В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка «Маленькое» искусство». Более 130 работ Исаака Левитана, Василия Поленова, Валентина Серова, Ильи Репина, Михаила Врубеля, Константина Сомова, Казимира Малевича, Антонины Софроновой, Льва Бакста и других русских художников представлено в залах музея.
Иногда, именно маленький формат складывается в самую значительную часть наследия художника, раскрывая его дарование. Тайное становится явным. Эта выставка работ, которые обычно остаются в запасниках, не являясь особо значимыми в творчестве художников. Чаще всего на вернисажи не попадают картины маленького размера, наброски композиций.
Выставка «“Маленькое” искусство» состоит из нескольких разделов, рассказывающих о разных смысловых воплощениях произведений маленького размера. Первая часть связана с представлением наброска. На примере работ Левитана, Поленова, Репина и других художников можно увидеть движение от замысла в маленькой композиции к известным полотнам.
Со временем в искусство модернистов приходит новое значение неоконченного рисунка, отсутствие сюжета. Об этом вторая часть выставки. Маленькие форматы бумаги передают ценные свидетельства: манеру и последовательность работы художника. Быстрый рисунок передает движение руки (резкое и точное у Бакста), а в акварелях Константина Сомова скрупулезное прорисовывание каждой детали.
Следующая часть экспозиции – о пафосе авангарда, его стремлении изменить большие и маленькие формы предметов. В Петрограде в 1924 году супрематисты работали над открытием универсальных формул мироустройства, а каждая композиция становилась их воплощением. На выставке можно увидеть уникальную графику Казимира Малевича, Михаила Ларионова, Николая Суетина, Ильи Чашника и других авторов авангардных движений 1910-1920-х гг.
«Камерное» – последняя тема в контексте разговора о «маленьком» искусстве – возникла во многом в связи с лагерными миниатюрами Михаила Соколова. Оказавшись в заключении, художник пытался сохранить возможность работать, используя доступные в условиях преследования материалы. Так появился цикл крошечных работ, близких к формату спичечного коробка.
Способность вместить в небольшой листок человеческие переживания свойственна мастерам, оказавшимся в 1930-е годы на периферии художественного пространства: Александру Шевченко, Павлу Басманову, Антонине Софроновой и многим другим.
Важно, что выставка будет доступной для людей с ограниченными возможностями. Для слабовидящих и незрячих посетителей будут представлены тактильные модели и записан аудиогид с тифлокомментариями для самостоятельного посещения выставки. Слабослышащие посетители смогут воспользоваться видеоэкскурсией на РЖЯ; также будут проводиться регулярные экскурсии с сурдопереводом для взрослых и детей. Музей подготовил экскурсии для посетителей с особенностями интеллектуального развития.
Работы для выставки были предоставлены Государственным музеем изобразительных искусств им. Пушкина, Государственной Третьяковской галереей, Государственным музеем-заповедником «Петергоф», Музеем-заповедником «Абрамцево», Государственным музеем архитектуры им. Щусева, Музеем-заповедником «Царское село» и другими музеями и частными собраниями.
Куратор выставки: Мария Гадас
Проект реализован при поддержке бизнесмена и основателя Благотворительного фонда «САФМАР» Михаила Гуцериева.
Евгения Стрига по материалам пресс-службы музея
Метка выставка, Еврейский музей и центр толерантности
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Премьеры на театральных сценах Москвы
Eclectic знакомит с ближайшими театральными премьерами в Театре Вахтангова, Театре «Мост», Театре-студии Всеволода Шиловского и Театре Наций. Зрителей ждет встреча...
-
Иосиф Бродский. Место не хуже любого
В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка «Иосиф Бродский. Место не хуже любого», посвященная истории отъезда поэта за границу,...
-
II Фестиваль юношеских оркестров мира в Москве
С 16 по 18 августа 2024 года в Москве пройдет II Фестиваль юношеских оркестров мира. Инициаторы проведения фестиваля – Маэстро...
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.