Профессия актера – одна из самых опасных из всего сонма творческих профессий, особенно с точки зрения личностных рисков. Ольга Дибцева и Юрий Оболонский разбирают самые трудные моменты актерской карьеры, чтобы понять, в каких испытаниях закаляется сталь.
Ольга Дибцева молода, красива и одержима профессией, она сыграла уже более 40 ролей в кино и сериалах, а недавно получила роль Индиры Ганди в фильме, снимаемом в Болливуде. Юрий Оболонский вдумчив, как и положено кандидату психологических наук, и воодушевлен как руководитель Центра психологической реабилитации и инновационного развития человека «Радомир». Темный зимний вечер, Москва гудит предпраздничными пробками, в воздухе висит то ли ожидание событий, то ли разочарование по поводу упущенных возможностей – не разберешь. В позднем декабрьском коктейле эмоций проскакивают нотки надежды – но отнюдь не на лучшее будущее, хотя с утра все находятся под впечатлением информации об освобождении Михаила Ходорковского. Возможно, именно поэтому разговор о стойкости приобретает дополнительный оттенок. А что можешь ты сам, если вокруг не будет ни подпорок, ни советников, ни поддержки, а только жизнь, которая бросает вызов?
Урок первый.
Для начинающих
Нино:
Актерский путь вовсе не усыпан письмами фанатов и цветами поклонников, здесь каждый шаг – испытание на прочность. Ольга, как вас занесло на эти галеры?
Ольга:
Чем больше я об этом думаю, тем больше мне кажется, что это волшебство, вмешательство высших сил. Я была стеснительной девочкой при строгих родителях. Мы жили в Петербурге, отец – известный архитектор, мама – кандидат наук. Конечно, в театр ходили, как культурные люди, но в качестве будущего поприща я его даже не рассматривала. Я рисовала: папа расстилал рулон обоев и я погружалась в свой мир, изображая его на бумаге. В школе ничем особо не увлекалась, разве что уроками литературы, много читала, учила стихи. Детей сейчас воспитывают по принципу «ты все можешь, у тебя все получится», а у меня было наоборот: «Да ты троечница, у тебя никогда ничего не выйдет, если не будешь стараться». Мне приходилось проявлять внутреннюю стойкость – надеяться было не на кого, и осталась обида на детство. После школы поступила на факультет графического дизайна. Там по 6 часов рисовали гипсовую голову, но у меня – темперамент, мне нужно движение, жизнь. Я заставляла однокурсников петь песни, веселиться, а они были погружены в такую медитативность… В итоге меня возненавидели и однокурсники и преподаватели. В середине первого курса на огромном листе формата А1 заставили рисовать орнамент точками – тут я сама поставила точку, бросила институт и ушла в никуда. Родители меня не поняли, огорчились. Но мне пришлось отсечь эти переживания. Несколько месяцев не понимала, что делать, ведь даже секретаршей не могу пойти. Друзья сказали – а попробуй-ка в театральный институт. Заодно с ними выучила стихи, басню, показалась педагогу. Она совершенно неожиданно для меня сказала, что я молодец, надо пытаться. Пошли разговоры про Москву – здесь ведь возможностей больше, чем в Петербурге. И я поступила в ГИТИС. С моей точки зрения, была абсолютно не готова, но – прошла. Вынесло меня океаном жизни. Сейчас, анализируя тот период, я понимаю, что меня в профессию просто «привели за руку».
Юрий:
Ваш рассказ созвучен тем практикам, которыми я занимаюсь с клиентами. Там мы как раз используем метафору океана жизни. Вышел человек из зоны комфорта и… ощутил шоковое состояние. Мой учитель Стив Гиллиген говорит: выйди из себя и ощути океан жизни, почувствуй, в чем твое предназначение, для чего ты сюда пришел. Ты пришел есть пельмени и макароны, родителей слушаться, быть паинькой под прессом их представлений? И вот когда вы почувствовали себя, то, как лодка по течению, приплыли в то место, которое вам предназначалось. Это было очень важное решение.
Урок второй.
