Корни уходят в небо

Вот и августовский звездопад прошел. Кто успел загадать желание и спрятать его в своей душе, чтобы сбылось, не разбилось?
Там же, в той же сокровенной глубине, где прячутся звездные желания, живет в нас чувство Родины, тайное, непубличное…
Но в понятии Родины есть нечто большее, выходящее за пределы личного опыта.
Так где же искать Родину?

Александра Кочеткова, доктор философии, кандидат экономических наук и профессор ИБДА, рассказывает о силе и слабости человека, высоких целях, роде, малой родине и традициях.
И о самом сложном понятии – Надмирной Родине, которая простирается над нами всеми, дает силы и защиту.

Задумывается ли обычный человек, занятый своими повседневными делами, о том, где он живет и зачем? Есть ли в его голове Родина?
тетя

Люди, которых мы сейчас с вами видим на улице, – нет. Но если будем считать, что средний американец задумывается о том, в какой стране он живет и что для нее сделал, это тоже будет неправдой. Есть социумы, которые существуют на потребностном, мотивационном уровне, как обыватели – рожают детей, ничего не созидая, но и ничего не разрушая. Если брать заповеди, сводящиеся к бытию в свете веры и установок, данных Господом, в том числе плодитесь и размножайтесь, осваивайте землю, живите по законам гармонии мира, то обыватель – в каком-то смысле вполне высокий формат. Упрекнуть его в том, что это примитивный подход и примитивное мировоззрение, нельзя.

Но есть категория, где налицо деградация – там доминирует не просто низменное, или как говорят «нижний этаж», но и разрушительное. Можно быть простым клерком, рабочим на заводе, крестьянином и спокойно жить, выращивать детей, а можно при этом нажираться до полусмерти, насилие чинить, злобствовать. Но ни те, ни другие ни о чем высоком по большому счету не думают, хотя одни живут по заповедям, а вторые нет. Мало того, для второй категории характерно понимание, которое у Горького четко заложено в образе Луки: «где тепло старичку, там и родина». Если думать, где тепло старичку, там и родина, у нас появляется гражданин мира, в отрицательном смысле – космополит, а в совсем отрицательном – Агасфер, Вечный жид, который не находит себе места на Земле. Но и морализировать на тему «люди должны» неправильно.  

Тогда зачем людям иметь высокие цели, если все, что они должны делать, – это просто тихо жить по заповедям?

Если у человека высокие цели и мотиваторы, если они высоко расположены над уровнем примитивного бытия, то и энергия, которая в нем самом генерируется для жизни, будет по объему большой, по уровню мощной, по спину направленной в нужную сторону. Механизм, находящийся в человеческом мышлении, таков, что цель сама себе генерирует энергию, и никогда наоборот. Люди, у которых стоят большие цели, будут обладать высоким уровнем энергии, люди, у которых стоят маленькие цели, будут обладать маленьким уровнем энергии. Такая научно-бытийно житейская данность.

Зачем людям иметь высокие цели? Затем, чтобы хватило сил для реализации этой цели и других более мелких. В структуре высоких ценностей есть своя иерархия: от благосостояния себе и своей семье, что также является высокой целью, до созидания как такового, в том числе добра, творчества – это метауровень. На этот уровень поднимаются, чтобы быть подмастерьем Господа, сыном ли, рабом ли, не важно, главное – подмастерьем.  Понятие Родины находится в области метаценностей, там же, где созидание. Это место, с которым существуют родственные, внутренние духовные, энергетические связи. Место, где род, как большая пирамида, уходит корнями в землю. Если возвращаемся к стартовой идее о том, что люди ходят по улицам и думают о Родине, то правильнее будет, чтобы они сначала думали о своем роде, о том, кто они, откуда они, как они здесь оказались, куда идут, что их связывает с предыдущими поколениями. Тогда рано или поздно появится вопрос о месте. И рано или поздно возникнет потребность найти свои корни и автоматически захочется определить и место. Только тогда появляется чувство родины.Кочеткова 4

 

Родина – это место, где живет твой род. Земля опутана корнями родов, и тянутся они из разных стран, из глубины веков. Но когда человек начинает с поколений моих предков познавать себя и род, приходит момент локализации: десять или три последних поколения жили тут. И это место – моя малая родина. У подавляющего большинства людей, у кого не было трагедий и кошмаров, связанных с местом рождения, понятие малой родины гораздо сильнее и мощнее выражено, чем понятие родины вообще. Когда человек думает о том, что здесь жили до меня, и теперь он здесь живет, и будут жить после него, его сознание, поднимаясь вверх, расширяется, и взгляд на вещи становится другим, более масштабным и объемным. И тогда он впервые задумывается о том, что оставит тем, кто придет. Нужны ли они ему, нужны ли ему дети вообще. 

Но ведь вопрос рождения детей никак не соотносится с родовым укладом?

