Корреспондент Eclectic узнал, как пришла идея такого видения знаменитой оперы, как удалось за три недели подготовить спектакль со сборной труппой, своими впечатлениями поделились и солисты.
В рамках Летней оперно-симфонической лаборатории на площадке Московского камерного музыкального театра им. Б. Покровского состоялся показ оперы «Евгений Онегин», в которой приняли участие певцы из разных уголков России. Режиссеру-постановщику Марии Тихоновой удалось создать уникальный спектакль, где современные и классические элементы сочетались гармонично. Прекрасные вокальные данные всего ансамбля участников, артистизм и выразительное исполнение сольных партий – Евгений Онегин (Илья Викторов), Татьяна (Мария Беднарская), Ленский (Сергей Осовин), Ольга (Полина Гараева), Гремин (Владимир Комович) по достоинству оценили зрители. Наградой были бурные аплодисменты и крики «Браво!».
Действие оперы было динамичным, по задумке режиссера артисты выходили на сцену то прямо из зала, то спускались по боковым антресолям, создавая вовлеченность зрителей в действие спектакля. Неожиданным и интересным ходом была демонстрация на экране кадров кинохроники событий 1900-1907 гг. и 1917г: Николай II, рабочие и крестьяне, революции 1905, 1917 года, В.И. Ленин…
И, конечно же, волшебная музыка П.И. Чайковского в прекрасном и слаженном исполнении оркестра под управлением Gregory Buchalter, дирижера Metrapolitan Opera, оставила неизгладимое впечатление и была очень важным компонентом оперы.
Мария Тихонова, режиссер-постановщик (Красноярский театр оперы и балета)
Почему вы решили поставить оперу «Евгений Онегин»?
Знакомство с творчеством П.И. Чайковского у меня произошло в раннем детстве. Я еще видела замечательные постановки таких мэтров и величин, как Б.А. Покровского и Г. П. Анисимова, так как выросла за кулисами Большого театра России и очень любила оперу с самого раннего детства.
Обожаю оперу «Евгений Онегин» за красоту музыки и мощь либретто, в котором кроется очень много вопросов для режиссера-постановщика. Мне интересно с каждым материалом расти и развиваться, поэтому я решилась на такую сложную задачу. Это трудная мужская история, история человека в обществе, история разума и чувств, борьбы с самим собой. Мне было очень интересно отвечать на вопросы, которые задает этот музыкальный и драматический материал.
Сложно ли было за короткий срок подготовить спектакль со сборным составом артистов?
Всегда сложно работать со сборным коллективом и создать достойный спектакль в сжатые сроки — за три недели. Но в итоге у нас с командой моих художников и ассистентов получилось сплотить всех артистов и настроить на одну творческую волну. Я жуткая авантюристка — мне нравится ввязываться в жесткие условия и рамки, люблю разрушать стереотипы. Я горжусь артистами за их самоотдачу на сцене. Мы провели очень большую работу с тремя разными составами в совершенно разных условиях и на разных репетиционных площадках. Надеюсь, что создали достаточно приятный глазу и сердцу проект. Не представляю, как мы теперь будем друг без друга работать, так как все уже сработались и сдружились. Я все время чувствовала большую поддержку и отдачу. Все больше и больше понимаю, что искусство творит чудеса.
Как согласуются кадры кинохроники начала ХХ века со временем создания Пушкиным и написанием оперы Чайковским – первой четвертью XIX века? Какой вы закладывали смысл?