Учиться, чтобы учиться
Нино:
Подождите, Юрий, это еще не испытание – настоящее испытание впереди. Поступить в театральный институт – значит, открыть дверь в неизвестное. Ольга, подéлитесь страшилками? Может быть, родительское давление было просто подготовкой к последующей жизни?
Ольга:
Родители воспитывали меня как бойца – если бы этого не было, я не смогла бы так круто повернуть свою жизнь. Если бы я не попала в театральный институт и не стала актрисой, я не знаю, что бы со мной было, – могла бы и до тюрьмы дойти из-за своей неуемности. Первый год мы ползали по полу в тренировочных штанах, играли в воображаемый баскетбол, цирк, подражали животным с 9 утра до 11 вечера без выходных. «Откройся и отдери от себя старые представления о жизни, будь бойцом, который себя не помнит», – так нас учили в мастерской. Со второго месяца стала получать удовольствие от процесса, и чем больше я сейчас об этом думаю, тем сильнее хочется вернуться на первый курс, снова пройти практику освобождения сознания.
Юрий:
Только таким сложным и болезненным путем нарабатываются качества, которые дают профессиональную реализацию.
Ольга:
Подвижная психика – основной инструмент актера. И подвижность психики должна быть такой, что перевоплощение происходит буквально по щелчку пальцев. Актера учат управлять невидимыми нитями сознания. Система муштры направлена на то, чтобы работать с невидимыми вещами, менять состояние по собственному желанию.
Юрий:
Если бы мои клиенты могли такое исполнить, я был бы счастлив. Вышел из одного состояния, вошел в другое – проблема решилась. Из одного уровня времени перешел в другой, перенял оттуда все ощущения – все проблемы решились. Ничего сверхъестественного – просто работа с ощущениями, с эмоциями и с течением времени.
Урок третий.
Уходи, чтобы прийти к себе
Нино:
Переходим к настоящему испытанию: вы пришли в театр и …?
Ольга:
В театральном институте нас учили настоящему искусству потрясающие педагоги. Над каждой ролью мы работали глубоко, в буквальном смысле обливались слезами, бились головой о стену. И такая работа формирует определенные амбиции: ты успешно заканчиваешь прекрасную мастерскую и кажется, что прямо сейчас начнется взлет. Весь выпуск мастерской приняли в театр к нашему руководителю. Но вожделенное место не стоило потраченного времени и сил. Перспектива на следующие пять лет – 36 спектаклей в месяц ты передвигаешь стулья или выходишь в костюме вишенки. Прошло уже 4 года после выпуска, а некоторые мои однокурсники, очень талантливые ребята, так и не нашли себя. Многие не выдерживают такой «службы», начинают пить и ненавидеть всех вокруг.
Юрий:
Вижу внутренний конфликт, переходящий в зависимость и со-зависимость. Люди не могут найти в себе силы разорвать шаблон. Но ведь когда ты приходишь к мастеру боевых искусств, он тоже опускает тебя до уровня плинтуса и смотрит, как ты себя поведешь: ты можешь послать всех – тогда тебе покажут на дверь, но ты можешь принять условия и доказать, что ты достоин, – тогда тебя научат. Только так и закаляется сталь, если она в тебе есть.
Ольга:
В моем случае решение пришло быстро. Я и так 4 года провела в «монастыре», а потом мне «светило» еще пять лет носить стулья, а я – женщина, время пройдет, буду «взрослой вишенкой». Стала ходить на кастинги, знакомиться с агентами. У меня начались съемки, а меня не отпускают. На спектакле пять составов, а мне говорят – ты молодая актриса, ты должна сидеть на месте и ждать. И я ушла. И никогда не жалела. Но я не могу сказать другой молодой актрисе: перестань быть «вишенкой», сорви с себя костюм, бросься в зрительный зал и беги из театра.
Нино:
А что, так и было?
Ольга:
Нет, я ушла спокойно. В полную неопределенность.
Юрий:
Энергетика изнутри давит, двигает в сторону своего пути. Когда ты созрел, ты уходишь с высоко поднятой головой через парадный вход: спасибо, я получил то, что мне было нужно, теперь иду дальше. Те, кто не созрел, остаются носить стулья.
