и толпы. И кто из них безумен (гениален), а кто справедливый судья (потому что берёт большинством) способно рассудить только время. И то не всегда.
Это сказка и о бессознательном. О том, что мы таим, прячем, вытесняем. И чем дольше мы скрываем что-то, тем с большей разрушительной силой вырывается оно из нас с криками и истериками. Если повезет — то обойдется просто снами. В мире Котроне, центрального персонажа пьесы, все открыто. «Сны живут без нашего ведома, вне нас». Тайные страсти, желания, мечты вырываются из тела и живут своей жизнью. Сны обнажают все пороки, превращая в торжество свободы бытие обитателей. Здесь можно творить, не опасаясь осуждения, но и не встречая похвалы. Но это не путь искусства. Зарождаясь в глубинах души, оно стремится быть воспринятым извне, не опасаясь за трагический исход.
В сложную и неоднозначную постановку режиссеры пригласили большое количество молодых артистов. Тех, которые готовы расти и развиваться, и вторить поэту, создавая искусство внутри себя. Так живёт и весь театр «Мастерская Петра Фоменко». Именно поэтому, все его постановки так удивительны и необычны. И, видимо, из-за этого зал и в этот раз был переполнен: люди сидели на дополнительных стульях, на подушках, на ступеньках, некоторые готовы были стоя воспринимать театральные этюды. И никто не возмущался. В общей облагораживающей атмосфере люди сплотились и на одном дыхании смотрели постановку. Наверное, ради таких моментов и, конечно же, изобретательной игры мастеров театра и стоит заглядывать в это убежище муз. Почаще. Ежедневно.
Денисова Алина
Фото Лариса Герасимчук, Сергей Петров
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
В Московский зоопарк привезли детеныша малайского медведя
У мишки черный окрас, на груди — большое белое или рыжее пятно в виде подковы, напоминающее по форме и цвету восходящее солнце.
-
«Форс в мажоре» в театре «Русская песня»
Премьера самой многообещающей комедии года стартует на сцене Театра «Русская песня». Накануне первого показа 17 сентября прошла пресс-конференция в Hotel...
-
Лето в Подмосковье. Путешествие к Достоевскому
В июле в Зарайске впервые состоялся фестиваль-путешествие «Достоевский». Семья Достоевского жила под Зарайском, в усадьбе Даровое, и здесь, по воспоминаниям...
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.