параллели

Знаки поэтов

Герои нашего изыскания давно забронзовели, и мы привыкли считать их гениями. Но гений и человек, которому он достался – понятия разные.

Одно дело, когда муза приходит к поэту и нашептывает ему что-то на ухо, что принесла на своих устах из небесных сфер, и совсем другое – сам поэт, живой человек со своими страстями, достоинствами, недостатками и гороскопическими огрехами. Посмотрим на всем знакомых и даже немного родных героев рифмы через призму астрологической характеристики.

Александр Николаевич Вертинский
(9 марта 1889 года, Рыбы)

Про Рыб нужно понимать несколько принципиальных моментов. Этот знак во многом двойственен и полностью оправдывает обозначение в виде двух рыб, которые плывут в противоположные стороны и держат во рту нить, связывающую их в единое целое. Внимательно посмотрите на Рыбу: это холодная селедка, в глазах которой нет души, а зеркальная «чешуя» помогает слиться с любым окружением. Но это наружность. Внутри же Рыба может быть либо очень доброй, либо очень злой. Все Рыбы делятся на две группы: исчадия ада и ангелы. Первые потоками колкостей способны вывести из себя кого угодно, вторые же настолько правильны, что у окружающих они перманентно вызывают некое промежуточное чувство между умилением и раздражением их моральной безупречностью.

Рыбу в Вертинском выдает абсолютная доброта. В большинстве его песен нет ни капли злобы. Их строки наполнены лишь вечными страданиями о несбыточной любви… и тонким юмором! Романтические чувства героев порой кажутся настолько гипертрофированными, что даже становится смешно. Ну зачем стенать о той, которая никогда не будет твоей?! Борись или забудь! Так сделал бы любой, но не Рыбы. Для них вполне естественно «И бледнеть, и терпеть, и не сметь увлекаться / И, зажав свое сердце в руке / Осторожно уйти, навсегда отказаться / И еще улыбаться в тоске».

Печальный чудак Пьеро, вечный страдалец, настырно горюющий о чем-то несбыточном – прекрасный образ для доброй Рыбы, случайно выбранный Вертинским еще в самой молодости при подготовке к представлению перед ранеными. Тогда, убегая от себя и кокаиновой зависимости, он отправился на фронт и служил санитаром в военном госпитале. Кстати, «уходить в параллельный мир», например в дурман или на войну, так типично для Рыб. Все «личные» качества Пьеро чуть ли не списаны с гороскопа доброй Рыбы. Она всегда найдет, кому посочувствовать, кого пожалеть, всегда поймет любого, даже того, кто запутался в себе. Но себя Рыба не понимает. И уж точно она не такова, какой кажется окружающим. Отличный пример: в молодости Вертинский пытался поступить в Московский художественный театр. Принимавшему экзамен Станиславскому не понравилось произношение буквы «р». А ведь благодаря именно этому дефекту речи Вертинский абсолютно узнаваем и неподражаем!

Но стоит помнить, что Вертинский – Рыба не только доб­рая, но и двуличная. Косвенные свидетельства наводят на мысль, что Вертинский был агентом советской разведки. Как это возможно? Просто для Рыб с их «фирменной» двойственностью такое вполне допустимо. Можно быть и экзальтированным страдальцем, и хладнокровным разведчиком одновременно.
Рыбам характерно тонкое чувство юмора. Не ждите от них хохм и приколов. Это мастера иронии. Слова шутливых песен Вертинского («Рафинированная женщина», «Безноженька», «Марлен», «Желтый ангел») не заставляют гоготать, но и без улыбки вряд ли кого оставят.

Зачастую Рыбы страдают от внутренних противоречий, которые их изводят. В песнях Вертинского между строк угадывается какой-то хронический неразрешимый внутренний конфликт, но что и с чем конфликтует не понять. Наверное, Александр Николаевич и сам этого не понимал до конца. Это очень по-Рыбьи!

Каким же виделось счастье Вертинскому? Это загадочное понятие сводилось для него к трем вещам: семья – у него случился чудесный роман с будущей женой Лидией, которая подарила ему двух дочерей; покинутая Родина, ради которой он стал агентом советской разведки; и сердечные муки лирических героев – для Рыб бесцельные страдания вполне характерны.