Понимаете, когда молодые люди живут на съемных квартирах в неузаконенном браке, детей нормальных у них не будет никогда. Такой брак лишает семью обязательств и времени, а съемная квартира лишает пространства. Поэтому навязчивая идея, особенно у некоторых молодых мужчин, иметь свой дом – это всего лишь сакральное желание обрести корни, найти то место, срастание с которым будет давать силу. Куда ты будешь возвращаться и быстро восстанавливаться. И тогда, имея хоть горстку родимой земли, ты можешь горы свернуть. Потому что родимая земля – очень важный элемент. Не имея ни времени, ни пространства, молодая семья живет потребительским образом, и дети ей не нужны. Чем счастлив маленький ребенок? Он знает, что вот это его дом, его папа и мама, и они будут всегда. Даже разводы переживаются легче, если есть дом, если нет переездов. 

А если так сложилась жизнь: работа с переездами, катаклизмы, если терялись дома, пропадали связи?

Всегда нужен дом и род. Каждый человек может стать основателем рода, начать отсчет с себя, сказав себе: я построю дом, в котором будут жить поколения, с меня начнется род. И тогда над тем местом, которое он выбрал, постепенно выстроится некое сакральное пространство, пронизанное эмоциями и ощущениями, любовью, даже отрицательными эмоциями, которых не следует бояться. Например, кладбище в славянском мировосприятии было местом высоким. Погост располагался между миром и небом, на нем не только хоронили, там проводились священные службы и даже ярмарки, и много чего интересного. Для нас кладбище – совокупность отрицательной энергии, печали, тоски по ушедшим, но если мы на него посмотрим глазами древних, то увидим место бытования. Собственно, гроб назывался домовиной, как и колыбель, которая часто называлась так же.

Но ведь в нас еще есть кровь кочевников, живущих без дома? Получается, что мы люди без родины?

А у нас благодаря тому, что мы генетически перемешаны, имеются обе тенденции: и оседлость, и кочевье. Но мы много столетий живем на определенной территории, поэтому наш мир устроен по-другому. Вернемся к началу: когда возникает широкий круг оседлости, в котором произошла мироустроительная функция, по-научному, доместикация пространства. Появились дома, вокруг них потекла жизнь, а в домах случались рождения и смерти. И что-то связывало живущих воедино, причем не только людей, но и птиц, скот, других животных и даже растения. Таким образом начало формироваться общее поле, энергетическое и сакральное, – и появилась Родина. 

Например, сейчас дико звучит фраза: «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». У современной цивилизации мощный гедонистический аспект, в то время как древний мир был сбалансирован, и там были другие установки. Вспомним, что захоронения располагались в черте оседлости рода, в поместье, там же, где жили, только потом стали хоронить возле церкви. И вот эта связь держала, и у людей была очень мощная энергия, не чета нам, поэтому и горы сворачивали, и любовь несли через всю жизнь – была другая энергетическая база. То, что называется надмирной Родиной. То есть Родина – не место и время, где ты родился, жил, любил, печалился, а сама по себе. Оккультный термин «эгрегор» здесь очень подходит.

Есть примитивное понятие Родины, затасканное пропагандистами, изгаженное политиками и разнообразными специалистами речевого жанра во всяческих науках, которое живые обычные люди понимают душой. Им не надо говорить про разные высокие цели, про пафос созидания и труда. Есть другое – вот затопило нашу деревню, надо скот спасать, дом восстанавливать, энергию вкладывать. Обмениваясь энергией с местом, человек с одной стороны, усиливает его, а с другой, Родина начинает работать на всех людей, которые вкладывают энергию в это образование. В том суть «эгрегора» и заключается: если ты отдаешь чему-то свою силу, любовь, вкладываешь душу – оно к тебе обязательно возвращается.

Родина – это форма объединения людей, форма объединения энергии созидательной, энергии защитных функций, и вот так люди ее и ощущают. И им нет дела до политических амбиций.

Кочеткова 6

Но нужно ли молодому человеку, ищущему успех и новые впечатления, напоминать о Родине?

Рано или поздно, когда пройдет период молодости, у человека возникает стремление вернуться на свою малую родину или купить домик и осесть. Где доместикация происходит, там и укрепляется Родина. Но не надо заставлять людей воспринимать Родину как нечто физически существующее, территориальное. И чего точно не надо делать – так это отождествлять Родину с политическим режимом – ни с бывшим, ни с настоящим. Есть великие люди, оставившие след в жизни государства, они пишут историю Родины, потому что им хватило энергии на деяние. Но каждый человек тоже пишет историю Родины. Если бы мы соединили истории всех ныне живущих родов, создали летописи деревень и городов, где люди просто бы описывали корни, до которых смогли докопаться, то мы бы нашли неисчислимые энергетические сокровища, поняли, что ничто никуда не ушло и никогда не уходило.

Вы хотите сказать, что мы Россию не теряли?

