Корреспондент ECLECTIC провел два дня в парке «Торфянка» в Лосиноостровском районе Москвы, где уже больше недели длится активное противостояние между православными активистами и местными жителями. Яблоком раздора послужило строительство храма на территории зоны отдыха.
День первый. 24.06.15. Два года назад мэр Сергей Собянин подписал постановление правительства Москвы», наделавшее уже тогда много шума: «Об утверждении проекта планировки части территории объекта природного комплекса № 65 Северо-Восточного округа Москвы „Парк на Изумрудной улице“ по адресу Осташевский проезд, вл. 4», согласно которому 0,2 Га территории парка выделяется для строительства храмового комплекса в рамках программы «200 храмов.
Весной 2015 года Мосгорсуд выявил, что общественные слушания по вопросу строительства храма проводились с явными нарушениями. Как утверждают местные жители, на общее собрание они приглашены не были. Вместо них пришло около 70 заранее подготовленных будущих прихожан будущего храма, которые и поставили свои подписи. В результате дело вернули в районный Бабушкинский суд Москвы для пересмотра. Дата очередных общественных слушаний пока не назначена.
Несмотря на это, вечером 18 июня в «Торфянке» появилась спецтехника. Были разбиты бордюры и установлены ограждения. На следующее утро недовольные местные жители перекрыли дорогу строителям и разбили палаточный лагерь около планируемого храма. Через некоторое время на месте появились православные добровольцы, казаки и представители правого движения «Сорок Сороков», поддерживающие строительство церкви.
В среду вечером огороженная территория стройки больше напоминала военный лагерь. Накаченные молодые люди в майках со славянскими символами составляли большую часть защитников храма. Также наблюдалось несколько мужчин, на одежде которых были надписи «Спецназ», «Морская пехота» и другие. Мне с помощью удостоверения сотрудника СМИ удалось попасть за ограждение и пообщаться с несколькими молодыми людьми.
«Основная суть конфликта заключается в том, что люди дезинформированы, — рассказал мне представитель движения «Сорок Сороков» Иван Катанаев. — Им рассказывали, что будет застраиваться весь парк. На самом деле на строительство выделяется лишь двадцать соток. Сейчас строится временный храм, маленький. Я нахожусь тут уже пять дней. Когда мы общаемся с местными жителями и рассказываем им всю правду, они тут же уходят. Среди них есть около десятка провокаторов, которые поставили палатки и мешают проезду техники. Они говорят, что мы их били электрошокерами, травили газом, оскорбляли. Это все не правда. Посмотрите на нас — мы взрослые люди и можем сами за себя постоять». «Да, возможно вы чем-то похожи и на противников строительства», – робко заметил я. «Чем похожи? — моментально насупился Иван». «Ну, в том плане, что и с той и с другой стороны люди», — ответил я. «А, ну если в этом плане, то да, — согласился мой собеседник. — Я к тому, что мы гораздо крепче своих оппонентов. Нам не нужны никакие средства. Мы можем сами себя защитить».
На территории стройки расположены строительный вагончик, стол с навесом, биотуалет, высокий деревянный крест, несколько палаток и стенд с молитвенной песней. Возле забора ходит мужчина в рясе и разговаривает по мобильному телефону. Его все называют настоятелем будущего храма отцом Олегом. Внезапно в лагере начинается паника. Выясняется, что подъехал автобус с ОМОНом. Молодые люди спортивного телосложения спешно покидают территорию и рассредоточиваются по парку. За забором остаются лишь благовидного вида мужчины с бородами, неожиданно надевшие салатовые жилетки.
Я отправляюсь в противоположный лагерь, где по рассказам Ивана должны находиться около десятка провокаторов. Не найдя ни одного, иду в импровизированный штаб, расположившийся под небольшим шатром. Там как раз идет обсуждение организационных вопросов. На столе стоит чай и нехитрая еда. Любой желающий может подойти и перекусить. Выясняется, что многие люди не спали уже по пять-шесть суток, однако сдаваться они не намерены. Обозначить какой контингент выступает против строительства храма практически невозможно. В толпе присутствуют люди практически всех возрастов. Многие пришли с детьми.