Александр Сергеевич Пушкин
(6 июня 1799 года, Близнецы)

Близнецы по гороскопу обладают крайне живым умом, способным работать без остановки круглые сутки, и поэтому им порой кажется, что они единственные, кто не тормозит. Они проворны, порхают будто по воздуху, и налетают на других с вопросом: «Почему так медленно?» На что хочется спросить в ответ: «А почему так быстро?!» Но для Близнеца этот вопрос давным-давно – уже секунды три как – не актуален: он увлечен другим делом.

Желание взяться за множество дел сразу, зачать тьму проектов, которые не родят даже мыши, – вот настоящий бич Близнецов. Эта особенность проглядывает у Пушкина и в том, что перед первой главой «Евгения Онегина» он писал, что начал большое стихотворение, которое, возможно, не будет закончено, и в том, что в финале третьей главы есть слова «Докончу после как-нибудь!». Желание увильнуть от продолжения начатого дела – это так характерно для Близнецов!

Для Близнеца, особенно молодого, тягостна методичная деятельность. Еще во времена учебы в лицее Пушкин жаловался на скуку, которая донимала его на занятиях. Сам Пушкин так писал П.А. Вяземскому (1816): «Правда, время нашего выпуска приближается; остался год еще. Но целый год еще плюсов, минусов, прав, налогов, высокого, прекрасного!.. Целый год еще дремать перед кафедрой… Это ужасно».

Однако у Близнецов неусидчивость можно исправить качественным образованием и самовоспитанием. С возрастом Пушкин смог преодолеть эту отрицательную черту своего знака зодиака и научился работать методично, в одном направлении. Добавим к бойкому уму Близнецов пылкий нрав Пушкина (вспомним о его африканских корнях) и поэтический дар – и вот наш герой готов уж «возбуждать улыбку дам огнем нежданных эпиграмм».

К тому же для Близнецов характерны стремительные смены настроения. В голове у них «живет» человек шесть-восемь. Или 28. И каждый хочет себя показать окружающим. Представьте, встретились вы с Александром Сергеевичем на рауте, был он добр и весел, а через пять минут стал хмур и задумчив. Это его близнецовое другое «я» захватило власть над мыслями и чувствами). Лишь чтобы отмахнуться от вас, он может отпустить в ваш адрес пару колких строк, с которыми не поспоришь, – ведь это строки гения.

Но переменами настроения проявления многоликости Близнецов не заканчиваются. Пушкин, будучи Близнецом, был наделен «несколькими гениями». Историческая точность его произведений удивительна. Например, описанные в «Капитанской дочке» события, быт и взаимоотношения настолько близки к действительности, что эту повесть легко можно назвать «историческим документом», хотя и придуманным. В качестве историографа Пушкин получил задание от императора Александра II написать «Историю Петра», которая не была закончена. Также, несмотря на гуманитарную направленность, ему была точно известна методология естественных наук, и это понимание он отразил в стихотворении «О, сколько нам открытий чудных…». Без ясного видения методики научного поиска такого не напишешь. Наверное, натура Близнеца позволила бы Александру Сергеевичу стать и блистательным экспериментатором, и музыкантом, и художником, стоило только захотеть.

И главный вопрос: что значит для Пушкина счастье? В «Евгении Онегине» счастье в большинстве случаев идет рука об руку с любовью, «сердечной негой» и сердечными муками. Сам же Пушкин после свадьбы вовсе перестал писать любовную лирику, обращенную к другим женщинам. Выходит, нашел он свое счастье, и оно было в любви к Наталье Николаевне. А впрочем… «Привычка свыше нам дана: замена счастию она…»

Марина Ивановна Цветаева
(26 октября 1892 года, Весы)

