В преддверии Дня космонавтики 8 апреля в Московском музее современного искусства открылась выставка «К полету готов?», посвященная, как легко догадаться, космической тематике. Специально для читателей Eclectic об экспозиции рассказал один из ее кураторов Дмитрий Буткевич.
Дмитрий, как возникла идея этой выставки? По какому принципу формировался состав участников и какие виды современного искусства представлены на суд посетителей?
Выставочный проект «К полету готов?» мы вместе с Валерией Галлай и Люсинэ Петросян задумали 3 года назад во время празднования 50-летия первого полета человека в космос, а посвящаем этот проект 100-летию со дня рождения Марка Лазаревича Галлая (кстати, дедушки Валерии). Марк Лазаревич Галлай – заслуженный летчик-испытатель, освоивший 125 типов летательных аппаратов. Так случилось, что именно он был назначен инструктором-методистом первой «шестёрки» космонавтов. Человек, никогда, разумеется, в космос не летавший, должен был учить космонавтов, как им ориентироваться в неожиданных ситуациях. Никто лучше летчика-испытателя этого сделать не мог. Название проекта родилось из вопроса, который Марк Галлай регулярно задавал на тренажере каждому из шести космонавтов: «К полету готов?». Ответ был: «Готов», а следом реплика инструктора: «Поехали!» – именно поэтому Гагарин и сказал ставшее легендарным «Поехали», отправляясь в свой полет. Такая вот существует семейная легенда.
Идеей проекта было показать образ космонавта в работах художников, созданных после 2000 года. Мы сознательно ограничили себя этими временными рамками. Нам хотелось увидеть, как в новом веке, спустя более 50 лет после первого полета человека в космос и спустя 100 лет после зарождения первых идей полета в космос, художники воспринимают космос вообще, космос как объект искусства, космонавтов как субъект искусства. Мы задали эту тему современным художникам, и они с огромной готовностью откликнулись. Многие из них работают в заявленной теме, но не постоянно, так как признанных художников-космистов у нас не так много. У художников тема космоса или авиации в творчестве так или иначе проходит – либо прямо, либо опосредованно, например, в виде размышлений о космосе, как в работах Кирилла Александрова. Некоторые художники за эту тему взялись впервые, им это показалось очень интересным – это, например, наши художники-реалисты, пишущие маслом по холсту, Сергей Базилев и Александр Ройтбурд. Ройтбурд продолжил свою серию «Если в кране нет воды…». Он изображает в ней разных известных личностей в виде хасидов: так у него представлены Александр Пушкин, Махатма Ганди, а сейчас такой вот Юрий Гагарин. А Базилев (художник гипер- или фотореалист) написал по мотивам любимой фотографии семейный портрет Гагарина с женой на отдыхе, на пляже, в Крыму.
Поставив эту тему перед художниками, мы получили совершенно неожиданный результат. Поступило очень много работ. К сожалению, от многих произведений и многих художников даже пришлось отказываться из-за ограничения площади экспозиции. Всего в нашем проекте участвует 40 художников и около 60 работ. По-моему, выставка получилась довольно компактная и лаконичная.
Мы гордимся, что у нас в экспозиции представлены практически все виды и жанры искусства: от классической живописи маслом на холсте или темперой на дереве или более современной техники (акрил на холсте или на бумаге), от скульптуры в самых разных стилях, например, конструктивиста Игоря Шелковского с его собаками – до натуралистического искусства Константина Худякова или, скажем, рельефного абстракционизма Бориса Кочейшвили. И конечно, помимо классических техник, здесь представлена масса техник современных, то есть предметов, объектов. Это и видеоарт, и фотоискусство, причем очень разнообразное – «условно-репортажная» съемка (например, Иван Михайлов фотографирует реальные детские площадки), «выдуманные» фотоколлажи Олега Кулика и Зои Сокол, и чистое фотоискусство Владислава Ефимова. И – просто объекты: стереолайтпанели Худякова и Татьяны Баданиной, кинетическое искусство представлено работами Вячеслава Колейчука, признанного лидера группы «Движение». Мы показали некий срез нынешнего состояния космического искусства, видение космоса художниками, работающими в разных жанрах.
Позволительно ли сравнивать героическую эпоху первых космических полетов с эпохой Великих географических открытий? С покорением космоса у человечества действительно случился прорыв в ощущениях и масштаб восприятия мира изменился на сущностном уровне – или остался в пределах умозрения?