Проанализировав происходящее, можно сделать вывод, что все их действия были спонтанны. В отличие от защитников храма, их оппонентами никто не руководит. При этом большинство из них, по собственному признанию, является верующими люди. Жители, которых представители «Сорока Сороков» в социальных сетях называют «храмофобами» и «храмоборцами», подчеркивают, что выступают отнюдь не против церкви и были бы рады постройке этого здания, но только в другом месте, где оно не будет мешать людям. Необходимо отметить агрессии к своим оппонентам собравшиеся не проявляют. Однако жители возмущены фактами применения физической силы против них.
«С противоположной стороны появились угрозы, — говорит девушка по имени Дарья. — Их активисты каким-то образом вычисляют людей и начинают звонить им на мобильный телефон. Ингода они проходят мимо и бросают сквозь зубы что-то типа: «Дай Бог, чтобы вы сегодня дошли до дома». Вчера женщину пытались проводить до какой-то непонятной машины. Благо, что она местная, поэтому сумела скрыться от нападавших во дворах. Еще одной девушке баллончиком повредили роговицу глаза. Ее тут же отвезли к врачу и там все зафиксировали. На наших мужчин нападали, рвали им одежду. В те дни, когда не было прессы представители нигде не зарегистрированной группировки «Сорок Сороков» ходили по территории парка в красно-черных майках. Также эти люди сверкали в темноте электрошокерами, это видели все жители. С наступлением темноты они не раз доставали биты».
Через некоторое время мне удается найти пострадавшую от газа девушку:
Ближе к вечеру людей в стане противников строительства прибавилось. Один из жителей принес гармонь, исполнил на ней «Смуглянку» и еще несколько известных композиций в результате площадка с шатром стала напоминать лагерь партизан. Между противоборствующими сторонами периодически вспыхивали споры, которые отнюдь не рождали истину, а, скорее, наоборот убеждали каждого в своей правоте.
В 19:00 на место прибыл председатель Российской объединённой демократической партии «Яблоко» Сергей Митрохин. Он пообщался с жителями и пообещал им помочь. Аналогичная встреча также произошла на следующий день.
Чтобы утолить информационный голод, я вернулся к огороженной территории, где пообщался с длинноволосым бородатым мужчиной в синей рубашке, выступающим за строительство храма. Он сразу же спросил, есть ли у меня нательный крест, и могу ли я прочитать определённую молитву. Получив отрицательный ответ, мой собеседник представился Сергием и завел разговор на религиозную тему, в ходе которой все же согласился разъяснить свою позицию по поводу строительства храма. По его мнению, церковь в парке «Торфянка» необходима для того, чтобы Россия не повторила украинский сценарий. Также Сергий добавил, что «майдан» в Украине произошел из-за того, что там было мало церквей. Как именно связаны события в соседнем государстве с происходящим на северо-востоке Москвы, мужчина не пояснил. Здесь же мне удалось взять комментарий у Олега Шалимова, которого называют настоятелем строящейся церкви. «Сейчас строительство храма приостановлено, — пояснил он. – До этого работы велись с помощью профессиональных строителей и добровольцев. Наши действия абсолютно законны. Со всеми документами вы можете ознакомиться на нашем стенде».
По мнению местных жителей, застройщики храма не ограничатся территорией в 0,2 Га. «У них есть несколько планов, — рассказывает женщина по имени Наталья, участвующая в противостоянии с самого начала. – Первый они вывесили на улицу для обычных людей, второй показывают тем, кто рангом повыше, ну, а третий план, настоящий, они хранят в тайне. Нужно понимать, что эти 0,2 Га выделены под возведение только временного храма. Постоянный займет территорию куда больше. Сейчас эта земля находится у них в аренде на 49 лет. В законодательстве есть такая хитрость: как только они снесут временную церковь и поставят на ее месте каменное сооружение, земля передается им в бессрочное пользование. И, как вы понимаете, это будет уже далеко не 0,2 га».
Завершился вечер достаточно мирно. В парке под шатром осталась дежурить смена местных жителей. Остальные разошлись по домам.
День второй. 25.06.15. Если предыдущие сутки прошли под знаком борьбы двух противоположных точек зрения, то следующие наглядно показали огромную пропасть между простыми людьми и государственной машиной.
Около 14:00 в парк въехало два автобуса с ОМОНом. Силовики потребовали от местных жителей свернуть тент, который по закону разрешается ставить в парковой зоне. Когда присутствующие отказались подчиниться требованиям, человек, представившийся заместителем начальника УВД СВАО Ивановым, стал грубо срывать знамя Победы, развивающееся на тенте. В ответ на просьбы жителей не делать этого, сотрудник полиции оттолкнул одну из женщин, не имея на то объективных причин, и даже заломал ей руку .
