1 ноября в Большом зале Консерватории прозвучат «Шедевры мировой классики» — фрагменты из опер двух гениев эпохи барокко — Георга Генделя и Антонио Вивальди в исполнении камерного оркестра Musica Viva. Солисты — польская певица Александра Кубас-Крук и российско-британская певица Мария Остроухова.
Одну из самых изысканных программ сезона представит в Большом зале консерватории Московский камерный оркестр Musica Viva. Прозвучат фрагменты из опер двух гениев эпохи барокко — Георга Фридриха Генделя и Антонио Вивальди. Солисты — польская певица Александра Кубас-Крук и российско-британская певица Мария Остроухова. Дирижер — народный артист России Александр Рудин, программу комментирует известный музыкальный критик и телеведущий Артем Варгафтик.
«Шедевры мировой классики. А. Вивальди. Г. Гендель»
Московский камерный оркестр Musica Viva
Художественный руководитель и главный дирижер Александр Рудин
Дирижёр — Александр Рудин
Ведущий — Артём Варгафтик
Александра Кубас-Крук (сопрано)
Мария Остроухова (меццо-сопрано)
ПРОГРАММА КОНЦЕРТА
1 отделение:
П. Локателли. Introductione teatrale для струнных и basso continuo
Г. Гендель. Арии Морганы из оперы «Альцина»
Г. Гендель. Увертюра к опере «Альцина»
А. Вивальди. Арии Альцины из оперы «Неистовый Роланд»
2 отделение:
Г. Гендель. Ариозо и ария Медеи из оперы «Тезей»
Г. Гендель. Речитатив и ария Юноны из оперы «Семела»
А. Вивальди. Концерт соль мажор для струнных
Г. Гендель. «Lascia ch’io pianga» из оперы «Ринальдо»
Г. Гендель. Ария Альцины из оперы «Альцина»
К. Глюк. Пляска фурий из оперы «Орфей»
Удивительно, но при всей популярности в нашей стране инструментальной музыки Генделя и Вивальди, их оперное творчество только начинает открываться российскому слушателю. Вплоть до начала XXI века о барочных операх seria («серьезных» операх) на русском языке можно было лишь вкратце прочесть в музыкальных учебниках и энциклопедиях. Как правило, эти оперы рассматривались в них с уничижительных позиций реализма XIX века: их было принято считать не более чем «концертами в костюмах», лишенными подлинной оперной драматургии.
Но и в Европе традиции барочной оперы были практически утеряна и начала возрождаться лишь в 1920-е годы. На сцену вернулись оперы Генделя — величайшего оперного драматурга и мастера вокального письма XVIII века. И примерно в то же время в итальянских архивах были найдены многие рукописи, принадлежавшие перу Вивальди: они пролежали в безвестности почти 200 лет. В нашей стране эти сочинения были по-прежнему не известны: из 40 опер Генделя в СССР была поставлена лишь одна — «Юлий Цезарь» (1979, Большой театр). А в концертных программах звучали фрагменты его ораторий, concerti grossi, инструментальные сюиты — но только не оперы! Об операх Вивальди, которых на данный момент известно уже более 90, было известно еще меньше. Долгое время российские меломаны могли с ними знакомиться только посредством звукозаписи. Только в 2010-е годы в нашей стране появляются их первые театральные и концертные версии.
Оркестр Musica Viva, возглавляемый Александром Рудиным, в течение многих лет возвращает на отечественную сцену забытую музыку эпохи барокко. Несколько лет назад он впервые в России исполнил драматические кантаты Генделя на мифологические сюжеты: «Ацис, Галатея и Полифем» и «Аполлон и Дафна» — с участием австралийского баса-баритона Моргана Пирса. Фрагменты из опер Генделя и Вивальди, вошедшие в программу нынешнего концерта, являются не меньшей редкостью. Для их исполнения были приглашены две молодые солистки, обладающие при этом значительным опытом исполнения барочной музыки и владеющие соответствующей ей вокальной техникой, — Александра Кобас-Крук и Мария Остроухова.
В программу также вошла инструментальная музыка Генделя, Вивальди и Глюка. Концерт откроет редко исполняемое в России сочинение итальянского композитора и скрипача Пьетро Локателли — одна из шести его «Театральных интродукций», впервые изданных в 1735 году в Амстердаме, где композитор долгие годы преподавал. Это небольшой трехчастный концерт для струнного оркестра, по характеру музыки подходящий для вступления к театральному представлению, что и указано в авторском названии. А в финале прозвучит фрагмент из знаменитой оперы К.В. Глюка «Орфей» (1762) — драматичная Пляска фурий в царстве Аида, куда герой античного мифа спускается в поисках безвременно умершей супруги Эвридики. Музыка «Орфея» Глюка, несравнимо более известная в России, чем страницы опер Генделя и Вивальди, принадлежит уже новому времени — эпохе классицизма.
1 ноября 2019
Начало: 19:00
Большой зал консерватории
Адрес: Большая Никитская ул., 13/6
Фото: пресс-материалы
Метка Musica Viva, Московская филармония
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Театр Пушкина: открытие 75 юбилейного сезона
Московский драматический театр имени А.С. Пушкина открыл 75 юбилейный сезон и провел традиционный сбор труппы на основной сцене театра. Художественный...
-
Театр Наций открыл театральный сезон
5 сентября в Новом Пространстве Театра Наций состоялась презентация сезона 2024-2025 гг., а следом на Основной сцене прошла VI церемония...
-
VII Международный фестиваль искусств «Вдохновение» на ВДНХ
С 27 июля по 4 августа в Москве на ВДНХ состоится VII Международный фестиваль искусств «Вдохновение». В нем примут участие...
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.