Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и ЦВЗ «Манеж» в Санкт-Петербурге открыли выставку «Немосква не за горами», которая стала третьим этапом проекта межрегионального взаимодействия в области современного искусства NEMOSKVA.
Название выставки – отсылка к арт-объекту «Счастье не за горами», созданному художником Борисом Матросовым для подмосковного фестиваля ландшафтных объектов «АртПоле». О масштабности выставки говорят такие цифры: 80 авторов из 21 города России, при этом 68 работ были созданы специально для выставки. Принципиальной позицией проекта является предоставление возможности художникам реализовывать свои новые идеи. Работы художников актуализируют темы материальных ресурсов, мимикрии, заботы, личного времени, независимости, уверенности в своих силах, самоиронии. Как сказала на пресс-показе выставки директор ГМИИ им. Пушкина, Марина Лошак: «Москва – это большая мистификация, придуманная кем-то». Очень самоиронично.
Так, например, инсталляция красноярского художника Игоря Лазарева представляет собой скрижали — семь больших бетонных плит. На каждой написаны правила и тезисы, связанные с искусством и художником. Здесь и библейская отсылка, и одновременно надписи в стиле «Ералаша». Смотрится очень здорово, просто, актуально, при этом выглядит внушительно.
Привлекает внимание работа художника из Перми Алексея Илькаева. Неоновая надпись «Ты все равно умрешь», питающаяся от движущейся беговой дорожки, которая стоит перед ней. Пока дорожка пустует, надпись мигает. Когда человек начинает бежать, надпись загорается ярким светом. Неплохая метафора символа индустрии здорового образа жизни, и актуально в нашей ситуации.
Стоит особняком и очень впечатляет пронзительная работа иркутской художницы Елены Амосовой. Это серия фотографий женщин, которые отбывают срок в колонии по различным статьям УК. Художнице несколько месяцев довелось поработать в женской тюрьме и установить доверительные отношения с заключенными, беседовать с ними, фотографировать их на цифровую камеру. Они дали согласие на публикацию фотографий. На выставке Амосова разместила фотографии на розовом фоне таким образом: самое начало – заходная групповая фотография. С маленьких, изрядно затертых, где-то надорванных фотографий на нас смотрят симпатичные, аккуратные женщины (такими их зафиксировала камера тюремного фотографа при поступлении для «бейджей», которые они обязаны постоянно носить весь срок). И чем дальше проходит зритель, просматривая фотографии, тем меньше в женщинах женского, условно говоря, тем больше в них андрогенного или мужского, тем потерянными они выглядят… Этот проект был согласован с руководством тюрьмы, и все фотографии были просмотрены на контрольно-пропускном пункте. Они выглядели как серия обезличенных портретов-постеров и не вызвали ни у кого вопросов. А когда, художница где-то выставила некоторые фотографии, и работы приобрели определенный резонанс, до руководства дошло, что собой являет этот проект и какой посыл несет. И теперь путь Елены в такие специфические структуры закрыт.
Непростую тему «новой зоны комфорта» как главной военной тайны и опыта армейской реальности поднимает в своей инсталляции Семыч С. Б. из Красноярска. В темной комнате, имитирующую спальню, четыре заправленные армейские кровати — и в общем-то все. Над кроватями установлены экраны, на которых транслируются 12 черно-белых карандашные рисунков художника из армии. На стенах развешены эти же рисунки формата А5 (их можно спрятать где-то в тумбочке или под подушкой). Армейские будни изнутри, в Немоскве — как часть жизни среднестатистического молодого человека – показаны очень нетривиально. Это мощный пласт потенциальных тем для искусства. Тематика очень актуальная, потому что кто-то ждет армию, хочет служить. Есть родители, которые считают, что ребенок станет настоящим мужчиной после того, как пройдет этот армейский курс. А кто-то, возможно, опасаясь дедовщины, начинает с малых лет бояться службы, искать у себя плоскостопие и прочие противопоказания…
Не пропустите интересную выставку, сделанную талантливыми и неравнодушными людьми! Экспозиция доступна до 15 октября в ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург.
Делилась впечатлениями Дарья Урусова
Фото: пресс-материалы
Метка выставка, Санкт-Петербург, современное искусство
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Джексон Поллок в юбке превратила див Белгорода в картины
Анжелика Заозерская – известный журналист, устроила в родном городе выставку своих живописных полотен и представила коллекцию одежды на ее основе.
-
Мастер эпохи конструктивизма
Личное дело архитектора Щусева и уникальную фотохронику начала XX впервые представили публике.
-
Открытие 74 сезона Театра имени А.С. Пушкина
Московский драматический театр имени А.С. Пушкина открыл 74 сезон и провел традиционный сбор труппы в Государственном музее изобразительных искусств имени...
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.