Главное место в жизни Весов занимает эстетика. Чувство прекрасного – тот центр, вокруг которого вращается вся их вселенная. Но Весы имеют собственное представление о прекрасном. Они с трудом принимают некрасивое, стремятся взамен сотворить красоту. Творчество – наиболее естественная для них форма деятельности. Весы с раннего детства проявляют способности и интерес к разнообразным искусствам. Особенно к стихосложению, музыке, изобразительным искусствам. С шести лет Марина писала стихи на русском, французском и немецком языках, прекрасно владела фортепиано, много читала и видела свое истинное призвание в литературе.
Для Весов творчество – это все. И кажется, что биография Цветаевой лишь его фон. Она написала более 15 поэтических сборников, 16 поэм и многое другое. Глядя сквозь призму ее жизненных невзгод, кажется, что творчество для нее – единственная остро важная ценность. Его она пронесла гордо, согласно знаку, через все превратности судьбы, не уронив достоинства и не заключив сделку с совестью.

Весы относятся даже к своим возлюбленным как к произведениям искусства. Если ты творец, почему бы не придумать человека, в которого можно влюбиться, и сделать его своим вдохновением? Марина Ивановна всегда хотела нравиться, вышла замуж в 19 лет. Но поиски вдохновения породили немало любовных хитросплетений: романы с мужчинами и женщинами, множественные влюбленности, зачастую вымышленные. Придуманный роман с Мандельштамом – отличный пример. В жизни они встречались пару раз, но этого было достаточно для огромной переписки. Напротив, роман с Софией Парнок длился с 1914 по 1916 годы, и по его окончании Марина Ивановна писала: «Любить только женщин (женщине) или только мужчин (мужчине), заведомо исключая обычное обратное, – какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин (женщине), заведомо исключая не­обычное родное, – какая скука!»

Но было в жизни поэтессы и партнерство, которое необходимо Весам. В 1916 году Цветаева вернулась к мужу Сергею Эфрону, «принцу», как она говорила, в котором видела по-особенному красивого мужчину с неземными глазами. В муже она также воплотила отчасти придуманный образ, но тем не менее не раз доказала свою преданность ему: и в пору Гражданской войны, и в отважном решении отправиться за супругом из Парижа в Москву, и даже в предсмертной записке. Характерная черта Весов – беспрекословная преданность партнерству.

Возможно, и самоубийство поэтессы связано с невозможностью творить. Гения среди людей не держали ни семья, ни сложные отношения, ни убогий быт. Только стихи! Из предсмертной записки сыну: «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже… Пойми, что я больше не могла жить… попала в тупик». Дарящий жизнь исток исчерпан. Осталась только пустота или смерть.

Лишь в творчестве и любви для Цветаевой было счастье. Истинное счастье Весов, ребенка Венеры и Аполлона, – творить и любить, усиливая и дополняя одно другим.

Конечно, скажет придирчивый читатель, идти по готовой судьбе легко – это как делать критический разбор давно созданного произведения. Но. Давайте оглянемся. Вдруг рядом с вами талант? А может быть, вы и сами – яркая творческая личность? Тогда воспримите наши изыскания как подсказку: иногда неплохо заглянуть в гороскоп, чтобы предположить, куда может вас завести творчество. Следите за тем, чтобы не уводило далеко от счастья.

Кирилл Александров
Иллюстрации: Влад Листьев

 

 

[fb-like-button]

Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Большой Московский цирки станет интерактивным и технологичным

Эдгард Запашный прокомментировал грядущую реконструкцию здания Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

В Московский зоопарк привезли детеныша малайского медведя

У мишки черный окрас, на груди — большое белое или рыжее пятно в виде подковы, напоминающее по форме и цвету восходящее солнце.

«Форс в мажоре» в театре «Русская песня»

Премьера самой многообещающей комедии года стартует на сцене Театра «Русская песня». Накануне первого показа 17 сентября прошла пресс-конференция в Hotel...

Лето в Подмосковье. Путешествие к Достоевскому

В июле в Зарайске впервые состоялся фестиваль-путешествие «Достоевский». Семья Достоевского жила под Зарайском, в усадьбе Даровое, и здесь, по воспоминаниям...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Театр Пушкина: открытие 75 юбилейного сезона

Московский драматический театр имени А.С. Пушкина открыл 75 юбилейный сезон и провел традиционный сбор труппы на основной сцене театра. Художественный...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/