Я считаю вопрос абсолютно неправомерным. Во времена путешествий Магеллана, Колумба и Кука никто не мог поручиться, что на пути им что-то попадется, – поэтому для самих путешественников, по-видимому, было шоком то, что они находили новые земли. Выход человека в космос – это не шок: это с самого начала было целенаправленное движение. Циолковский с Федоровым постоянно твердили, что человек полетит в космос. И фантасты Жюль Верн и Герберт Уэллс об этом писали. Люди знали, что они полетят и, более того, они предполагали, что они там увидят. Конечно, это было неким прорывом, но, если смотреть глубже, в значительной степени здесь была примешана политика. (Хотя во времена Магеллана политики тоже хватало: Испании надо было утереть нос Португалии, которая отказала Колумбу в деньгах). Но в данном случае я думаю, что политика превалировала: мы обязаны были опередить американцев в период противостояния двух систем. Может быть, и попозже полет совершился бы, последовало бы какое-то развитие. Мы все рассчитывали на то, что лет через 20 будем летать на Луну. В 1981 году ничего этого ведь не произошло. Возвращаясь к вопросу – я считаю, что это разные события. В середине XX века мы развивались в тех рамках, которые были заданы нами. А тогда, во времена Магеллана, это был совершенный шок.
С началом космических полетов самым популярным жанром литературы стала научная фантастика. Фантасты были властителями дум, учителями (вспомним феномен Стругацких). Сегодня science fiction стала разновидностью приключенческого чтения, а люди с воображением больше увлекаются фэнтези, альтернативной историей. Хотя такие шедевры, как «Солярис» или «Планета обезьян», никогда не потеряют своей актуальности. Люди больше не связывают своих надежд с космическими исследованиями?
Я согласен, что science fiction сегодня нет (я сам такой литературой очень увлекаюсь, постоянно читаю новинки). Так вот, никакой научной фантастики сегодня нет. Новых авторов не появляется. Я, кстати, не согласен, что «Солярис» – это на века. Ничего подобного. Я думаю, что никому, кроме людей, которым, наверное, за 45, «Солярис» сейчас не интересен, если смотреть правде в лицо. Как малоинтересны и братья Стругацкие… Отчего это происходит? Космос для нас сейчас превратился в будни. Это не та романтика, которая была. Рассеялся флер, рассеялись ожидания. Остались будни, осталась работа, причем, как любая работа, она бывает с приятными неожиданностями – а бывает с провалами и неудачами. Это рутина – но рутина, которая все равно является источником вдохновения. Это мы видим, кстати сказать, и на нашей выставке, это мы видим в том же самом кино, поскольку кинодеятели постоянно обращаются к теме космоса. Эта тема не ушла, как, например, в свое время очень модная и героическая тема «про шахтеров». Тема космоса продолжает волновать творческих людей во всех областях.
Расскажите, как прошло открытие выставки, какие интересные мероприятия вы организовали?
Выставку открыл Василий Церетели, исполнительный директор Московского музея современного искусства. Среди более 500 гостей были представители арт-мира, бизнесмены, коллекционеры, пресса, телевидение. Была придумана интересная программа. Мы захотели «порвать» обычный формат вернисажа – когда люди приходят на выставку, смотрят экспозицию, общаются и расходятся. Вся развлекательная программа началась через 108 минут (это время, за которое Юрий Гагарин совершил свой оборот вокруг Земли) после открытия выставки. Как я уже говорил, выставка посвящена памяти Марка Лазаревича Галлая. Мы вплели в открытие моменты празднования его столетия. В частности, всего пару недель назад в его честь выпущена юбилейная марка в серии «Великие авиаторы». Марка в самых разных видах, конверт, первое гашение – все, что интересно филателистам и филокартистам. Мы для выставки заказали специальный штемпель для так называемого спецгашения для филателистов с надписью «Выставка „К полету готов?“». В день открытия проводилось гашение марок и конвертов на память для всех желающих. Выстроилась веселая очередь для гашения марок. Потом это происходило еще 4 дня на Главпочтамте уже исключительно для членов Клуба филателистов. А надо сказать, что наши космонавты очень активные филателисты – в частности, Георгий Гречко, Виктор Горбатко. На выставке также состоялся розыгрыш космических призов, среди которых была космическая еда в тюбиках, а также две презентованные нам работы Константина Батынкова. На вернисаже звучала специально написанная космическая композиция, специально подготовленная для проекта Димой Саврасовым (Dj Dima Cramp) – кстати, длительностью также 108 минут. Гости отметили, что выставка получилась очень позитивной, уважительной и с элементами романтики. Пользуюсь случаем и приглашаю всех на экспозицию, которая продлится до 11 мая в выставочном зале МОММА на Тверском бульваре, 9.
Беседовала Людмила Зарубинская
Фотографии: Алексей Молчановский
Метка День Космонавтики, Дмитрий Буткевич, Марк Галлай, Московский музей современного искусства, Юрий Гагарин
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Американские гастроли русского извозчика
«Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924» открылась в музее русского импрессионизма.
-
Жить в реальности Самата Гильметдинова
В настоящее время в Галерее Классической фотографии экспонируются пейзажи Александра Гильметдинова «Русский Север: четыре сезона» из осенней экспедиции по Русскому Северу.
-
Robotics Expo 2016
С одной стороны, это подтверждение высоты, на которую поднялась научно-техническая мысль. А с другой стороны, удивляешься обыденности.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.