В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка «Маленькое» искусство». Более 130 работ Исаака Левитана, Василия Поленова, Валентина Серова, Ильи Репина, Михаила Врубеля, Константина Сомова, Казимира Малевича, Антонины Софроновой, Льва Бакста и других русских художников представлено в залах музея.
Иногда, именно маленький формат складывается в самую значительную часть наследия художника, раскрывая его дарование. Тайное становится явным. Эта выставка работ, которые обычно остаются в запасниках, не являясь особо значимыми в творчестве художников. Чаще всего на вернисажи не попадают картины маленького размера, наброски композиций.
Выставка «“Маленькое” искусство» состоит из нескольких разделов, рассказывающих о разных смысловых воплощениях произведений маленького размера. Первая часть связана с представлением наброска. На примере работ Левитана, Поленова, Репина и других художников можно увидеть движение от замысла в маленькой композиции к известным полотнам.
Со временем в искусство модернистов приходит новое значение неоконченного рисунка, отсутствие сюжета. Об этом вторая часть выставки. Маленькие форматы бумаги передают ценные свидетельства: манеру и последовательность работы художника. Быстрый рисунок передает движение руки (резкое и точное у Бакста), а в акварелях Константина Сомова скрупулезное прорисовывание каждой детали.
Следующая часть экспозиции – о пафосе авангарда, его стремлении изменить большие и маленькие формы предметов. В Петрограде в 1924 году супрематисты работали над открытием универсальных формул мироустройства, а каждая композиция становилась их воплощением. На выставке можно увидеть уникальную графику Казимира Малевича, Михаила Ларионова, Николая Суетина, Ильи Чашника и других авторов авангардных движений 1910-1920-х гг.
«Камерное» – последняя тема в контексте разговора о «маленьком» искусстве – возникла во многом в связи с лагерными миниатюрами Михаила Соколова. Оказавшись в заключении, художник пытался сохранить возможность работать, используя доступные в условиях преследования материалы. Так появился цикл крошечных работ, близких к формату спичечного коробка.
Способность вместить в небольшой листок человеческие переживания свойственна мастерам, оказавшимся в 1930-е годы на периферии художественного пространства: Александру Шевченко, Павлу Басманову, Антонине Софроновой и многим другим.
Важно, что выставка будет доступной для людей с ограниченными возможностями. Для слабовидящих и незрячих посетителей будут представлены тактильные модели и записан аудиогид с тифлокомментариями для самостоятельного посещения выставки. Слабослышащие посетители смогут воспользоваться видеоэкскурсией на РЖЯ; также будут проводиться регулярные экскурсии с сурдопереводом для взрослых и детей. Музей подготовил экскурсии для посетителей с особенностями интеллектуального развития.
Работы для выставки были предоставлены Государственным музеем изобразительных искусств им. Пушкина, Государственной Третьяковской галереей, Государственным музеем-заповедником «Петергоф», Музеем-заповедником «Абрамцево», Государственным музеем архитектуры им. Щусева, Музеем-заповедником «Царское село» и другими музеями и частными собраниями.
Куратор выставки: Мария Гадас
Проект реализован при поддержке бизнесмена и основателя Благотворительного фонда «САФМАР» Михаила Гуцериева.
Евгения Стрига по материалам пресс-службы музея
Метка выставка, Еврейский музей и центр толерантности
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Галерея Artstory. Солнечные боги
В галерее ARTSTORY проходит выставка Саши Соколовой «Солнечные боги». Представлены две новые серии работ. В серии «Солнечные боги» автор обращается...
-
«Танцы народов мира». ГААНТ им. Файзи Гаскарова
11 марта 2025 года в Кремлёвском дворце состоится концерт Государственного академического ансамбля народного танца Республики Башкортостан имени Файзи Гаскарова с...
-
Выставка «Траектории ощущений»
Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Владимир Мартиросов. Траектории ощущений». Все пространство галереи подчинено непрерывному движению, дирижером которого выступает художник, скульптор,...
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.