Впервые в истории лучшие ювелиры всего мира собрались в Москве: Гильдия ювелиров России принимала ежегодный конгресс Всемирной конфедерации CIBJO.
Эта организация играет роль независимого «регулировщика» в ювелирной отрасли с 1926 года. Россия, как ни странно, вошла в сообщество всего пару лет назад — но уже в 2014 году стала эпицентром дебатов: 135 делегатов, 22 страны и десятки актуальных вопросов, связанных с развитием индустрии драгоценных металлов.
Как развивать производство синтетических алмазов, что нового в вопросах добычи металлов и обработки драгоценных камней, стоит ли заниматься выставками, нужны ли стандарты корпоративной этики? Узкопрофессиональные, казалось бы, темы оказывают серьезное влияние на всю отрасль в целом — например, на объемы поставок материалов и конечную стоимость долгожданных украшений. Не обошлось здесь и без политического момента: на данный момент Гильдия ювелиров РФ сталкивается с рядом несовершенств в законодательстве, и принятые CIBJO решения позволят лоббировать интересы ювелиров на официальном уровне . А пока профильные комиссии отчитывались по научным и техническим вопросам, Государственное учреждение по формированию фонда драгоценных металлов и драгоценных камней при Минфине РФ (Гохран) занялось искусством. При его содействии прошла выставка ювелирных изделий в рамках конкурса «Россия XXI век». Пока это единственное в своем роде состязание художников-ювелиров, и неудивительно, что жюри получило немыслимое количество заявок: свыше 300 работ претендовали на победу, и лишь один обладатель Гран-при получал возможность выставляться в Алмазном фонде…
Руководитель Гохрана Андрей Юрин уверен — любому художнику нужно признание экспертов и коллег: «Человек любит красоту. Она проявляется в разных формах: в архитектуре, в живописи, в ювелирном искусстве. Здесь представлены работы, от которых невозможно оторвать глаз. Они абсолютно разной стоимости, многие их них весьма доступны. Я думаю, настоящий ювелир показывает людям свое видение мира через камень и металл. А конкурс способствует развитию мастерства, помогает продвигать наши изделия на мировой рынок. Сейчас даже обсуждается возможность приобретения лучших работ для передачи в музейный фонд Гохрана, иначе спустя столетие в истории искусства от нашего времени ничего не останется».
В этом году зрители увидели совершенно разные работы: изысканные подвески, похожие на те, что Д’Артаньян возвращал королеве; немыслимая посуда, из которой, кажется, мог бы пить чай безумный Шляпник в Стране Чудес; копии реальных памятников архитектуры… А победу в номинации «Произведение ювелирного искусства как отражение сегодняшнего времени» одержала «темная лошадка» конкурса — новоиспеченный дуэт Дианы Телешевой и Вепхо Лохова. Ребята организовали собственную мастерскую меньше года назад, а на суд жюри представили свое первое совместное творение – кольцо с бабочками, выполненное в редкой технике «горячая эмаль».
Юная победительница вспоминает: «Всё случилось совершенно неожиданно, мы даже думали, кто-то ошибся или пошутил! Просто хотели взглянуть на творения лучших мастеров нашей страны… Но приятно, что наши работы так высоко оценили специалисты! В этом кольце не только драгоценные камни и металл, в нем – наше понимание мира. Только далеко за городом можно увидеть, как несколько бабочек прижимаются друг к другу, касаются крыльями. Такое редкое, мимолетное явление заставляет задуматься, насколько прекрасны творения природы, что вообще значит слово „красота“».
Каждая конкурсная работа «написана» своим, особым почерком: разные материалы, разные масштабы и даже эпохи. «Мастерская Руян», к примеру, выделяется своими ретро-аллюзиями. В этом году команде не удалось занять призовое место, но они, безусловно, приковали к себе внимание гостей. «Наши работы несут в себе архаичность, – рассказывает представитель мастерской Леона Казаева. – Мы делаем украшения по мотивам найденных при археологических раскопках, с незначительными доработками. Есть и точные копии. Память предков – это святое, русская школа всегда почитала традиции предков. Думаю, это и обеспечило мировую славу нашим мастерам».
Абсолютно непревзойденным волшебником ювелирного королевства был признан Ильгиз Фазулзянов. Во Франции его давно прозвали чемпионом в технике «горячая эмаль», он – единственный российский ювелир, дважды удостоенный Гран-при на Международном конкурсе ювелирного искусства в Гонконге (кстати, он был наставником Дианы Телешовой и Вепхо Лохова). «Мне тут сказали: пора завязывать с участием в конкурсах и проводить свои, – шутит маэстро. – В этом году уже мои ученики заняли призовое место, очень приятно! Здорово, что эксперты так высоко оценили мои работы, тем более что соперники были достойные. Но сам я до конца не доволен. Подвеску „Ворон“ делал примерно полгода. Закончил, вроде всё прекрасно. А потом смотришь свежим взглядом и думаешь: вот здесь надо было иначе что-то сделать, и здесь… Но, наверное, некий рост в собственных творениях должен быть, а если тебя все устраивает, то не к чему и стремиться, — поэтому самокритика должна быть присуща любому художнику. И ответственность: ведь чтобы добыть один грамм золота, нужно переработать пять тонн руды, представляете, какой это труд? Трепет перед драгоценным металлом должен оставаться. Но он пропадает! Индустрия дошла до того, что каждый дворник может носить золотую цепочку, люди не понимают, что такое ювелирное искусство. В изделии должна быть идея, некое послание. А какая может быть философия в украшении для всех?..».
Действительно, сегодня эксперты отмечают не самую приятную тенденцию: чем больше украшений продается под лозунгом «три по цене двух», тем меньше интересны публике авторские творения. Но пока в России далеко не каждое предприятие оснащено по последнему слову техники и нет массового производства, мастера продолжают работать вручную. Так что российская публика не избалована клонированными безделушками, а ювелиры по-прежнему вкладывают в работу не просто кусочек металла или камня, но частицу своей души.
…Пройдут годы, и быстро вышедшие из моды массовые украшения, скорее всего, пойдут на переплавку. А то, что можно назвать настоящим искусством, останется в витрине музея с подписью «Россия XXI век».
Оксана Шведова
Дмитрий Веселов
Олег Панасюк
Метка Андрей Юрин, Вепхо Лохов, Всемирная конфедерация CIBJO, Гильдия ювелиров России, Гохран России, Диана Телешева, драгоценные металлы, Ильгиз Фазулзянов, Леона Казаева, Ювелир
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Новый художественный альбом Люси Вороновой и…бабочка в подарок
Фонд Люси Вороновой представил во Всероссийском музее декоративного искусства новый альбом Люси Вороновой «Мозаичность», приуроченный к 70-летию художницы и включающий...
-
Мастер эпохи конструктивизма
Личное дело архитектора Щусева и уникальную фотохронику начала XX впервые представили публике.
-
Театр Наций: новый сезон и вручение третьей Премии Корша
В Новом пространстве Театра Наций состоялась презентация сезона 2023-2024 гг., а следом на основной сцене прошла третья церемония вручения Премии...
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.