персона

Трижды русская Кира Найтли

Актриса Кира Найтли очень часто играет в костюмных и исторических фильмах. Она признается, что играть образы прошлого ей гораздо интереснее, чем современности.

Своей проникновенной игрой Найтли дает зрителям возможность окунуться в атмосферу давно ушедших времен, прочувствовать их дух и настроение. Трижды – что рекорд для еще молодой иностранной актрисы – Кира играла роли русских женщин из прошлого. Не знаю, есть ли в этом случайность или мистика, но с этой яркой актрисой мы, российские зрители, явно ощущаем особую душевную связь.

 

Кира Найтли

Кадр из фильма «Анна Каренина»

Кира, вы с завидным постоянством играете в фильмах о прошлом, в том числе связанных с Россией. Вы играли Лару в британской телевизионной версии «Доктора Живаго» (2002), были русской пациенткой доктора Фрейда в «Опасном методе» (2011). И вот – ваша «Анна Каренина» (2012) в постановке Джо Райта. Откуда такая тяга к временам ушедшим?

Я сама постоянно спрашиваю себя «Почему?» Когда была моложе, даже злилась на себя за это, думала, что, снимаясь в таком количестве костюмных фильмов, делаю что-то неправильное. Но потом успокоилась: так тому и быть. Очевидно, таков мой вкус. Меня тянет к истории, я чувствую с ней какую-то связь, обожаю читать исторические романы. Я не только люблю сниматься в исторических фильмах, но и с удовольствием смотрю фильмы и спектакли такого рода. Думаю, это связано с моей фантазией. Когда вы перемещаетесь во времени и пространстве в момент акта искусства, вы даже не замечаете, что оставляете самое себя, свой образ жизни и полностью погружаетесь в образы других людей, другие чувства.

Как драматический прием – это работает безотказно. Исторический ли фильм или научная фантастика – оба жанра позволяют погрузиться в мир фантазии, что меня и привлекает.

Россия в фильме «Анна Каренина» – не реальная, а плод воображения режиссера Джо Райта. Однако вы трижды играли русских женщин на экране. Это отражение какой-то особой вашей связи с Россией?

Кира-Найтли5-бК моему стыду, я до сих пор не была в России (на момент интервью. – Ред.). Сценарий фильма предполагал съемки там, но потом все изменилось, и мы снимали картину на студии Shepperton под Лондоном. Но мне хотелось бы съездить в Россию и увидеть ее своими глазами.

Когда я играла Лару в «Докторе Живаго», мне было 16 лет, я только-только прочла роман и теперь уже не помню, что из него вынесла. Для роли Сабины Шпильрейн в «Опасном методе» я больше изучала психологию, нежели специфику русской истории. У меня практически не было времени на подготовку, а книги были такие толстые. (Смеется.) Зато на сей раз я все это проделала: внимательно вчитывалась в роман «Анна Каренина», а также проштудировала книгу Орландо Файджеса «Танец Наташи», которая является историей культуры России. Я узнала о жизни русской аристократии XVIII–XIX веков, но не смею приложить это знание к сегодняшней России, поскольку там не была.

В вашем фильме «Анна Каренина», который весьма далек от традиционной интерпретации романа Толстого, трактовка взаимоотношений героев для многих тоже весьма непривычна. Ну, например, связь Анны с Вронским.

Да, я не думаю, что это случай любви с первого взгляда. Мне кажется, это похоть. Предполагаю, у Анны просто никогда не было ощущения, что она полностью сексуально совместима с другим человеком. И поскольку ранее таких чувств она не знала, то приравнивает Это – и только Это – к любви. А если есть нечто меньшее всепоглощающего Этого, то оно – ничто! В этом, в некотором роде, и есть ее великая трагедия, поскольку, как только гаснет быстро вспыхнувшее пламя страсти, Анна внезапно осознает, что чувства исчезли без следа. Она думает, у Вронского новая любовная связь, считает, он потерял к ней интерес и не желает видеть любовь, которая перед ней, – любовь ее мужа. В этом ее трагедия.

