Я занимаюсь дизайном интерьеров уже 12 лет и отношусь к категории людей, у которых есть «ключи» от квартир многих очень обеспеченных людей. Так называемый, luxury сегмент – это непростые клиенты, чаще всего они не любят афишировать свои состояния и очень редко разрешают фотографировать свои пространства. Моя задача — не просто создать идеальный дизайн интерьера и воплотить его, но еще и ничего никому не рассказать. Такой тайный «дизайн-агент» у богатых и очень богатых людей. Поэтому, переходить на личности я не стану, но расскажу о том, как менялось «лицо» и вкусы российской luxury-тусовки.
СТАДИЯ УЖАСАЮЩАЯ: МАЛИНОВЫЕ ГРЕЗЫ
С приходом к власти советских граждан и вплоть до самой перестройки о дизайне интерьера в нашей стране люди даже не слышали. Дизайнеров интерьера тогда в России вообще не существовало. Строили как могли и на основе своих представлений о прекрасном. Купить новый плед, повесить на стену ковер, принести домой штампованную репродукцию картины «Мишки в лесу» в позолоченной раме — вот он, скромный советский антураж. Немногим счастливцам были доступны польские стенки или чешские горки, которые считались практически верхом роскоши. Позже у людей появилась возможность легко и быстро заработать деньги, и вместе с этим пришло понимание, что выделяться можно не только джипами и малиновыми оттенками в одежде.
Для первых дизайнеров интерьера это было непростое время. Основными клиентами стали «новые русские». Они, как голодные дети, хватали эту дозволенную роскошь горстями — дорогой мебелью, безобразно вычурными конструкциями, декором, который кислотой выжигал глаза. Бороться с этим было сложно, убеждать — почти нереально. Долгий «голод» диктовал свои правила — наконец-то на рынке появилось что-то кроме белых люстр с красными цветочками, шведских стенок и коричневой квадратной мебели.
И заказы в то время шли соответствующие: побольше броского и яркого, золота, зеркал, текстур, все это намешать, чтобы богатство сшибало с ног.
Что покупали? Российский рынок в то время не мог похвастаться особым разнообразием: балом правили вездесущие итальянцы. Они были рядом и хорошо ориентированы на запросы клиентов: практически любая компания в лоб работала на разных условиях, делали на заказ и все что потребуется. При этом по доступным ценам.
Плюс итальянцы — немного цыгане. Нашу любовь к беспредельному пафосу они поймали очень хорошо, попали в волну первых больших денег и давали возможность получить этот сумасшедший блеск, фамильные гербы, немыслимые виньетки. Все тяжелое, сложное, барочное, с золотом, стразы, леопардовые принты – это великолепно попало в потребности наших заказчиков на тот момент.
Дизайнерам интерьера оставалось только ждать, когда пройдет эта ослепительная жажда выделяться в любую сторону, не всегда в самую лучшую.
СТАДИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ: ХОЧУ, КАК В ЕВРОПЕ
Люди начали путешествовать. Это добавило немного кислорода в запросы заказчиков. И если «малиновые пиджаки» деньгами сорили и стремились это всем показать, то вторая волна вела себя умнее.
Обеспеченные люди покупали недвижимость за границей, и видели, что там, у них, не принято кичиться богатством. Напротив, люди с деньгами обладают вкусом, а богатством, как правило, владеют исторически и не в первом поколении, явление это уже привычно и демонстрировать свое состояние нет такой потребности, и есть другие способы. У нас начали пересматривать свои требования как к интерьерам так и к дизайнерам. На этой волне обрел популярность классический стиль в интерьере — выдержанный и элегантный.
Но это было начало следующей волны.
СТАДИЯ ТРАДИЦИОННАЯ: ДЕНЬГИ С ИСТОРИЕЙ
Если вчера нам было нужно показывать, что денег много, то сейчас демонстрировать рынку то, что ты «сидишь на кране», не очень безопасно. Все стали делать вид, что деньги – наследство, полученное от предков.
Изменились запросы и в дизайне. Сейчас сложнее уговорить клиента сфотографировать свой интерьер и показать в портфолио, сославшись на хозяина этого великолепия. Мне, как дизайнеру, это усложняет задачу. Люди не хотят афишировать свои большие деньги, а я не могу показать результаты своего труда, иногда многолетнего. Но сама тенденция любопытна и показательна. Большинство таких миллионеров стали ими относительно недавно, на волне шальных 90-х. После страз и перьев с золотом, путешествий по миру, обращения к классике, запросы изменились. Большинство не хотят вспоминать своего бедного или не всегда простого прошлого. И интерьер призван решить эту задачу. Вы приходите в гости к человеку и у вас складывается ощущение, что он граф в десятом поколении, голубая кровь. Вы аккуратно так берете в руки чашку из тонкого фарфора и думаете: «О, это, наверное, фамильный сервиз». Вот такого эффекта требуею сейчас в премиум-сегменте, с такими запросами приходят к специалистам. Хороший дизайнер обладает инструментами и опытом, чтобы этот эффект создать и добавить винтажного шика так изящно, что никто и не догадается об истинном положении дел.
Но эта волна не единственная на настоящем российском luxury-рынке.
