маршруты

Новое чудо Тосканы

Сегодня в Тоскану едут не только для того чтобы прогуляться по старым камням, но и чтобы восхититься новыми.

Пологие холмы Тосканы, ее облака и тающие в дымке «сфумато» долины веками служили фоном для множества гениальных полотен. Остановившееся время, «безлюдье и старый мрамор» во все времена привлекали сюда путешественников со всего света.  Казалось бы, так будет всегда. Но все меняется: следом за супертосканскими винами, вспенившими апеннинское виноделие, сюда пришла революционная мировая архитектура. Сегодня в Тоскану едут не только для того чтобы прогуляться по старым камням, но и чтобы восхититься новыми.

Живой источник

Кто бы мог подумать, что в роли ниспровергателей устоев выступит надежда и опора древней земли — флорентийские аристократы, patrizi fiorentini, чья история насчитывает десяток веков?  Винодельня Castello di Fonterutoli, основанная в 1435 году, находится в руках семьи маркизов Маццеи уже на протяжении 24 поколений, их вина редко опускаются ниже 95 баллов в самых престижных справочниках, и это продолжается десятилетиями в новейшей винной истории… Маццеи – символ стабильного качества. О чем им, казалось бы, еще мечтать? Однако в 2006 году на свет было явлено нечто новое, небывалое, настоящее чудо — грандиозное сооружение, напоминающее и Римский Колизей, и… марсианскую космическую станцию одновременно. Словом, новый трехуровневый проект, с залами для дегустаций, помещениями для производства вина, в который было инвестировано 30 миллионов евро.

Однако глядя на старинное поместье, по которому проходит дорога римских времен, трудно догадаться, что в нем хорошенько поработал современный архитектор – весь новострой надежно скрыт внутри холма. И вот результат: несмотря на то, что площадь винодельни 10 тысяч квадратных метров, снаружи она незаметна!

В недрах скалистого участка этрусских времен скрыто самое настоящее чудо: подземный водопад из минеральных источников, которые, стекая по отвесным камням, регулируют влажность и охлаждают погреб (температура под землей колеблется в пределах 11-18 градусов зимой и летом).

«Мы всегда знали о его существовании, — говорит Франческо Маццеи. — Castello di Fonterutoli – наше семейное гнездо, да и само название «fonterutoli» переводится как «придорожный источник», у которого путешественники могли освежиться и отдохнуть, путешествуя между Сиеной и Флоренцией. Вот это уважение к традициям, природе, историческому наследию — неотъемлемая часть нашей философии.»

Золотая гора

Следом за маркизами Маццеи удивить мир решила другая знатная флорентийская династия, семья Антинори, открывшая новые погреба в самом сердце Кьянти Классико, в долине Пеза.

Первые эскаваторы въехали на холм в Баргино в 2006 году. Через шесть лет новое здание, внедренное на 10 метров в «священную» гору и на строительство которого было потрачено около 100 миллионов евро, приняло первых посетителей.

Италия Тоскана новое искусство in
Италия Тоскана новое искусство in
Италия Тоскана новое искусство in

Как и в случае с Кастелло Фонтерутоли, никакого погреба с дороги не видно: на повехности земли – лишь две «царапины» из стекла и бетона. Все остальное – в глубине холма, благоразумно прикрытом недавно посаженными молодыми лозами. Архитектор Марко Казамонти вылепил 26 тысяч квадратных метров пространства из рыжей тосканской плитки «cotto», обожженной в соседней Импрунетте. Терракотой облицованы погреба, стены магазины, офисов, музей истории семьи, выстланы полы конференц-зала, дегустационных комнат и ресторана…. Свойства обожженной теракоттовой плитки, из которой сделан купол флорентийского Дуомо, давно известны местным архитекторам – она прочна, противоударна, помогает поддерживать температуру, столь необходимую для старения вина. Отдав дань традиционному материалу, архитектор не забыл ни о железе (из него сделаны винтовые лестницы), ни о дереве (из дубовых панелей выложены стены конференц-зала), ни о стекле (его особенно много на первом этаже). Стеклянные двери и окна делают еще более просторными огромные помещения, заключенные в раму тосканских пейзажей. В музее на первом этаже — генеалогическое древо семьи, занимающейся виноделием на протяжении 26 поколений, а также фамильный герб, выполненный пять веков назад Джованни делла Робиа. Тут же фотографии маркиза Пьеро Антинори с тремя дочерьми – Альбиерой, Аллегрой и Алессией, ну и – куда ж без него! – вечный хит всех винодельческих музеев, старинный громадный деревянный винный пресс.

Сквозь окна диарамы открываются виды на тосканские холмы – земли, где семья Антинори столетьями черпает вдохновение. Правы те, кто называет эту винодельню храмом вина: он словно рождается из земли, и, подобно плодоносящему фамильному древу, уходит корнями в землю.

Из любви к искусству

Не секрет, что сегодня винодельни мало-помалу становятся такими же туристическими атракционами, как и прославленные музеи. Грани изобразительного искусства и качественной гастрономии размываются вином и скрепляются хорошим вкусом.