Что можно нового сказать в опере «Евгений Онегин», если она идет практически на каждой музыкальной площадке страны? Меня долго волновал этот вопрос, но решение пришло довольно быстро. Мы все перенеслись на 70 лет вперед, обострив взаимоотношения персонажей через политическую ситуацию в России того времени. Мой Онегин живет на стыке двух эпох — Царской России и революционной и новой коммунистической державы. Ленский и Онегин – два образа погибающей интеллигенции того времени, у которой было три выхода. Первый — бежать, второй – примкнуть, третий – умереть. Онегин в итоге бежит, а Ленский погибает. Не правда ли, ложится на образы, прописанные Пушкиным? Пушкин сам был бунтарь и жил на стыке времен, мне кажется, ему бы понравилось наше решение. Также образ Гремина, как главного руководящего звена в стране после революции. Это, конечно, не Ленин, но это символ власти, который дорвался до вершины. После убийства Ленского полностью меняется политический строй, принципы которого гораздо жестче, чем при Царской России. И из реализма мы уходим в жесткий графический символизм не случайно. На протяжении спектакля хотелось пронести одновременно образ России, которая рушится на глазах и потом восстает из пепла, так и образ человека и личности Онегина, который говорит нам всем своим видом «И здесь мне скучно», но и здесь мне тоже «скучно» — «везде мне скучно». Он не определяется до конца, оставаясь потерянным элементом общества и при новой власти, который не подходит под новую машину власти. У Пушкина он тоже выбивается из общества и остается за бортом корабля, плывущего вдаль. Образ и сила его чувств берет верх над персонажем и ломает его судьбу. Он сам вторит письму Татьяны «Пускай погибну я, но прежде…». Вот он и гибнет. Видеохроника дополняет спектакль, наполняя его атмосферой того времени. Мы же не можем знать наверняка, как тогда жили, но мы можем себе это представить через дополнительные визуальные эффекты и историю своей страны и семьи, в частности.
Как пришла идея в этом спектакле выхода артистов через зал и через боковые антресоли? Мне это напомнило стиль Юрия Любимова в спектакле «Мать».
Камерный театр требует нестандартного подхода и общения со зрителем. Мне очень важно, чтобы он был частью действия, как свидетель происходящего, поэтому мы многие важные моменты и исповедь персонажей играем перед сценой. Хотелось показать, что персонаж, это тот же самый человек, который сидит сейчас в зале, только из другого времени.
Илья Викторов, исполнитель роли Евгения Онегина (солист мюзиклов)
Насколько органично вы чувствовали себя в роли Евгения Онегина?
Роль Евгения Онегина для меня была мечтой, которая воплотилась благодаря этому замечательному проекту и организованной летней оперно-симфонической лаборатории. К тому же этой ролью я вернулся к жанру оперы, с которым разошелся почти 10 лет назад. Евгений Онегин для меня не высокомерный герой, как привыкли подавать его многие исполнители, а человек, ставший жертвой обстоятельств, в данной постановке — жертва смены режима в стране. В Онегине есть черты, схожие с моим внутреннем мироощущением – человек, привыкший к обособленному, «одиночному» образу жизни, не готовый пустить в нее кого-то еще, боясь открыть в себе что-то новое, неизведанное ему самому.
Что труднее: петь в мюзиклах или в опере?
Опера это «живой» вокал, без микрофона и подзвучки, другие вокальные нагрузки. Но все остальное: актерское мастерство, пластика, партнерство с коллегами, оркестром, дирижером – все это так же актуально и важно, как и в мюзикле. В современном оперном театре артист, как и в мюзикле, должен быть синтетическим. Но с более выраженной академической вокальной постановкой, крепким вокальным аппаратом. После мюзикла мне очень тяжело было переключиться. Я стараюсь проанализировать и понять, над чем еще предстоит работать.
Мария Беднарская, исполнительница роли Татьяны (солистка Новосибирского театра музыкальной комедии)
Трудно ли было вживаться в роль Татьяны? Насколько вам был близок образ вашей героини?
Татьяна — это одна из ролей мечты для каждой актрисы, а в русской опере самый женственный и многогранный образ. Еще со школьной скамьи, читая А.С. Пушкина, девочки примеряют на себя чувства, переживания, которые испытывает героиня, ее первую влюбленность. Создать цельный многогранный образ и пронести его через спектакль — является сложной задачей. Ведь Татьяна предстает в опере ярко, фресково, в каждом новом появлении на сцене нужно показать новый срез ее чувств, новый жизненный этап.