Урок четвертый.
Прийти, чтобы остаться
Нино:
Какой уровень стойкости нужен, чтобы остаться в профессии?
Ольга:
Ты можешь быть самым умным, самым красивым, очень талантливым, но сидеть не у дел. Ты можешь быть и никаким, но стать номером один – а завтра уже не справиться. Нет никаких законов, ничего нельзя предсказать. Тут уж как на роду написано. И я придерживаюсь принципа «делай, что должно, и будь что будет». Делай максимально честно, прикладывая усилия, ту работу, которая есть, а завтра еще что-то случится. Стала погружаться в мир кинопроизводства, общаться с кастинг-директорами. Нас в институте воспитывали в предубеждении, что сериалы – это вторсырье. Но чтобы работать, ты должен ломать шаблоны, воспринимать работу как радость. Ты можешь «убиться» от собственного мастерства, но найдется тот, кто скажет – «полная лажа». Ты работаешь не ради оценки, а ради процесса, ради сиюминутного острого ощущения присутствия на сцене, на съемочной площадке. То, что будет потом, нас уже не касается.
Юрий:
А вот и третий уровень преодоления себя – когда ты ломаешь свою гордыню. Если будешь оставаться на той позиции, на которой находишься, ты упрешься в стену, а если ты трансформируешь свой подход, свое сознание, ты станешь другим и сделаешь шаг вперед. Шаблон разорвется, рамки мира расширятся. Изменяйся, сохраняя ту личность, которая сформировалась и которую ты никому не отдашь, и тогда мир раздвинется, предоставляя новые возможности.
Ольга:
Помните монолог Сталкера: «Когда человек родится, он слаб и гибок; когда умирает, он крепок и черств. Когда дерево растет, оно нежно и гибко, а когда оно сухо и жестко, оно умирает. Черствость и сила – спутники смерти, гибкость и слабость выражают свежесть бытия. Поэтому что отвердело, то не победит»?
Юрий:
Ты должен быть сталью, но гибкой сталью, которая может гнуться и проходить сквозь препятствия. Ты не изменяешь внутренним идеалам, иначе ты сломаешься на следующем шаге, не сможешь вспомнить, кто ты в этом мире.
Ольга:
Мне всегда хотелось сниматься в хороших проектах, но они начались не сразу. Были и 500 серий простых сюжетов про любовь-морковь. Но мне нравится процесс, интересно общаться с новыми людьми. Бывало и 6 проектов параллельно, когда я спала только в транспорте. Даже в плохом материале можно найти то, что стоит играть. Это лучше, чем сидеть дома. А потом приходят подарки: повезло сниматься у Бориса Хлебникова, чьи фильмы я знала наизусть. Я сидела в машине, когда мне позвонили, и думала – какое счастье привалило! Но пока ты не начал сниматься, все еще может измениться: ты должен пройти по конвейеру утверждения – сначала у режиссера, потом у продюсера фильма, исполнительного продюсера и главного продюсера канала. Нужно все преодолевать – такая вот шутка Господа.
Юрий:
Вижу перед собой человека, который рожден быть актером. Почувствовал течение океана и пустился в путь. И тут дело не только в преодолении испытаний – надо родиться с той внутренней историей, которая потом будет раскрываться.
Ольга:
Да я просто усидеть не могу, заряд надо использовать: я не отказываюсь ни от каких съемок, работаю с утра до ночи, в итоге у меня больше сорока проектов. Последние полгода чем больше проектов, тем больше у меня сил и энергии, чтобы их реализовать. Не могу остановить эту «раскочегаренную машину» – мне кажется, я бы еще пятерых детей вырастила!
Юрий:
Все может быть! Поднимается энергетическая волна: ты даешь миру то, что он хочет получить, – он принимает и отдает тебе. Получается своего рода цепная реакция.
Урок пятый.
Поиски ответов
Нино:
Избыток проектов, много работы, приходит известность. С какими новыми препятствиями вы столкнулись?
