Мария, как вы считаете, почему в последние несколько лет фестивали в формате open air, в частности «Усадьба Jazz», обрели такую популярность?
В этом виде летнего отдыха я наблюдаю динамику уже десять лет. На первый фестиваль в 2004 году люди приходили исключительно за музыкой, а потом потребности стали меняться, и нам было необходимо под них подстраиваться. Сделали детскую площадку, ярмарку, уделили существенное внимание зонам уюта, качественному и разнообразному питанию. И таким образом фестиваль «Усадьба Jazz» из только музыкального мероприятия превратился в добрый яркий праздник для всех.
Почему «Усадьба» проводится именно в Архангельском? Ведь это исторический памятник… Не было желания поменять место – чуть дальше в область или, наоборот, где-то в Москве?
Архангельское обладает неповторимой аурой. Именно в усадьбе, как нигде, люди соприкасаются с прекрасным. К тому же мы идеально расположили все наши шесть зон. И даже когда поступали предложения от других мест, мы отказывались, потому что уже не можем себе представить наши площадки в другом месте. Да и за десять лет Архангельское стало нам родным.
Мария, «Усадьба Jazz» – летний фестиваль, проходящий в выходные дни. Как удается привлечь аудиторию? Ведь лето – это время дачного отдыха, отпусков и пляжей…
Действительно, одни уезжают на дачу, другие крайне тяжело переносят пробки, а в Архангельское надо ехать за город. Но с другой стороны, многим людям это по-настоящему это интересно, они ценят, что только раз в год приезжают около 50 групп со всего мира. Вообще, как показало время, фестиваль – это колоссальное событие: есть люди, которые вообще никогда не пропускают его, заводят группу в соцсетях «Мои 10 лет на “Усадьбе Jazz”». Есть такие настоящие, преданные фанаты, которые все понимают и знают, что это редкий продукт, которому нет аналогов. Хотя есть и те, которым в принципе все равно, они не являются такими поклонниками хорошей музыки.
В России редко слушают джаз. Возможно ли больше популяризовать это направление?
Ну мы же говорим не только о джазе, но о неком культурном развитии в целом, потому что, если говорить о чистом жанре джаза, то на самом деле он не является массовым и в целом мире. С другой стороны, есть Орлеанский джазовый фестиваль, который в день посещают 50 тысяч человек. И там звучит разная музыка: и кантри, и блюз, при этом название остается New Orleans Jazz Fest. И это не единственный пример. Так, фестиваль Montreux Jazz Festival в Монтрё начинался как джазовый, а сейчас там выступает и Стинг, и Black Eyed Peas. Конечно, мы не так широко уходим, хотя по формату можем себе позволить и регги, и интересную электронику.
Кроме того, когда попадаю в какие-то государственные структуры, понимаю, что я будто с другой планеты, и меня там никто не поймет. Или при общении со спонсорами очень часто возникает подобное ощущение. Существуют проблемы глобального отставания России от мировой культуры, у нас всегда очень мощно были развиты академическая, симфоническая музыка, балет, опера, были прекрасные композиторы. Но есть масса вещей, в которых мы просто отстаем от каких-то мировых тенденций.
Говоря о популяризации качественной музыки, мы можем иметь в виду в лучшем случае только Москву. В прошлом году положительным оказался пример с Петербургом, в этом планируем фестиваль в Екатеринбурге. Однако все равно это крупные города, а не страна в целом. Поэтому мы четко должны понимать, что все это хоть сколько-то возможно только в центральных городах. Это очень маленький процент – узкая аудитория, но развивать направление нужно. И необходима поддержка государства, которой пока, по сути, нет: мы пытаемся обратить на себя внимание, но нас воспринимают как коммерческий проект, у которого и так все хорошо. Толпы идут? Идут. Так зачем помогать? А у нас тем не менее проводится конкурс молодых исполнителей, который мы делаем сами, за свои деньги, ищем по всей стране музыкантов, которые пишут хорошую музыку.
«Усадьба Jazz» хоть и коммерческий фестиваль, однако остается творческим проектом. Как вам удается сочетать эти два крайне необходимых направления?
Мы стараемся выходить на рентабельность. Например, в прошлом году ушли в серьезный минус, но нас это не остановило, и мы делаем фестиваль дальше, идем на многие риски, потому что нам нравится. Видимо, на каких-то личных интересах все и держится. И, считаю, как раз это и есть правильный симбиоз. Ведь совершенно не значит, что там, где можно зарабатывать деньги, должно быть все плохо, а там, где творчество, – проект непременно убыточен. Мне хочется делать многое, чтобы фестиваль принес какие-то новые эмоции, но приходится останавливаться, поскольку просто нет финансовой возможности. И иногда мы вынуждены отказываться от некоторых музыкантов. У нас много коллективов, но все равно нет мегазвезд. Однако надеюсь, что все придет, тем более некоторые компании уже обращаются и поддерживают.
Мария, скажите, год на подготовку фестиваля – это много или мало?
Сложно сказать. Какие-то процессы мы запускаем рано, еще до общения с посольством, артистами. Как правило, это касается переговоров со спонсорами. Более плотная работа ведется с сентября. Но какие-то процессы в любом случае сдвигаются на самый последний момент, и соответственно, команда у нас расширяется ближе в фестивалю, и «Усадьба Jazz» становится небольшим полноценным организмом.
Кого из артистов вы хотели бы отметить в этом году?
В этом году у нас очень широкая география, ожидаем много интересных музыкантов из Франции, Норвегии, Америки и других стран. В России 2013 год – Год Голландии, и на фестивале будут выступать сразу три голландских коллектива – MDungu, Jungle By Night и Parne Gadje. Также хотелось бы отметить французов Caravan Palace. Jaga Jazzist – долгожданная группа для многих меломанов, предпочитающих джаз-электроник. Безусловно, хочется отметить группу «Аквариум». Для меня лично это подарок: я много лет хотела, чтобы они у нас выступили. Несмотря на то что это не джаз, у них очень красивое звучание. Ну и, конечно, Нино Катамадзе – визитная карточка нашего фестиваля, с нее все начиналось, с ней очень многое связано.Кроме того, мы не смогли обойти проект Jazz parking, который собрал финалистов программы «Голос».
Какое настроение дарит джаз?
Мне кажется, это состояние свободы, возникает возможность импровизировать. Будто рождается другое ощущение жизни, более высокий уровень сознания.
Будет ли на юбилее что-то новенькое?
Хотим и планируем многое: какие-то вещи вытащить из прошлого и повторить. Сейчас готовим к выпуску юбилейный альбом с фотографиями, диски. И планируем сделать интересные перформансы.
Беседовала Марина Угальская
Фотографии предоставлены фестивалем «Усадьба Jazz»
Поделиться:
Еще на эту тему
-
Юрий Качина: «Духовному развитию я уделяю не меньше времени, чем профессиональному»
Турбулентное время – хорошая проверка на прочность для настоящих профессионалов. Юрий Качина принадлежит к числу самых востребованных пластических хирургов Москвы....
-
Какой чай мог бы пить Клод Моне
Французский бизнесмен выбрал чай для знаменитого художника и великого диктатора.
-
Работающие танцоры — это люди, слишком сильные духом
Профессиональный танцор и педагог Александра Мартынова рассказывает о том, как выгорают артисты.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.