Но ближе этого образа в русской опере трудно найти. Настоящая любовь, подлинные отношения делают героиню невероятно родной, любимой и близкой мне.
Считаете ли вы этот сюжет современным?
Сюжет написан на века. Переноси его в любое время, в любые социальные условия, он всегда будет жить, будет современен и понятен зрителю.
Сергей Осовин, исполнитель роли Владимира Ленского (солист Красноярского театра оперы и балета)
Вы виртуозно исполняли арии Ленского, вы в первый раз воплощаете этот образ? Что вы думаете о партии Ленского?
Спасибо за лестный отзыв моей работы! Образ героя Ленского действительно очень близок мне, думаю именно поэтому я очень комфортно себя ощущаю, играя эту роль. Впервые эта оперная партия была спета и сыграна мною на сцене БЗК им. Чайковского, это была моя дипломная работа студента-вокалиста, затем позже я спел ее уже в качестве солиста Красноярского оперного театра и вот сейчас в рамках оперного проекта New opera world. Творчество двух великих гениев Пушкина и Чайковского сделали эту оперу не только одной из самых популярных в мире, но и самой доступной для ознакомления с оперой как жанром. И это большое счастье быть причастным к этому великому труду.
Насколько интересно участие в осовремененной постановке классической оперы? Поделитесь впечатлениями.
Участвовать в современной постановке было интересно, учитывая достаточно сжатые временные рамки, необычную концепцию спектакля и работу с зарубежными коллегами. Работа кипела каждый день, многие прошли огромный путь, прорабатывая образ своего героя, взращивая его на глазах. Конечно, не вдохновиться этим невозможно. Для меня образ героя сильно не изменился. Он остался таким же наивным, простым в хорошем смысле этого слова, открытым в выражении своих эмоций, преданный своим мечтам и идеалам. Эта работа принесла мне дополнительный опыт в понимании образа своего персонажа, многие вокальные моменты были мною решены по-другому. В целом я очень доволен тем результатом, который мне удалось продемонстрировать на спектаклях.
Полина Гараева, исполнительница роли Ольги (приглашенная солистка Национальной оперы Бухареста, Румыния)
Вам роль Ольги была знакома раньше? Насколько трудно готовить роль за достаточно короткий срок?
Партию Ольги я исполняла далеко не первый раз, выступала на сцене в Москве в Центре оперного пения Г. Вишневской, в Царицынской опере в Волгограде, в Национальной опере Бухареста, Румыния — спетых спектаклей около 20. Это был седьмой вариант режиссуры.
Можете провести какие-то параллели между Ольгой и героинями современных фильмов или сериалов? Найти похожих по духу героинь?
Параллели с современными героями мне провести сложно, не знаю, т.к. не смотрю телевизор. Но мне кажутся похожими типажи основных героев «Онегина» с фильмом «Гордость и предубеждение» по роману Джейн Остин. Та же эпоха и характеры героев.
Людмила Зарубинская
Фотографии: Юрий Фокин, Екатерина Хорошевская
из архива героев
[fb-like-button]
Поделиться:
Еще на эту тему
-
Большой Московский цирки станет интерактивным и технологичным
Эдгард Запашный прокомментировал грядущую реконструкцию здания Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.
-
Джексон Поллок в юбке превратила див Белгорода в картины
Анжелика Заозерская – известный журналист, устроила в родном городе выставку своих живописных полотен и представила коллекцию одежды на ее основе.
-
Открытие 74 сезона Театра имени А.С. Пушкина
Московский драматический театр имени А.С. Пушкина открыл 74 сезон и провел традиционный сбор труппы в Государственном музее изобразительных искусств имени...
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.