СТАДИЯ СОВРЕМЕННАЯ: ЭВОЛЮЦИЯ ВКУСА
Возраст и портрет премиум-сегмента сейчас очень изменился. Огромное количество топ-менеджеров, которые рано начали, хорошо сформировались, успели приобрести недвижимость и сделать свои первые ошибки здесь и за границей. Они начали понимать, что они премиум. И хотят соответствовать. Среди них есть совсем молодые — 27-35 лет. И если мимо вас на 911 Porshe промчится такой «подросток» — не думайте, что машину ему купил папа. Возможно, он заработал на нее сам. И лично мне приятно это знать.
Есть категория детей олигархов и просто очень обеспеченных родителей. Им уже хорошо за 30+, за спиной отличное классическое образование где-то в Европе, Америке или Англии (может быть несколько). У таких детей развито чувство вкуса, нет финансового голода и потребности доказывать свою состоятельность. Эти люди знают, как живут их друзья и им уже в меньшей степени свойственны попытки украшать свои бентли стразами или обклеивать золотой пленкой феррари, с целью привлечь к себе хотя бы какое-то внимание. Третья подкатегория сегодняшних luxury — это 35-45 лет, бодрый премиум-сегмент, который много может себе позволить и выбирает жить хорошо и красиво.
Что характерно для всех? Наличие вкуса, и любовь к качеству. С одной стороны люди не стремятся показывать свои деньги, с другой — хотят в интерьерах все высшего качества. Если мебель, то из дорогого дерева и лучшего текстиля, если кожу, то особой выделки. Мы понимаем, что никакая новая разработка не заменит натуральные материалов — уникальные породы камня, дерево экзотических пород, редкой выделки кожу или великолепный сложный натуральнй шелк. И все это в спокойных, классических или современных интерьерах.
Со своим спокойствием и классикой идеально подходит такому менталитету американский стиль в дизайне интерьеров. Хотя он еще очень мало знаком широкому российскому рынку, тем не менее, немногие дизайнеры, c хорошим вкусом и образованием достаточно давно работающие с теми самыми VIP, используют именно американскую и английскую мебель, кастомизированную, дорогую, особенную. Много великолепия создается также на французском рынке. Необычные, очень стильные световые, отделочные решения и весьма достойная мебель.
Эта тенденция на российском рынке существует последние лет 5-10. И, надеюсь, будет продолжаться и дальше, и ничто не нарушит этой прекрасной гармонии. Мне хочется верить, что однажды, хороший вкус станет править бал и на российском рынке дизайна, и этот мир станет немного лучше и значительно прекраснее.
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ ЗАКАЗЧИКОВ
Русские не привыкли и не умеют ждать, что обусловлено исторически, так как мы не уверены, будет ли завтра возможность зарабатывать такие же деньги, что и сегодня. Это понимание нестабильности во многом диктует менталитет заказчиков: у нас важно произвести впечатление сегодня и желательно впрок. Очень влияет психология заказчиков в аспекте того, что несмотря на обладание вкусом, чаще всего желание произвести впечатление преобладает над разумом и хорошим вкусом. Отсюда — огромное желание переложить увиденное за границей на российскую реальность, в другие, по сути, стены, менталитет и климатические параметры.
Еще одна сложность — русские чаще других не доверяют профессионалам. Клиенты, зачастую сами не являясь профессионалами ни в какой области, и не считают таковыми других. Людей у нас нанимают, но слушать их квалифицированное мнение не считают нужным. Заказчики продолжают просить «отполировать», «причесать» и подогнать под какие-то собственные внутренние стандарты интерьер, иногда забывая, что это все же дом, место для жизни в первую очередь. Представление о прекрасном у наших заказчиков также весьма своеобразны. Люди, в подавляющем большинстве, состоятельны лишь в первом поколении. И их установки желательно и даже нужно корректировать грамотными специалистами.
Хороший интерьер отражает внутренний мир хозяина и его жизненные ценности. Нет смысла воссоздавать итальянское палаццо или французский шеби-шик в обычной «хрущевке» или свежекупленном элитном таунхаусе, так как любая попытка напрямую перенести или жестко стилизовать интерьер под определенный стиль подчеркнет не соответствие контексту. Правильнее чувствовать и видеть новое, пробовать другое, не теряя при этом связи с корнями и реальностью.
Чего до сих пор недостает многим российским интерьерам — это европейской открытости, смелости, эмоциональной непосредственности и импровизации. И, конечно, доверия профессионалам.
Текст: Виктория Киорсак
Фотографии: Victoria Kiorsak Interior Design
Поделиться:
Еще на эту тему
-
Новый размер ретро
Smeg представляет новый размер легендарного холодильника FAB из ретро-линейки марки.
-
Интеллектуальный кофе
Чтобы полностью раскрыть вкус кофе, компания Siemens разработала линейку автоматических кофемашин EQ, берущих все самое лучшее из каждого зерна. Сейчас появились новые модели.
-
В России начинается продажа бытовой техники с технологией Home Connect
Мобильное приложение Home Connect позволяет управлять «умной» техникой разных брендов дистанционно. Техника, управляемая через приложение Home Connect, приобретает новые расширенные функции. Технология Home Connect позволяет использовать бытовые приборы более эффективно и облегчает домашние хлопоты.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.