Затем бойцы ОМОНа растолкали жителей и разобрали тент. В это время на стройплощадке представители незарегистрированной организации «Сорок сороков» прятались от солнца под двумя тентами. При этом на данной территории было установлено несколько палаток, что, вроде как тоже противоречит законодательству России. Тем не менее, к сторонникам храма силовики никаких претензий не предъявляли. Необходимо отметить, что собравшиеся жители не выкрикивали никаких лозунгов, однако все претензии были направленны именно к ним, в то время как у представителей противоположного лагеря на наших глазах ни разу не проверили документы.
После демонтажа палатки, полицейские выстроились возле строительной площадки и взяли ее под охрану. Ситуация все больше начинала напоминать какой-то рейдерский захват. Ближе к вечеру состоялась встреча жителей с депутатами КПРФ Владимиром Потаповым и Николаем Зубрилиным. Во время нее ОМОН стал вытаскивать из толпы всех подряд и настойчиво вести в автобусы. На просьбы депутатов к руководству полиции разобраться в происходящем никто не отреагировал. Задержания продолжились. Полицейские отнимали у граждан паспорта и под различными предлогами увозили в отделение. Через некоторое время подъехало еще два автобуса с представителями правоохранительных органов. Силовики в черных касках и бронежилетах, с резиновыми дубинками окружили безоружных горожан. После такого становится понятно, что наибольшую опасность для себя власти видят не в преступниках и маргинальных элементах, а в инициативных гражданах, готовых бороться за свои права.
Несмотря ни на что, жители намерены добиваться полной отмены решения о выделении участка для строительства храма из общепарковой зоны. Иными словами, данная территория сейчас выведена за пределы парка.
В районе десяти вечера на сайте префектуры СВАО появилось следующее сообщение: «До решения суда прекращается вся подготовка к возведению храма. Убирается техника, уходят строители. Будут убраны палатки и тенты с обеих сторон». Сразу нужно сказать, что на огороженной площадке нет ни тяжелой техники, ни строителей. Там находятся строительный вагончик, стол с навесом, биотуалет, деревянный крест около двух метров высоту и, собственно, забор. Однако про них в префектуре ничего не сказали, исходя из чего, можно сделать вывод, что данное сообщение направлено, скорее, против лосиноостровцев. Единственной конструкцией на занятой ими территории является легкий переносной тент.
26.06.15. Стало известно, что жители отказались от встречи с префектом, ссылаясь на полное недоверие к нему и к главе управы района Лосиноостровский из-за многочисленных невыполненных обещаний. Они требуют отмену постановления правительства г. Москвы №288-ПП, согласно которому выделен участок из общего пользования в территорию под строительство храма. Горожане будут продолжать противостояние до тех пор, пока постановление правительства не будет отменено.
Как сообщает Интерфакс, префект СВАО в четверг провел совещание, посвященное проблемной ситуации в Лосинке, где в течение нескольких дней в сквере проходят акции противников и сторонников строительства храма. Согласно принятому решению, все строительные работы по возведению православного храма в парке «Торфянка» в Лосиноостровском районе Москвы будут немедленно прекращены до окончательного решения суда, заявил префект СВАО столицы Валерий Виноградов.
ECLECTIC внимательно следит за происходящим и будет держать вас в курсе событий.
Дмитрий Веселов
Медиа: Дмитрий Веселов, youtube.com
Поделиться:
Еще на эту тему
-
Пластические хирурги: доктор Преображенский VC Данила Кузин
Один из ведущих пластических хирургов России Данила Кузин обсудил с онлайн-журналом Eclectic сериал, основанный на реальных событиях 1966 года.
-
Дистанция глобального размера
В статье Аниты Дмитриевой, магистра психологии, семейного психотерапевта, клинического психолога, члена EABCT и АКПП, рассматриваются плюсы и минусы онлайн-обучения, объективные трудности, как с ними справляться и что необходимо, чтобы получить качественные знания.
-
9 способов отметить День России
Штатный советчик Eclectic задумался, как провести ближайший государственный праздник - День России. И не может удержаться, чтобы не поделиться своим открытием со всеми
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.