Какую?! Николашкину?! Если говорить культурологически, то когда тебя захватят, когда исчезнет или трансформируется язык, исчезнут традиции и культура, то этнос рассеется и перестанет существовать. И когда исчезнет последний представитель этноса, исчезнет и его Родина. Но до тех пор, пока есть те, кто ищет корни, собирает род, ничто не потеряно. Земля-то никуда не ушла. И надмирная Родина осталась. И если мы обратим на нее внимание и займемся строительством другого отношения к земле, мы многое поймем и изменим. Подавляющее большинство людей интуитивно, душой как раз это и понимают, им не надо лозунгов, им смешна глупая возня, современная политика, потому что она дурная, которая никак высокое в себя не впитает, потому что не поймет, что высокое в низком, оно каждый день есть. Как это ни смешно звучит, но ты делай что-нибудь, созидай. Нашими общими усилиями родится Родина, и она будет сильна.

Но как нам разобраться с традициями, что считать традиционными ценностями, а что навязано силой?

Да, были разные периоды времени, сейчас капитализм, потом еще что-нибудь будет. Если мы перестраиваем дом, то уродливую пристройку можно и снести, чтобы гармонизировать строение. Заметьте, не разрушить, а гармонизировать. Стремление гармонизировать пространство – это уже отношения человека с Родиной. Наша линия традиции глубока, созидательные моменты должны прирастать друг к другу, не надо ничего рвать. Были законы, по которым жили предки, которые потом восприняли и впитали в себя христианство. Христианская традиция последних 600 лет привела к мощным созидательным тенденциям: на севере России города основывались вокруг монастырей, первыми приходили монахи, иноки, которые занимались устройством пространства, а потом все остальные. Выбросить этот пласт и сказать «Давайте шагнем к дохристианской эпохе» никак нельзя. А ведь есть еще очень мощный коммунистический пласт. Но что плохого было в коммунистическом созидании? Мы в нем живем – ничего нового ведь так и не построили: крупная промышленность, освоение целины, БАМ – это нам не с неба упало. Не надо перекосов.

Когда люди вместе строят и вместе созидают, это все, поднимаясь наверх, формирует надмирную вещь, ту, которая отражается в мифологии, культуре и верованиях. Это то, ради чего стоит жить, что даст человеку перед смертью ответ на вопрос: а что собственно ты делал всю жизнь? Водку жрал, по пляжам ездил, на экскурсии ходил? Когда остаются деревья, посаженные твоими руками, породы животных, которых ты вырастил или спас, когда живут твои дети, когда дом твой стоит – ты оставил след.



То есть мы возвращаемся к солженицынскому вопросу «Как нам обустроить Россию?»

Если ты прикоснулся к Родине и понял, где твой род и зачем ты живешь, временные горизонты раздвигаются, и тебя не интересует локальный эффект. Не получится сейчас, получится через сто лет. Мы, согласно своей и западной традиции, опираемся на два сакральных понятия рода и дома. Да, этот путь не будет общим. Но человек, став однажды домовладельцем, уже другим не будет. Потому что он обрел Родину, родное, его род протянулся и корешок пустил. И страна родная не потому, что там тебе хорошо, а потому что ты вложил туда душу, силы, что-то сделал, и оно стало родным. Обустроил. Когда Солженицын говорил, как нам обустроить Россию, его никто не слышал и сегодня не услышат. Чтобы это понять, надо осознать значение понятия «обустроить». Оно не касается свержения власти, смены режима, оно касается окурков на улице, гадящих собак, сломанных почтовых ящиков и хулиганья, которому не сметь заходить на детскую площадку, вот это и значит обустроить Россию. И не сделает этого никакая власть, кроме народа.

Человек никогда не один – с ним его род, Родина и Бог, если он верующий. Говорят, человек слаб, ему не хватит сил, это не правда. Человек сам себе генерирует Родину, а Родина генерирует ему силу.

Александра Кочеткова
Записала Нино Самсонадзе
Фотографии: Алла Соловская

[fb-like-button]

Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Большой Московский цирки станет интерактивным и технологичным

Эдгард Запашный прокомментировал грядущую реконструкцию здания Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

В Московский зоопарк привезли детеныша малайского медведя

У мишки черный окрас, на груди — большое белое или рыжее пятно в виде подковы, напоминающее по форме и цвету восходящее солнце.

«Форс в мажоре» в театре «Русская песня»

Премьера самой многообещающей комедии года стартует на сцене Театра «Русская песня». Накануне первого показа 17 сентября прошла пресс-конференция в Hotel...

Лето в Подмосковье. Путешествие к Достоевскому

В июле в Зарайске впервые состоялся фестиваль-путешествие «Достоевский». Семья Достоевского жила под Зарайском, в усадьбе Даровое, и здесь, по воспоминаниям...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Театр Пушкина: открытие 75 юбилейного сезона

Московский драматический театр имени А.С. Пушкина открыл 75 юбилейный сезон и провел традиционный сбор труппы на основной сцене театра. Художественный...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/