Он словно Греция в миниатюре: красивейшая природа, древняя история и герои, оставившие после себя яркий след.
Один из мифов, связанных с островом, рассказывает о том, как любимец Аполлона Орфей разгневал Диониса, не воспев его в своей песне, после чего спутницы бога виноделия – менады – растерзали поэта на части.
Лиру и голову Орфея прибило к берегу Лесбоса недалеко от небольшого города Мефимны на севере острова, после чего эти земли подарили миру множество талантливых деятелей искусства, среди которых поэт Арион, придумавший жанр дифирамба, основоположник греческой классической музыки Терпандр, Питтак – один из «семи мудрецов» Древней Греции, а также два великих греческих поэта – Алкей и Сапфо.
Мефимна – родина поэта Ариона. Его яркий талант прославлен в древней легенде: во время путешествия из Тарента (современный город Таранто в Италии) в Коринф моряки, желая завладеть богатствами певца, сговорились и решили выбросить его за борт.
Арион попросил у них разрешения исполнить последнюю в своей жизни песню, после чего бросился в воду. Но песнь его была настолько прекрасна, что сам Аполлон решил помочь поэту и отправил на его спасение дельфинов, которые помогли ему добраться до суши.
Имя острова Лесбос навсегда стало нарицательным благодаря поэтессе Сапфо, жившей здесь в VII–VI в. до н. э. Платон называл ее «десятой музой», Сократ – «наставницей в вопросах любви».
Поэзия Сапфо посвящена любви и очарованию: в своих произведениях она воспевала физическую красоту, горячую страсть и сильные чувства, испытываемые ею в равной степени к мужчинам и женщинам. Она воспринимала любовь как стихию, «острое пламя», «сладостно-горькое чудовище, от которого нет защиты».
Одна из самых знаменитых легенд (но, скорее всего, это не более чем легенда) о Сапфо повествует о ее любви к юному Фаону: однажды он бесплатно перевез на Лесбос саму Афродиту в образе старухи.
В знак признательности богиня любви подарила юноше волшебное снадобье, благодаря которому все женщины, видевшие его, влюблялись в него без памяти.
Не в силах вынести мучений от неразделенной любви, Сапфо бросилась в морские волны с Левкадской скалы…
Сапфо окончила школу гетер – социально свободных женщин, призванных развлекать мужчин музыкой, поэзией и любовью. Позднее она стала обучать других девушек и возглавила фиас – культовое женское объединение, посвященное Афродите, в котором знатных невест готовили к замужеству: давали им основы музыкального
образования, танцев и поэзии. Современное понятие «лесбийская любовь» по происхождению связано с Сапфо и ее кружком: девушки обменивались стихотворениями, которые воспевали страсть и красоту и были очень похожи на признания в любви.
Параллельно объединениям, посвященным Афродите, в Греции в то же время активно развивается культ Диониса – бога растительности, виноделия, плодородия и вдохновения,
являвшегося олицетворением мужского начала. Одним из традиционных символов, использовавшихся для поклонения Дионису, считался фаллос. Во всех античных культурах он олицетворял собой символ новой жизни, плодородности. В храме Диониса на острове Делос археологами было найдено множество колонн, на вершине которых возвышался мужской детородный орган.
Символическое изображение мужского детородного органа было распространено у всех античных цивилизаций. По всему миру от Римской империи до территорий загадочных майя подобные символы на стенах домов служили оберегом, приносящим удачу и защищающим от злых сил.
Фаллические символы также часто присутствовали в храмах, где совершались ритуалы, призванные увеличить плодородность земель, – как, например, в Храме плодородия в Чукуито, Перу. Женщины в таких местах молились о скором прибавлении в семействе, легкой беременности и удачных родах.
В индуистских же храмах цилиндры с закругленным концом – лингамы – являются символом бога Шивы. В основании всегда находится круг или квадрат, обозначающий чрево, и вместе они символизируют единство мужского и женского начал, основы любой новой жизни.
В Египте подобным символом мужского начала служили обелиски, возносящие хвалу солнцу и обозначающие могущественную власть богоподобного фараона.
Спустя века подобные монументы появились во многих странах мира: обелиск на площади Согласия в Париже, подаренный Египтом Франции
в 1830-х годах, раньше украшал вход в Луксорский храм. Такие же монументы можно найти практически в любом крупном городе мира, в том числе в Риме, Стамбуле, Буэнос-Айресе и даже в Москве.
Монумент Вашингтона в американской столице – самая высокая в мире каменная структура и самый высокий в мире обелиск (почти 170 м) – типичный пример фаллического в современной архитектуре, призванный показать мощь и власть, но уже не человека, а целого государства. Некоторые теоретики также склонны считать купол стоящего неподалеку Капитолия аллюзией женской груди, уравновешивающей мужское начало.
Одним из самых запоминающихся современных сооружений фаллической формы является также Башня Агбар (Torre Agbar) в Барселоне, построенная архитектором Жаном Нувелем. Несмотря на то, что, по словам архитектора, при ее создании он вдохновлялся находящейся неподалеку горой Монсеррат, местные жители разделились во мнениях: кто-то видит в сооружении фаллос, другие же – символ женского лона.
Во всех государствах, активно наращивающих мощь и стремящихся показать миру свою силу, тут же начинают появляться небоскребы. Китай, стремительно набирающий вес на мировой экономической арене, демонстрирует рост и буквально – появлением сотен небоскребов в крупных городах.
Москва не стала исключением: знаменитые сталинские высотки были первыми российскими небоскребами. Им на смену в XXI веке пришли стеклянные здания «Москва-Сити».
Текст: Ирина Ефимова
Фотографии: www.depositphotos.com
На фотографиях:
1 — Фаллический амулет на стене дома, найденный в ходе археологических раскопок в Помпеях
2 — Греческий город Моливос на острове Лесбос
3 — Имя острова Лесбос стало нарицательным благодаря поэтессе Сапфо
4 — В индуистских храмах цилиндры с закругленным концом – лингамы – являются символом бога Шивы
5 — Обелиск в Карнаке, Египет
6 — Мефимна – родина поэта Ариона
7 — Обелиск на площади Согласия в Париже
8 — XX век подарил миру новую форму фаллического в архитектуре – небоскребы
9 — Небоскреб в Лондоне в народе именуется «хрустальным фаллосом»
10 — Руины храма Диониса. Делос, Греция
11 — На смену сталинским высоткам в XXI веке пришли стеклянные здания «Москва-Сити».
Метка остров, Перемена мест
[fb-like-button]Поделиться:
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.