Одним из первых в конце 90-х это понял Марко Палланти, заполнивший свой винный замок Castello di Ama под Сиеной творениями современных мастеров. Сегодня там почитают за честь выставиться Микеланджело Пистолетто, Джулио Паолини, Илья и Эмилия Кабаковы.

Масштабность и эстетическое совершенство современных виноделен заставляет задуматься о будущем этих архитектурных гигантов. Чем еще можно наполнить эти обширные архитектурные пространства, на которые были потрачены десятки миллионов евро?

Профессиональная певица и великолепный винодел Катарина Деи тоже задумалась о союзе вина и искусства, тем более что ее семья давно уже владеет мраморными карьерами. Построенная из благородного материала винодельня по соседству с Монтепульчано напоминает по форме раковину гигантской улитки — моллюсков с древних времен находят на территории Тосканы. Специально для хозяйки архитектор Алессандро Баньоли развернул винодельню амфитеатром – теперь там не только производят благородные Вина Нобиле, но и дают концерты: на сцене под звездным тосканским небом выступают как приглашенные артисты, так и сама Катарина Деи.

Но больше всего повезло владельцу «заводов, газет пароходов» Паоло Панераи, который на склоне лет задумал стать еще и виноделом. На пяти сотнях гектарах виноградников Rocca di Frassinello археологи из года в год находят изумительные произведения искусства, вызывающие интерес не только любителей, но и профессионалов (в том числе директора Эрмитажа М.Б. Пиотровского). Тут расположен один из важнейших некрополей – San Germano, по соседству с древним поселением Ветулония. Для начала Панераи заручился поддержкой не кого-нибудь, а Эрика де Ротшильда. Проект с французским бароном начался с покупки в Пойаке лоз каберне совиньон, мерло и пети вердо и завершился возведением грандиозной постройки Rocca di Frassinello в Маремме, которую сочинил обладатель архитектурного «Оскара», премии Pritzker Prize, Ренцо Пиано. (В молодости он сделал себе имя, выиграв конкурс на строительство центра Жоржа Помпиду в Париже и позже построил здание для New York Times на Манхэттене).

Тоскана Castello di Ama in
Тоскана Castello di Ama in
Тоскана Castello di Ama in
Тоскана Castello di Ama in

Rocca di Frassinello – это встроенная в параллелепипед башня ярко-оранжевого цвета, видная отовсюду. Чтобы оценить сполна этот врытый в холм проект, необходимо папасть внутрь: его украшение – винный погреб в форме амфитеатра,  в котором китайские посетители любят запускать дроны и получать эффектные фотографии, а сам хозяин – устраивать концерты классической музыки и ужины при свечах среди французских бочек. Льющийся сверху свет – архитектурный парафраз знаменитого римского Пантеона.

Паоло Панераи – друг модных домов и мастер основанных на этом знакомстве маркетинговых ходов: уже не первый год его вина выходят в свет в нарядах от Версаче, Валентино и Миссони, причем все эти Мерло и Каберне Совиньон  с лоскутками и бусами на этикетках неплохо продаются на неокрепших рынках России, Китая и США. 

Италия Тоскана новое искусство in
Италия Тоскана новое искусство in
Италия Тоскана новое искусство in
Италия Тоскана новое искусство in

Этикетку для вин Панераи сделал и модный фотограф Давид Лешапель, изобразивший оливковые рощи и виноградники Мареммы как ветхозаветный рай с пока еще неизгнанными из него Адамом и Евой.

Однако главное сокровище и образец подлинного искусства – музей древностей, расположенный на винодельне. Его украшение – редчайшая греческая ваза V в. до н.э., найденная на территории поместья, вокруг которой и организовано грандиозное выставочное пространство. По соседству — выразительная этрусская группа, воссозданная с помощью технологий 3D и образцы этрусской одежды, которых нет ни в одном другом итальянском музее. Энтузиазм, с которым владельцы инвестируют в раскопки, коллекционируют предметы и реставрируют предметы, вызывает искреннее уважение: понятно, что осыпанное высокими оценками вино и престижная винодельня для них лишь повод поведать о чем-то большем — предках и истории, уходящей в глубокую древность.

Татьяна Гаген-Делкрос
Фото: Alessandro Moggi, Татьяна Гаген-Делкрос

[fb-like-button]

Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Большой Московский цирки станет интерактивным и технологичным

Эдгард Запашный прокомментировал грядущую реконструкцию здания Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

В Московский зоопарк привезли детеныша малайского медведя

У мишки черный окрас, на груди — большое белое или рыжее пятно в виде подковы, напоминающее по форме и цвету восходящее солнце.

«Форс в мажоре» в театре «Русская песня»

Премьера самой многообещающей комедии года стартует на сцене Театра «Русская песня». Накануне первого показа 17 сентября прошла пресс-конференция в Hotel...

Лето в Подмосковье. Путешествие к Достоевскому

В июле в Зарайске впервые состоялся фестиваль-путешествие «Достоевский». Семья Достоевского жила под Зарайском, в усадьбе Даровое, и здесь, по воспоминаниям...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Театр Пушкина: открытие 75 юбилейного сезона

Московский драматический театр имени А.С. Пушкина открыл 75 юбилейный сезон и провел традиционный сбор труппы на основной сцене театра. Художественный...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/