В ГМИИ им. А. С. Пушкина открылась выставка «“Русский Йорданс”. Картины и рисунки Якоба Йорданса из собраний России», которая расскажет о знаковых работах фламандского художника Якоба (Жака) Йорданса и об интересе к его творчеству в России.В экспозиции 18 картин и 31 рисунок, отражающие основные этапы творческой биографии мастера, разнообразие видов и жанров, в которых он работал, и эволюцию его стиля.
На выставке впервые показаны практически все произведения мастера, которые находятся в собраниях российских музеев: ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Нижегородского государственного художественного музея и Пермской государственной художественной галереи. Одна из работ художника предоставлена Свято-Троицкой Александро-Невской лаврой (Санкт-Петербург). В экспозиции 18 картин и 31 рисунок, отражающие основные этапы творческой биографии мастера, разнообразие видов и жанров, в которых он работал, и эволюцию его стиля.
Якоб (Жак) Йорданс(1593–1678) —один из самых значительных живописцев фламандской школы наряду с Рубенсоми Ван Дейком. Он работал практически во всех жанрах: создавал картины на религиозные, мифологические, исторические сюжеты,писал портреты и натюрморты, отдавая предпочтение бытовым композициям с элементами бурлеска. В юном возрасте Йорданс начал учиться живописи у популярногов свое время антверпенского исторического живописца и портретиста Адама ван Ноорта, который сейчастакже известенкак один из учителей Рубенса. Произведения Йорданса отличают барочная выразительность пластических форм, прославляющая красоту и изобилие материального мира, торжественное звучание колорита и изобретательность в построении композиции. Он уравнял в своих работах возвышенные и земные темы, что отвечало общей жизнеутверждающей направленности фламандского искусства. В творческом формировании художника важным этапом стало такое интернациональное течение, как караваджизм, однако Йорданс остался независимым в глубоко индивидуальных живописных приемах и тематике своего искусства.
В названии выставки «Русский Йорданс» сделан акцент на том, что в экспозиции объединены работы художника, находящиеся именно в российских собраниях. Большинство из них оказались в России уже во второй половине XVIIIвека и происходят из лучших европейских коллекций того времени: британской (Роберта Уолпола), французской (Пьера Кроза), немецких (Эрнеста Гоцковскогои графа Генриха фон Брюля). Часть картин была куплена императрицей Екатериной IIдля основанного в 1764 году Эрмитажа. Именно Екатерина IIприобрела из одного берлинского собрания монументальную работу Йорданса «Оплакивание Христа», а затем подарила ее Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге. Русская аристократия вслед за императрицей стала собирать картины фламандских мастеров золотого века, и, в частности, произведения Йорданса.
Российские музеи обладают интересной, хотя и численно небольшой, коллекцией живописи Йорданса, позволяющей показать лучшие образцы его искусства почти во всех жанрах. Хронологически эти произведения относятся к периоду с момента получения художником звания свободного мастера гильдии Святого Луки в Антверпене до середины 1660-х годов. Важной частью выставки стали четыре картины, предоставленные российскими региональными музеями, —«Христос и самаритянка» (Нижегородский государственный художественный музей), «Мелеагр и Аталанта» (Екатеринбургский музей изобразительных искусств), «Павел и Варнава в Листре» и «Пир короля» (обе— Пермская государственная художественная галерея). До сих пор они были мало известны как специалистам, так и широкой публике. Впервые в Москве будет выставлена работа «Оплакивание Христа», хранящаяся в Свято-Троицкомсоборе Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Произведение во второй раз (после Государственного Эрмитажа) за 225 лет покинуло лавру для экспонирования в ГМИИ им. А. С. Пушкина.
В течение последних лет несколько картин художника прошли серьезную реставрацию, над их изучением работали ведущие российские ученые. В частности, картина из Екатеринбургского музея изобразительных искусств «Мелеагр и Аталанта», прежде считавшаяся репликой известного произведения Йорданса, на основании обнаруженной реставраторами авторской подписи была определена как подлинная работа мастера, относящаяся к раннему периоду его творчества.
Куратор выставки:Вадим Садков, заведующий отделом искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина
17 сентября – 30 ноября 2019
ГМИИ им. Пушкина, Главное здание (залы 9, 10)
Адрес: Волхонка, 12 (метро «Кропоткинская)
Фото: пресс-материалы
Метка выставка, ГМИИ им. А.С. Пушкина
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
«Третье ухо» на финишной прямой
В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...
-
II Фестиваль юношеских оркестров мира в Москве
С 16 по 18 августа 2024 года в Москве пройдет II Фестиваль юношеских оркестров мира. Инициаторы проведения фестиваля – Маэстро...
-
Театр «Модерн»: премьеры нового сезона
С 14 августа Московский драматический театр «Модерн» приглашает зрителей на спектакли – начинаются показы нового 37-го сезона. ECLECTIC знакомит с...
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.