Кира-Найтли2-б

Кадр из фильма «Анна Каренина»

Наш сценарист Том Стоппард, который адаптировал роман для фильма, говорил нам, что это «тезис о любви». Я не очень понимала, что он имеет в виду до тех пор, пока мы не начали работу. Мы вглядывались в любовь не как в искрящееся шампанское, чудное, романтическое чувство, сбивающее тебя с ног, а как в сложную комбинацию эмоций, включающую компромисс, одиночество, ревность, сумасшествие, если угодно. И это очень жизненно. Не думаю, что можно назвать любовью нечто, лишенное этого многообразия чувств. Сердце и разум неразрывно связаны, и нет никакой возможности их разделить. Только не говорите мне про «интеллектуальную любовь». Я не знаю, что это такое!

Мне показалось новым, необычным в вашей интерпретации образа Анны Карениной, что она может быть злой. Допустим, она зла на то общество, которое заставляет ее быть несвободной, подчиниться условностям. Но вы-то свободная женщина нашего времени. В вас это откуда?

Не думаю, что я злая. В моей Анне сидит зло из-за чувства, что ее связали, что она, как птица в клетке. Это чувство не уникально для Анны, женщины того времени. Ведь и сегодня, если вы «застряли» в отношениях, если вам не нравится ваша работа, ваше состояние здоровья, финансовое положение, то вы тоже будете испытывать чувство связанности. Некоторые люди его испытывают постоянно. Злость против такой ситуации – попытка выбраться из нее. Если вы меня спросите, бывает ли такое со мной, я отвечу – да! Проявляла ли я когда-нибудь злость? Конечно!

Большинство знает вас только такой, какая вы на экране, а какая вы в реальной жизни? Помогает или мешает вам слава?

Да, я играю разные роли. Я также играю роли и во время интервью. (Смеется.) Я совершенно иная дома. Люди, которые меня не знают, могут представлять меня какой угодно, даже любить за это воображаемое. Они влюбляются в образ, который ко мне не имеет никакого отношения, чтобы я ни носила на экране или в жизни, какую бы историю ни рассказывала через свои роли. Слава имеет свои положительные и отрицательные стороны. Это очень странная вещь: тебя внезапно возносят на вершину и начинают разбирать по косточкам.

Некоторые люди, которых я действительно знаю, любят меня за то, какая я есть. И мне с этим очень повезло.

«Анну Каренину» для нашего диалога можно упростить до «проблемы брака». Сами вы обручены с Джеймсом Райтоном, рок-музыкантом. Каким, думаете, будет ваш собственный брак?

 

Понятия не имею! (Смеется.) Я вообще не думала, что когда-нибудь выйду замуж. Так что меня это застало совсем неподготовленной. Однако, если это может служить примером, мои родители женаты 40 лет. Многие, кого я знаю, давным-давно вместе. Но мне предстоит с этим самой разобраться. Думаю, что разберусь. (Смеется.) В «Анне Карениной» все это подано в очень мрачном свете. Но почему бы не посмотреть на брак, как на прекрасный набор радости и боли? Я – взрослая женщина, у меня были связи, поэтому я люблю произведения искусства, которые отражают эти явления жизни. Они дают возможность почувствовать, что я не одинока, что нечто плохое происходит не только со мной.

У некоторых актеров и режиссеров почти симбиотическая связь. Вот Мартин Скорсезе постоянно снимает в своих фильмах Леонардо ДиКаприо.  «Анна Каренина» ваш третий фильм с режиссером Джо Райтом после «Гордости и предубеждения» (2005) и «Искупления» (2007). В чем секрет такого плодотворного сотрудничества? Вы, похоже, муза режиссера – он снимал вас в трех из пяти своих фильмов…

Кира Найтли на премьере фильма «Опасный метод»

Не уверена, что знаю ответ на этот вопрос. Но хотела бы знать, потому что люди постоянно спрашивают об этом. Не думаю, что мы оба в состоянии дать точный ответ (смеется), но вернее всего будет сказать, что мы понимаем друг друга, точно знаем, кто и что имеет в виду. На самом деле это редкое явление. Ему достаточно посмотреть на меня, и мне все понятно.