Ольга:
У меня года полтора назад пошел кризис смысла: а зачем нужен этот сумасшедший бег страуса из мультфильма, кто меня подгоняет? Много съемок, ролей – бездонный колодец, внутренняя дыра, которая требует все больше и больше.
Юрий:
Последовательность событий в твоей жизни, внешних и внутренних, формирует ощущение времени. Чем больше проживаешь эмоции, тем быстрее течет время. Какой смысл бежать, съедать эмоции, положительные или отрицательные? Это просто опыт. Ты останавливаешься, погружаясь в созерцание, и время тоже останавливается. Ты соприкасаешься с собой, с вечностью и с Богом.
Ольга:
Так оно и было. Я стала задаваться духовными вопросами, меня всегда интересовала мистическая сторона жизни. Именно тогда появилась Индия – лестница в космос. В Индии все священное, там даже автопром называется «Кришнамоторс». И люди светлые. В Индии ты остаешься сам с собой без судорог и суеты, ум останавливается – есть мир и ты в нем. Понятно, что медитировать можно и не в Индии, но мыться лучше там, где ванна.
Юрий:
Не был в Индии, но на Соловецких островах пробыл 5 дней, а ощущение было, что провел там полгода. Время и пространство куда-то исчезают, и ты возвращаешься к себе. И находишь удивительные ресурсы, идеи, мысли, знание в том, то у нас уже есть. В моем случае открытием было сочетание жизненных установок из старообрядчества и ведического знания. Я даже сделал программу «10 путей постижения самого себя» на их основе. Когда погружаешься в истоки, начинаешь понимать, ради чего родился. И что ты – необходимое звено в цепи.
Урок шестой.
Звенья одной цепи
Юрий:
Когда я узнал, что Ольга будет играть Индиру Ганди, нарисовал психологический портрет зрелого человека. Чтобы «поднять» роль эталона женщины и руководителя, кем и была Ганди, нужно самой быть личностью. А теперь я вижу, что дело не в зрелости или молодости, а в многогранности нашей собеседницы.
Ольга:
Я буду играть молодую Индиру. На самом деле, это только звучит необычно. Мы привыкли, что Голливуд и Болливуд далеко – а мир един, нет ни барьеров, ни расстояний. Я пробовалась на иранский фильм пару лет назад – у них общая база с Болливудом, так меня и нашли. Два раза приезжали режиссеры; та индийская актриса, которая должна была играть, отказалась, и выбрали меня. Съемки будут в Индии.
Юрий:
Ольга, для вас звучит обыденно, а для меня – это судьба, реализация заложенного и заработанного.
Ольга:
Согласна – судьба. Несколько раз ездила в Индию, и меня «разворотило» глубоко, подняло какую-то внутреннюю историю. А потом вдруг случилась такая роль. И так вся моя жизнь. Я могу чего-то просить, и оно потом происходит, а я думаю: ничего себе!..
Юрий:
Имей достойные цели в жизни, верь в себя, будь стойким, и хорошее случится.
Нино:
И должно хватать внутренней уверенности, что хорошее именно тебе и предназначалось.
Ольга:
Пока мы разговаривали, я получила ответы на свои вопросы, даже не ожидая этого. И в профессии, и в жизни встречи не случайны. И наша состоялась.
Беседовала Нино Самсонадзе
Фотографии: Алина Новикова; предоставлены «Агентством живой культуры»
Поделиться:
Еще на эту тему
-
Главный врач клиники Маршака не считает Россию самой пьющей страной
Но в нашей стране по-прежнему самый популярный напиток – водка. Это опасно. Водка способствует быстрому привыканию к алкоголю и алкогольной зависимости.
-
9 способов отметить День России
Штатный советчик Eclectic задумался, как провести ближайший государственный праздник - День России. И не может удержаться, чтобы не поделиться своим открытием со всеми
-
«Торфянка» застоялась
Толпа стоит полукругом вокруг огороженной территории стройки. Вход туда закрыт, однако посвященные могут попасть на площадку через специальную дыру в заборе.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.