Не могу сказать, что у меня такие отношения еще с кем-либо из режиссеров: бывает, во время съемок фильма обсуждаем с режиссером или другими актерами эмоции персонажа и вроде говорим об одном и том же, но каждый представляет по-разному. Так что послушаешь и сделаешь все по-своему. А с Джо мы говорим на одном языке, испытывая одни и те же чувства. Джо – мой друг, а работать с друзьями не каждому везет. Не знаю, как это у нас получается, но я люблю работать с ним, потому что он совершенно одержим своим делом. На фильме он выкладывается на 150%, живет и дышит картиной и требует от других того же. Джо также ждет, что ты предложишь свои идеи для образа персонажа. Он создает на площадке очень мягкую, спокойную, безопасную атмосферу. Для меня это важно, поскольку я не люблю работать на нервах. Я не могу войти в образ, если режиссер старается выжать драму, создавая напряженную ситуацию.

До начала съемок мы с Джо три недели вели дискуссии по материалу со сценарием в руках. И не прекращали говорить во время всего процесса съемок. Вот, например, многое в отношениях Анны и Вронского построено на обговоренной нами динамике движения, буквально, на танце.

Не зря сам Джо Райт назвал свой фильм «Анна Каренина» «балетом со словами»…

Поскольку суть связи Анны и Вронского плотская, то физический аспект движения в сценах был чрезвычайно важным, и мы развивали характеры своих героев через эти импровизации.

Сформулируйте ваше кредо.

Все, что с нами происходит, мы должны принимать как одно из условий человеческого существования и опыта. Я иду по жизни стараясь воздавать должное и боли, и радости. Иногда у меня получается, иногда нет, но я иду вперед и, надеюсь, так и буду идти вперед дальше.

 

Сергей Рахлин, Лос-Анджелес
Фотографии предоставлены прокатчиками, студией HFPA

[fb-like-button]

Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Выставочный декабрь Москвы

Eclectic традиционно знакомит с афишей выставок в арт-пространствах столицы. Работы художников представлены в разных жанрах и техниках. Куда сходить до...

Великие в кино

Марафон кинопоказов к выставке «Собиратели земель русских» пройдет в Музее кино на ВДНХ

Премьеры на театральных сценах Москвы

Eclectic знакомит с ближайшими театральными премьерами в Театре Вахтангова, Театре «Мост», Театре-студии Всеволода Шиловского и Театре Наций. Зрителей ждет встреча...

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

Большой Московский цирки станет интерактивным и технологичным

Эдгард Запашный прокомментировал грядущую реконструкцию здания Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

В Московский зоопарк привезли детеныша малайского медведя

У мишки черный окрас, на груди — большое белое или рыжее пятно в виде подковы, напоминающее по форме и цвету восходящее солнце.

«Форс в мажоре» в театре «Русская песня»

Премьера самой многообещающей комедии года стартует на сцене Театра «Русская песня». Накануне первого показа 17 сентября прошла пресс-конференция в Hotel...

Лето в Подмосковье. Путешествие к Достоевскому

В июле в Зарайске впервые состоялся фестиваль-путешествие «Достоевский». Семья Достоевского жила под Зарайском, в усадьбе Даровое, и здесь, по воспоминаниям...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Выставочный декабрь Москвы

Eclectic традиционно знакомит с афишей выставок в арт-пространствах столицы. Работы художников представлены в разных жанрах и техниках. Куда сходить до...

Великие в кино

Марафон кинопоказов к выставке «Собиратели земель русских» пройдет в Музее кино на ВДНХ

Премьеры на театральных сценах Москвы

Eclectic знакомит с ближайшими театральными премьерами в Театре Вахтангова, Театре «Мост», Театре-студии Всеволода Шиловского и Театре Наций. Зрителей ждет встреча...

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/